Личностные особенности родителей, влияющие на стиль отношения к ребенку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью зависимости стиля отношения к ребенку от личностных особенностей родителя.
Исходя из вышеизложенного, определена цель исследования: изучить соотношение личностных черт родителей и стиля воспитания ребенка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1. Детско-родительские отношения в психологии………………………….....6
1.2 Роль семьи в развитии и воспитании ребенка………………………………..8
1.3 Факторы, влияющие на становление детской психики……………………..11
1.4 Личностные особенности родителей, влияющие на стиль отношения к ребенку……………………………………………………………………………..13
1.5 Родительские стили воспитания и установки……………………………….17
1.6 Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания………………………………………………………………………….28
1.7Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания…………………………………….31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ РОДИТЕЛЕЙ И СТИЛЯ ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ
2.1 Обоснование замысла исследования. Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………………………………………………….38
2.2 Организация и ход исследования……………………………………………39
2.3 Результаты исследования……………………………………………………..41
2.4 Обсуждение результатов………………………………………………………45
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...52

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Е.Т. Столин и В.В. Столин добавили еще несколько типов  неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку.

1. Отношение матери к сыну-подростку  как к «замещающему» мужу: требование  активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться  постоянно в обществе сына, быть  в курсе его интимной жизни,  стремление ограничить его контакты  со сверстниками. Матери жалуются на отсутствии контакта с сыном, его желание отгородиться от нее, его «презрение». В менее грубой форме подобное отношение, как уже указывалось, выливается в присвоении подростку статуса «главы семьи».

2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем (комплекс «умной Эльзы»). В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка» (В. И. Захаров, 1982), что по существу означает «зачеркивание» реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регресс и фиксацию на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с ним.

3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице — как об отсутствующем. У гипертимных подростков подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом; родитель тогда идет на мировую из-за страха перед агрессией или путем ответной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть им же созданную стену отчуждения. Подобное поведение родителей у сензитивных детей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую любовь, подросток вынужден сверхограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Послушание достигается ценой обесценивания «Я», сохранения примитивной привязанности.

4. Воспитательный контроль  посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится  родителями как «неблагодарный»,  «предавший родительскую любовь»,  «доставляющий своей мамочке  столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом подростка оказаться виноватым в неблагополучии родителей, отношениями зависимости.[8]

 

1.6 Факторы, влияющие  на формирование родительских  установок и стилей воспитания

 

В последние годы в  психологии быстро развивается идея о сильной биологической обусловленности  родительского чувства. Для благополучного «запуска» биологической основы материнства существенны три фактора: сенситивный период, ключевые раздражители и импринтинг. Считается, что у матери есть сенситивный период материнства первые 36 ч после родов. Если в этот период матери представлена возможность непосредственного общения с новорожденным, так называемый контакт «кожа—кожа», то у матери возникает психологический импринтинг на данного ребенка, интимная душевная связь с ребенком образуется быстрее, бывает более полноценной и глубокой. Дальнейшие исследования тех семей, где не был упущен сенситивный период материнства, показывают, что поведение матерей было спокойным и любящим, дети достоверно чаще улыбались. Детская улыбка в свою очередь мощное поощрение для матери, ключевой раздражитель, запускающий специфическое материнское поведение. Таким образом, вовремя использованный сенситивный период материнства обращается в кольцо позитивных взаимодействий с ребенком и служит гарантом хорошего контакта, теплой и любящей атмосферы общения матери с ребенком.

Стиль общения с ребенком репродуктивен, он во многом задается семейными традициями. Матери воспроизводят  тот стиль воспитания, какой был  свойствен их собственному детству, нередко повторяют стиль своих  матерей. Характерологические особенности  родителей являются одной из существенных детерминант родительского отношения. В работе А. Адлера впервые был описан тип тревожной матери, устанавливающей с ребенком симбиотические отношения, опекающей и защищающей его, тем самым парализующей собственную активность и самостоятельность ребенка.

На основании клинических  наблюдений и экспериментальных  психологических исследований А.И. Захаров (А.И. Захаров, 1998) описывает  изменения личности родителей, которые  относятся главным образом к  сфере «я». Они нерезко выражены и не ведут к грубым нарушениям социальной адаптации, расторможенным и асоциальным формам поведения. У матери и отца есть ряд общих изменений личности, которые можно сгруппировать следующим образом.

«Слабость личности»  повышенная ранимость, затруднения  в принятии решений, мнительность, застреваемость на переживаниях.

