Личностные особенности родителей, влияющие на стиль отношения к ребенку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью зависимости стиля отношения к ребенку от личностных особенностей родителя.
Исходя из вышеизложенного, определена цель исследования: изучить соотношение личностных черт родителей и стиля воспитания ребенка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1. Детско-родительские отношения в психологии………………………….....6
1.2 Роль семьи в развитии и воспитании ребенка………………………………..8
1.3 Факторы, влияющие на становление детской психики……………………..11
1.4 Личностные особенности родителей, влияющие на стиль отношения к ребенку……………………………………………………………………………..13
1.5 Родительские стили воспитания и установки……………………………….17
1.6 Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания………………………………………………………………………….28
1.7Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания…………………………………….31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ РОДИТЕЛЕЙ И СТИЛЯ ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ
2.1 Обоснование замысла исследования. Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………………………………………………….38
2.2 Организация и ход исследования……………………………………………39
2.3 Результаты исследования……………………………………………………..41
2.4 Обсуждение результатов………………………………………………………45
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...52

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)
  1. Доминирующий тип

Самоуверенный, высокомерный, эгоистичный, преувеличивает свои возможности, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на собственной  защите и все это при высоком  проявлении двигательной активности.

  1. Рассудительный стиль

Предоставляют ребенку  полную свободу действий, чтобы ребенок  путем самостоятельных проб и  ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо  рассказывают и отвечают на все возникающие  у ребенка вопросы. Они считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения ровные и спокойные во всем. Четко следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. Отсутствие наказания порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, преподносят интересные факты для осмысления их ребенком.

  1. Сензитивный тип

Чувствительный, добросовестный, общительный. Свойственен самоконтроль, уверенность в себе. Имеет средние значение по качествам: сообразительность, склонность к риску, тревожность и низкие по качествам: возбуждение, доминирование, социальная смелость, напряженность.

  1. Предупредительный стиль

Родители считают, что  ребенок не должен действовать самостоятельно. Ребенок полностью лишен активной деятельности и является пассивным, постоянно развлекаемым родителями. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, наоборот испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает. Безмерная любовь родителей к ребенку толкает их на самый изощренный путь бесконечного проявления любви и ласки. Господствуют вседозволенность и потакание, ребенку прощается все шалости.

  1. Инфантильный тип

Несамостоятельный, неспособный  к принятию решений, действует лишь по чьему-либо указанию, равнодушны и  холодны, безразличны и безучастны к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощны, осторожны, сдержаны в действиях и словах, исполнительны при условии контроля, пассивны, безответственны, не уверены в своих силах, неорганизованны, недисциплинированны, безынициативны.

  1. Контролирующий стиль

Родители представляют ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. Часто наказывают за неправильное поведение, начиная с командно – приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретом на удовлетворение потребностей ребенка, считая, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать. Ласкают ребенка очень редко, в основном предъявляют к нему высокие требования. «Ребенок – мишень», на которого сыпятся все шишки.

  1. Тревожный тип

Вспыльчив, подозрителен и осторожен во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливый, добросовестный, с заниженной самооценкой, стремиться оказать помощь товарищу. Защищает товарищей и своих близких. Сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.

 

 

 

  1. Гармоничный стиль

Не будем рассматривать  его подробно, так как он является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано  в предыдущих стилях воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ  ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ РОДИТЕЛЕЙ И СТИЛЯ  ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ

 

 

2.1 Обоснование замысла исследования. Цель, гипотеза и задачи исследования

 

Влияние семьи  и семейного воспитания на психологические  особенности ребёнка и становление его личности многократно показано и доказано.  В последнее время, в связи с кардинальными социо - культурными и нравственно-психологическими трансформациями, которые происходят в современной российской семье, проблема детско-родительских отношений становится всё более актуальной для социально-психологических исследований.  Однако для таких исследований необходим адекватный метод анализа и оценки родительского отношения к ребёнку. [16]

В данном исследовании нам хотелось бы показать, что любой родитель использует тот или иной стиль отношения к ребенку, неосознанно направляемый личностными чертами, свойственными его характеру. Разница состоит лишь в том, что совокупность черт характера одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие, а у другого родителя доминируют такие черты, которые ведут к неприемлемому, с точки зрения психологии и педагогики, стилю воспитания и отрицательно сказываются на формировании личности ребенка.

Цель исследования:

Изучить влияние  личностных особенностей родителей  на стиль отношения к ребенку.

 

Задачи исследования:

Обосновать  замысел и описать процедуру  экспериментального изучения характерологический  черт личности родителей, стилей взаимодействия и отношения с ребенком.

Организовать  и провести психологический эксперимент.

Провести качественный анализ полученных на выборке испытуемых-родителей  эмпирических данных относительно личностных свойств и стилей взаимодействия.

Сформулировать  основные выводы и практическую значимость проведенного исследования.

Гипотеза исследования: личностные особенности родителей  оказывают влияние на выбор ими  стиля отношения к ребенку.

 

2.2 Организация  и ход исследования

 

Исследование  было проведено в детском саду №290 г. Казани. Испытуемые родители детей старшей и подготовительной групп (всего 25 родителей). Из них 22-е матери и 3 отца. Средний возраст родителей от 25 лет до 35 лет.

