Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:00, реферат
На сегодняшний день к специалисту в любой области деятельности предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого. Речь является по существу одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов по туризму, правовым услугам населению, музейному сервису, домашнему менеджменту, не говоря уже о референтах и документоведах. Все они должны в совершенстве владеть различными видами речевой деятельности, обладать навыками речевого тестирования, уметь квалифицированно вести беседу (именно вести, а не участвовать в ней), в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВ 4
II. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ 6
2.1 Общительность 6
2.2 Волевые свойства личности 8
2.3 Уверенность в себе 9
2.4 Эмпатия – важное коммуникативное свойство личности 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВ 4
II. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ 6
2.1 Общительность 6
2.2 Волевые свойства личности 8
2.3 Уверенность в себе 9
2.4 Эмпатия – важное коммуникативное свойство личности 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Подлинное красноречие не нуждается
ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ,
ни в полиции, чтобы поддерживать порядок
Эмерсон
На сегодняшний день к специалисту в любой области деятельности предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого. Речь является по существу одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов по туризму, правовым услугам населению, музейному сервису, домашнему менеджменту, не говоря уже о референтах и документоведах. Все они должны в совершенстве владеть различными видами речевой деятельности, обладать навыками речевого тестирования, уметь квалифицированно вести беседу (именно вести, а не участвовать в ней), в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения.
Речевая коммуникация весьма сложна по своей структуре. Стремлением познать ее сущность, природу человеческого общения одержимы не только лингвисты, но и психологи, социологи, философы. На стыке наук существуют такие направления, как психолингвистика, паралингвистика, социолингвистика, этнолингвистика.
Эффективное общение напрямую зависит от свойств личности, от знаний, умений, навыков, образованности. К коммуникативным качествам личности можно отнести общительность, направленность, какие-либо черты характера и т.д.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Поэтому многие свойства присущие личности могут изменяться, совершенствоваться, а возможно и наоборот регрессировать под влиянием общества.
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).
Наряду
с социальной приспособленностью развитая
личность обладает личностной автономией,
утверждением своей индивидуальности.
В критических ситуациях такая
личность сохраняет свою жизненную
стратегию, остается приверженной своим
позициям и ценностным ориентациям
(целостность личности). Возможные
психические срывы в
Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.
В
построении своих жизненных планов
стабильная личность исходит из реальных
возможностей, избегает завышенных притязаний.
Развитая личность обладает высокоразвитым
чувством справедливости, совести и
чести. Она решительна и настойчива
в достижении объективно значимых целей,
но не ригидна - способна к коррекции
своего поведения. На сложные требования
жизни она способна реагировать
тактической лабильностью без психических
надломов. Источником своих удач и
неудач она считает себя, а не
внешние обстоятельства. В сложных
условиях жизни она способна взять
ответственность на себя и пойти
на оправданный риск. Наряду с эмоциональной
устойчивостью, она постоянно сохраняет
эмоциональную реактивность, высокую
чувствительность к прекрасному
и возвышенному. Обладая развитым
чувством самоуважения, она способна
посмотреть на себя со стороны, не лишена
чувства юмора и философского
скепсиса
Что
же такое общительность? Прежде всего
— это способность к
Несмотря
на все «неприятности» и переживания,
которые доставляют трудности общения,
большинство людей в полной мере
осознают всю важность и ценность
для себя взаимных контактов. По данным
исследований, сужение круга общения
после прекращения работы и выхода
на пенсию является весомым фактором,
затрудняющим адаптацию человека к
пенсионному периоду жизни. В
исследовании болгарского социолога
Общительность
в самом широком смысле - это
психическая готовность человека к
организаторско-
Существует
множество определений этого
понятия. Можно охарактеризовать общительность
как относительно устойчивое индивидуальное
свойство личности, которое развивается
в ходе коммуникативной деятельности
и проявляется в ней. Общительность как
свойство личности включает в себя следующие
признаки: стремление к общению, инициативность
общения, легкость вступления в контакт,
широту круга общения, устойчивость, выразительность
общения и признаки экстравертированной
направленности .
Следует отметить, что при изучении отдельных коммуникативных характеристик личности важное место занимало также исследование волевых свойств.
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Практика показывает, что неумение общаться, контролировать и сдерживать себя, в значительной мере связано с недостатками волевого поведения.
Они отмечали, что в психической структуре личности важное место занимают волевые качества, без которых невозможна успешная деятельность в повседневной жизни. Различные волевые качества представляют разные возможности для влияния на характер общения, что выражается в разной степени принятия друг друга и в уровне удовлетворенности общественной деятельностью.
К волевым свойствам личности относятся такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание и мужество. Недостаточное развитие данных свойств является одним из главных факторов, обусловливающим трудности в процессе общения.
Огромное
значение при общении индивидов, помимо
перечисленных волевых свойств, играет
волевая активность личности. Так различают
гетерономную и автономную волевую активность
человека. Под автономной волевой активностью
понимают самостоятельную деятельность
человека.
Важное место среди коммуникативных свойств личности занимает и уверенность в себе. На сегодняшний день существует множество публикаций, в которых с совершенно разных позиций описывается и исследуется уверенность. Но до сих пор не существует единого понимания сути этого феномена.
Большое количество исследователей пытались обнаружить однозначные внешние признаки уверенности и провести четкую границу между уверенностью, неуверенностью и агрессивным поведением. Так, Lange & Jakubowski, фиксировали более или менее обозримое количество простых навыков уверенного поведения и описывали их характеристики. Эти характеристики, по их мнению, отличали навыки уверенности от агрессии и неуверенности. Они выдвинули шесть утверждений, выражающих уверенность в себе. Базовым утверждением является простое выражение чувств, мыслей, мнений и прав. Причем растущая уверенность в себе развивается постепенно - от минимально уверенных, относительно не требующих усилий высказываний до более категоричных утверждений, когда минимальный ответ неэффективен.
Неуверенный в себе человек сдерживает чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования, унижения и оскорбления. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет чужого самоуважения".