«Ригидность личности»  болезненно заостренное чувство  ответственности, долга, обязанности, негибкость, инертность и консерватизм, трудность принятия и играния  ролей.

«Закрытость личности»  недостаточная общительность и эмоциональная отзывчивость, сдержанность в выявлении чувства любви и нежности, подавление внешнего выражения переживаний, преобладание самозащитного типа реакций в ответ на действие фрустрирующих ситуаций.

«Конфликтность личности»  постоянное чувство внутренней неудовлетворенности, обидчивость, недоверчивость, упрямство и негативизм.

Также А.И. Захаров дает комплексную характеристику личностных особенностей матерей, чьи дети страдают неврозом (А.И. Захаров, 1982). Наряду с  сенситивностью, тревожностью и неуверенностью в себе этих матерей отличает также излишняя пунктуальность, принципиальность в моральных требованиях, ригидность мышления, нетерпимость, склонность к образованию сверхценных идей, высокая конфликтность в сфере межличностных отношений, недостаточная эмоциональная отзывчивость. У отцов в этих наблюдениях, по данным MMPI, на первый план выступали черты мягкости, пассивности, некоторой минорности общего фона настроения (А.И. Захаров, 1982). Результатом подобных личностных особенностей является извращенная ролевая структура семьи, в которой мать излишне «мужественна» - недостаточно эмоционально отзывчива и эмпатична, зато требовательна и категорична, а отец «женствен» мягок, раним, не способен управлять ситуацией. Очевидно, что родители с подобными, характерологическими особенностями представляют ребенку искаженные образцы для идентификации и усвоения социальных образцов поведения. Оба родителя обладают также сходной структурой неудовлетворенных потребностей в основном это фрустрация потребности в эмоциональной близости, заостренное желание независимости, сочетающееся со страхом перемен, чувство внутреннего дискомфорта, внутренняя конфликтность и недовольство собой. Однако душевная усталость, неадекватные способы самоутверждения не позволяют родителям адекватно увидеть и принять себя такими, какие они есть, искать конструктивные пути разрешения собственных конфликтов. Ребенок в такой семье выступает в качестве «козла отпущения», принимающего на себя проекции родительских конфликтов, а его невроз становится клиническим выражением личностных проблем родителей (А.И. Захаров, 1982).

В исследовании детей  с ночным энурезом А.Я. Варга убедительно  показала, как невротический симптом  ребенка становится условно-желательным  для родителей, позволяя им вытеснять неблагополучие в сфере собственных интимных отношений.

Патологическая заостренность  характерологических черт родителей  порождает специфические особенности  отношения к ребенку. Родители, например, не замечают у себя тех черт характера  и поведения, на малейшее проявление которых у ребенка они реагируют аффективно-болезненно и настойчиво стараются искоренить. Таким образом, родители неосознанно проецируют свои проблемы на ребенка, а затем реагируют на них как на свои собственные. Так, нередко «делегирование» упорное желание сделать из ребенка «самого» (развитого, эрудированного, порядочного, социально-успешного) является компенсацией чувства малоценности, недееспособности, переживания себя как неудачника. Проекция родительских конфликтов на ребенка не предрешает, однако, стиля родительского отношения: в одном случае это выльется в открыто эмоциональное отвержение ребенка, не соответствующего идеальному родительскому образу; в другом случае примет более изощренную форму: по защитному механизму образования реакции обернется гиперопекой или гиперпротекцией.

Очень обостряется конфликтное  отношение к ребенку-подростку, особенно если в семье есть еще маленький  ребенок: родители обычно склонны переоценивать  достоинства младшего, на фоне которого недостатки подростка реальные и мнимые воспринимаются родителями как невыносимые.

Неприятие или эмоциональное  отвержение особенно драматично для  обеих сторон в неполных семьях, где мать преследует страх, что ребенок  воспроизведет нежелательные черты  отца, - «боюсь, что скажутся гены».

Скрытое отвержение может  маскироваться здесь гиперпротекцией, в крайних вариантах доминирующей гиперпротекцией.

Гиперсоциальность, паранойяльные  черты личности в сочетании с  фрустрацией потребности в любви  у матери, самой имеющей неблагоприятный опыт отношений в прародительской семье, порождают амбивалентные чувства к ребенку, чаще всего дочери. Существует довольно аргументированная точка зрения, что воспроизведение стиля воспитания из поколения в поколение общая закономерность (А.И. Захаров, 1982)[14;24]

 

 

1.7 Социально-психологические  типы личности ребенка, которые  соответствуют определенному типу  семейного воспитания

 

В.М. Минияров (В.М. Минияров, 2000) выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн.

