Личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:00, реферат

Описание работы

На сегодняшний день к специалисту в любой области деятельности предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого. Речь является по существу одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов по туризму, правовым услугам населению, музейному сервису, домашнему менеджменту, не говоря уже о референтах и документоведах. Все они должны в совершенстве владеть различными видами речевой деятельности, обладать навыками речевого тестирования, уметь квалифицированно вести беседу (именно вести, а не участвовать в ней), в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВ 4
II. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ 6
2.1 Общительность 6
2.2 Волевые свойства личности 8
2.3 Уверенность в себе 9
2.4 Эмпатия – важное коммуникативное свойство личности 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 32.58 Кб (Скачать файл)

     Уверенность в себе представляет собой сложное образование и включает в себя как поведенческие, так и когнитивно-эмоциональные компоненты. Это есть позитивное отношение индивида к своим навыкам, умениям, способностям, проявляющееся в ситуациях общения. 

      1. Эмпатия – важное коммуникативное свойство личности
 

     Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику – значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.

     Термин  «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой  становится интуитивное понимание  ситуации другого человека. Среди современных определений эмпатии встречаются следующие:

     – знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

     – переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

     – активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек  повел бы себя на месте другого (принятие роли);

     – огорчение в ответ на страдания  другого человека; ориентированная  на другого человека эмоциональная  реакция, соответствующая представлению  субъекта о благополучии другого  и др.

     Выяснено, что важной стороной эмпатии является способность принимать роль другого  человека, что позволяет понимать (чувствовать) не только реальных людей, но и вымышленных (например, персонажей художественных произведений). Показано также, что эмпатическая способность  возрастает с увеличением жизненного опыта.

     Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания  другого осуществляется на разных уровнях  организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия – это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия – не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слова «вы» («вы должны думать и чувствовать то-то»).

     Категория эмпатии используется во многих разделах современной психологии, но активно  исследуется в гуманистической  психологии и позитивной психологии.

     В рамках гуманистической психологии эмпатия рассматривается как  основа всех позитивных межличностных  отношений. Карл Роджерс, один из основных вдохновителей гуманистической  психологии и основатель клиент-центрированной терапии, определяет эмпатию как  «точное восприятие внутреннего  мира другого человека и связанных  с ним эмоций и смыслов, как  если бы вы были тем человеком, но без  утраты этого „как если бы"». Эмпатическое понимание, когда терапевт передает воспринятые содержания клиенту, Роджерс  считает третьим по важности условием клиент-центрированной терапии, тесно  взаимосвязанным с двумя другими  – подлинностью, конгруэнтностью  терапевта, когда последний «является  самим собой в отношении с  клиентом», открыт по отношению к  своему внутреннему опыту и выражает клиенту то, что действительно  испытывает, а также с безусловным  позитивным отношением психотерапевта к клиенту.

       В позитивной психологии эмпатия –  одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество и т.д. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таким образом в число коммуникативных качеств личности вошли:

     1) воспитанность, требовательность, объективность, великодушие, обя- зательность, интерес к людям;

     2) чуткость, понимание людей, доброжелательность, уравновешен- ность, вежливость, терпимость, приветливость, деликатность, отзывчивость, внимательность;

  1. общительность, коллективизм, авторитетность, обязательность, дипломатичность, демократичность;
  2. самокритичность, скромность, самоутверждение, самосовершенствование, самолюбие, уверенность в себе.

     Условием  успешности общения человека с другими  людьми является также воспитанность  его эмоциональной сферы, умеет  ли человек сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои.

     Устойчивость  коммуникативных свойств личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость поведения в сфере общения. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях коммуникативные свойства не были бы устойчивыми, то людям было бы трудно взаимодействовать друг с другом: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку и были бы не в состоянии предсказывать его поведение. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Асмолов  А.Г. «Психология личности». Москва, 1990 г.

2.Маслоу  А. «Самоактуализация личности  и образование». Киев-Донецк, 1994 г.

3.Немов  Р.С. «Общие основы психологии».  Москва, 1994 г.

4. Изард  К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000г

5 .Лабунская  В. А. Экспрессия человека: общение  и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

6. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М.: Аспекта Пресс, 1999. 430 с.

Информация о работе Личность