Им было предложено тест опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина. (см.: И.М. Марковская, 2000; Практическая психодиагностика, 1998).

Родителям были розданы бланки опросников, которые  они заполняли, отвечая на вопросы  тестов. Экспериментатор следил за временем выполнения и давал пояснения, если было необходимо.

Методы исследования:

Практическое  исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без  конкретных методов психологической  диагностики. При этом в зону диагностики  могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. Последние тесно связаны друг с другом: отношения включаются в реальное взаимодействие и в качестве условий, и в качестве результата. Поэтому представляется обоснованным, что исследователи часто делают выводы об определенном взаимодействии, изучая отношения участников сторон взаимодействия, и, наоборот, по характеру взаимодействия судят об отношениях сторон.

Следует отметить, что методики диагностики родительско-детского взаимодействия и родительско-детских  отношений тесно связаны с задачами психокоррекционной работы, поэтому желательно, чтобы они были не только констатирующими, то есть раскрывали бы картину существующих отношений, на и эвристическими дающими и расширяющими возможность понимания субъективного мира не только для психолога, но и для обследуемого человека. Таким методикам обычно не ставятся очень жесткие требования относительно их диагностической и прогностической валидности.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ  РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН (Практическая диагностика. Методы и тесты. / Д.Я. Райгородский, 1998).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского  отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания  характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит  из 5 шкал.

  1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.
  2. «Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.
  3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокие баллы по этой шкале интерпретируются как стремление родителя к симбиотическим отношениям с ребенком.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм.
  5. «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

Ход исследования:

Опрос родителей  проводился индивидуально. Каждая мама получала тестовые материалы, содержащие инструкции, опросники и бланки ответов.

 

2.3 Результаты исследования

 

Результаты  исследования стиля отношения к ребенку:

Результаты  психологической диагностики, проведенной  для определения стиля отношения  к ребенку, представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2

 

 Результаты изучения стиля отношения к ребенку

 

№ пп

Прин.

Кооп.

Симб.

Гиперс.

Инф.

1.

9

80

5

69

46

2.

97

49

75

69

15

3.

77

12

93

69

85

4.

89

31

75

32

70

5.

68

49

75

69

93

6.

31

80

75

14

70

7.

54

80

93

32

46

8.

68

49

93

84

70

9.

77

80

87

54

70

10.

68

31

20

69

97

11.

89

80

87

84

46

12.

12

80

97

69

70

13.

4

31

39

32

46

14.

31

49

87

69

70

15.

31

49

87

69

70

16.

54

80

58

4

46

17.

68

80

87

54

85

18.

68

80

93

69

70

19.

54

80

93

32

85

20.

31

49

75

14

85

21.

89

31

58

84

85

22.

54

80

75

69

46

23.

12

80

58

54

70

24.

12

80

93

54

70

25.

31

31

87

84

97

Ср.зн

21,6

27,9

33,9

49,8

65,7


 

Из полученных результатов видно, что более  половины матерей принимают своего ребенка. Им нравится ребенок таким, какой он есть. Родители уважают  индивидуальность ребенка, симпатизируют  ему, одобряют его интересы и планы. Однако достаточно большое количество матерей имеют низкие показатели по шкале «Принятие – отвержение», что говорит о том, что они склонны воспринимать ребенка плохим, неприспособленным и неудачливым. Эти матери часто испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его.

82% испытуемых  набрали высокие и средние  баллы по шкале «Кооперация». Это свидетельствует о том,  что большинство родителей проявляет  заинтересованность делами и  планами ребенка, стараются помочь ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.

Однако у 73% испытуемых дистанция в общении с ребенком слишком мала. Эти матери ощущают  себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Это может объясняться небольшим возрастом детей (6-10 лет), а может быть связано и с повышенной личностной тревожностью самих матерей.

97% испытуемых  набрали высокие и средние  показатели по шкале «Инфантилизация». Это говорит о том, что практически  все родители видят своего  ребенка младшим по сравнению  с реальным возрастом, приписывают детям личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не воспринимаются всерьез. Ребенок кажется родителям не приспособленным, открытым для дурных влияний. Возможно, именно поэтому 40% матерей предпочитают жестко контролировать своих детей.

Небольшой части  данной группы испытуемых (40%) свойственен  авторитарный стиль воспитания: строгая  дисциплина, безоговорочное послушание. Такие родители стараются навязать ребенку свою волю, не в состоянии  понять точку зрения ребенка. Они пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Результаты  корреляционного анализа:

Корреляционный анализ соотношений между типом отношения  к детям и личностными особенностями  родителей показал следующие результаты:

Принятие – отвержение:

Существует отрицательная  корреляционная связь между уровнем  отвержения ребенка и фактором Q2 (r = - 0,46; p < 0,01).

Т.е. несамостоятельной, зависимой от группы личности, нуждающейся  в поддержке, советах и одобрении окружающих очень сложно принять своего ребенка, позволить ему быть таким, какой он есть.

Информация о работе Личностные особенности родителей, влияющие на стиль отношения к ребенку