Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:00, реферат
На сегодняшний день к специалисту в любой области деятельности предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого. Речь является по существу одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов по туризму, правовым услугам населению, музейному сервису, домашнему менеджменту, не говоря уже о референтах и документоведах. Все они должны в совершенстве владеть различными видами речевой деятельности, обладать навыками речевого тестирования, уметь квалифицированно вести беседу (именно вести, а не участвовать в ней), в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВ 4
II. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ 6
2.1 Общительность 6
2.2 Волевые свойства личности 8
2.3 Уверенность в себе 9
2.4 Эмпатия – важное коммуникативное свойство личности 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Уверенность
в себе представляет собой сложное образование
и включает в себя как поведенческие, так
и когнитивно-эмоциональные компоненты.
Это есть позитивное отношение индивида
к своим навыкам, умениям, способностям,
проявляющееся в ситуациях общения.
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику – значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.
Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека. Среди современных определений эмпатии встречаются следующие:
– знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;
– переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;
– активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли);
– огорчение в ответ на страдания другого человека; ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого и др.
Выяснено, что важной стороной эмпатии является способность принимать роль другого человека, что позволяет понимать (чувствовать) не только реальных людей, но и вымышленных (например, персонажей художественных произведений). Показано также, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.
Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия – это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия – не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слова «вы» («вы должны думать и чувствовать то-то»).
Категория эмпатии используется во многих разделах современной психологии, но активно исследуется в гуманистической психологии и позитивной психологии.
В
рамках гуманистической психологии
эмпатия рассматривается как
основа всех позитивных межличностных
отношений. Карл Роджерс, один из основных
вдохновителей гуманистической
психологии и основатель клиент-центрированной
терапии, определяет эмпатию как
«точное восприятие внутреннего
мира другого человека и связанных
с ним эмоций и смыслов, как
если бы вы были тем человеком, но без
утраты этого „как если бы"». Эмпатическое
понимание, когда терапевт передает
воспринятые содержания клиенту, Роджерс
считает третьим по важности условием
клиент-центрированной терапии, тесно
взаимосвязанным с двумя
В позитивной психологии эмпатия – одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество и т.д. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.
Таким образом в число коммуникативных качеств личности вошли:
1) воспитанность, требовательность, объективность, великодушие, обя- зательность, интерес к людям;
2) чуткость, понимание людей, доброжелательность, уравновешен- ность, вежливость, терпимость, приветливость, деликатность, отзывчивость, внимательность;
Условием успешности общения человека с другими людьми является также воспитанность его эмоциональной сферы, умеет ли человек сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои.
Устойчивость
коммуникативных свойств