Получаемые в ходе диагностики типические портреты личности отличаются от предложенных вариантов в зарубежной и отечественной психологической литературе. Предлагаемая Минияровым диагностика изучает отклонения в норме от того гармонического типа личности, который всегда был идеалом воспитания.

Таблица 1.

 

 Основные виды отношений и их сочетание с типом личности и стилями воспитания

 

 

Виды отношений

Типы личности

Конформный

доминирующий

сензитивный

инфантильный

тревожный

Интровертивный

1. Отношение родителей  к деятельности ребенка

Удовлетворение желаний ребенка путем ласки, смирения, сопереживания

Стимулирование к состязанию с другими

Предоставление полной свободы действий

Предупреждение всех самостоятельных действий, ограничение инициативы

Полное ограничение самостоятельной деятельности

Ребенок предоставлен сам себе, имеет полную свободу самостоятельной деятельности

2. Отношение родителей  к методам поощрения и наказания

Непоследовательное или даже одновременное применение наказаний и поощрений

Похвала и поощрение

Ни похвалы, ни наказаний

Никогда не наказывают, только хвалят

Применение насильственных мер в виде наказаний

Отсутствуют похвала  и наказание

3. Отношение родителей  к ребенку

Отсутствие заботы о  детях

С восторгом, гордостью

С любовью и вниманием, добрые, простые отношения

Предупреждают все его требования и желания

Жесткие, требовательные

С любовью

4. Отношение родителей  к окружающим людям

Ложь и лицемерие, мелкий расчет и стремление к мелкой наживе

Ставят себя в пример и своего ребенка

Живут жизнью ребенка. Помогают окружающим людям

Хвастается своим ребенком

Раздражение по отношению  к окружающим людям

Доброе терпеливое отношение к людям с искренностью и любовью

5. Отношение родителей  к нравственным ценностям

Требование от детей  соблюдения внешних обрядов, значение которых не объясняется. Соблюдение внешних приличий в обществе

Требуют формального соблюдения нравственных норм

Приучают действовать  не по шаблону, а по совести

Стараются ласками и уговорами сделать их умными и послушными. Соблюдают внешнее приличие

Беспрекословное выполнение нравственных требований

Строгое требование действовать по правилам

6. Отношение родителей  к мыслительной деятельности  ребенка

Не возбуждают внимание ребенка, не побуждают к размышлениям. Стараются устранить такие рассуждения

Потакательство всему, чем ни занимался, Лишь бы мог выделиться

Наблюдательность, привычка к размышлению над окружающими явлениями, понимание связи их внутреннего

Не побуждается к размышлениям и мыслительным действиям, т. к. распоряжается своим временем

Запрещается рассуждать, обязан выполнять немедленно распоряжения

Родители много беседуют и рассуждают

Стиль семейного воспитания

Попустительский

Состязательный

Рассудительный

Предупредительный

Контролирующий

Сочувствующий


 

В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие им семь социально-психологических типа личности ребенка (Минияров В.М.,):

  1. Сочувствующий стиль

Ребенок предоставлен сам  себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоций.

 

  1. Интровертированный тип личности ребенка

Чуткий, внимательный, правдивый, честный, вежливый, уравновешенный, спокойный, скромный, стеснительный, простодушный, прост в общении с людьми, терпелив, исполнителен, склонен к занятию  физическим трудом, ответственен, самокритичен.

  1. Попустительский стиль

Ребенку предоставлена  бесконтрольная свобода действий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют  только те, которые можно удовлетворить  за счет других людей. Обучая выполнению правил, требований родители действуют ситуативно, не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. В выборе форм поведения ребенок свободен, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Мыслительная деятельность ребенка связана в основном с поиском и ожиданием возможного получения удовольствия.

  1. Конформный тип

Нечестен, хвастлив, хитер, изворотлив, отсутствует чуткость к  людям, извлечение из всего личной выгоды, скуп, жаден, требователен только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевете, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство, недобросовестность.

  1. Состязательный стиль

Родители ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может быть вознагражден как восторженными эпитетами, так и материально. Учат не сдавать завоеванных позиций. Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как должен он выглядеть в обществе. Моральные нормы лишь для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди людей и по возможности выгодно выделиться. Следят за интеллектуальным развитием детей, приучая к демонстрации своих интеллектуальных возможностей, к поиску момента их проявления, а не к глубоким размышлениям.

Информация о работе Личностные особенности родителей, влияющие на стиль отношения к ребенку