Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:34, контрольная работа
Объект исследования: межличностный конфликт.
Предмет исследования: сущность, особенности межличностного конфликта.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть личностные причины межличностных конфликтов.
Проанализировать ситуации взаимодействия менеджера и клиента.
Введение 3
Основная часть 5
Практическая часть 9
Выводы 13
Список литературы 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Контрольная работа
По дисциплине: «Психология»
На тему: «Личностные причины межличностных конфликтов»
Выполнил:
Студент(ка) гр. …
Ф.И.О.
Проверил:
к.п.н.,доцент
Попова М.П.
Великий Новгород
2013
Содержание
Бесконфликтное существование - идеал любого человеческого сообщества, сколь желанный, стать и недостижимый. Во всем мире не существует двух абсолютно одинаковых людей, которые бы полностью разделяли взгляды друг друга. В силу этого противоречия между людьми неизбежны и постоянно требуют разрешения.
Ситуация педагогического общения в этом отношении имеет свою специфику. В силу того, что участники образовательного процесса принципиально отличаются друг от друга не только своими формальными ролями, но и уровнем личностной зрелости, жизненным опытом, особенностями мироощущения, то и противоречия между ними вполне оправданы и естественны. Эффективность образовательного процесса во многом и определяется тем, насколько удается эти противоречия разрешить.
Вообще противоречие в межличностных отношениях - явление естественное, поскольку невозможно постоянное и полное совпадение интересов, взглядов, склонностей и настроений. Несовпадение может быть разрешено в доброжелательном споре, в котором обе стороны стремятся прийти к согласию. Если же они заинтересованы только в отстаивании своей позиции любой ценой, противоречие неизбежно перерастает в конфликт. В педагогической практике, вопреки голословно провозглашаемым мнениям, имеется ряд оснований для возникновения конфликтов. В личности растущего человека происходят определенные изменения, которые могут ускользать от внимания педагога и не учитываться в обучении и воспитании. Серьезные изменения могут происходить и с коллективом, членом которого является ребенок. Таким образом, в учебно-воспитательном процессе возможно несовпадение личных целей, задач, педагогических методов и индивидуальных особенностей учащихся, что нередко приводит к конфликтам между учителем и учеником. Это становится причиной потери учащимся познавательного интереса, возникновения неуверенности в своих силах, отрицательного отношения к школе, порождает активное внутреннее торможение у ребенка, которое может быть расценено как недостаток способностей. Такой конфликт иногда провоцирует ребенка на поиски иной среды общения, в которой удовлетворяется потребность в защищенности, ощущении своей полноценности.
Конфликты между отдельными детьми чаше всего бывают вызваны неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педагогически целесообразном вмешательстве в такой конфликт он может способствовать успешному формированию личности, положительным изменениям в поведении ребенка, консолидации сил коллектива.
Возможно возникновение межгруппового конфликта, когда в качестве противостоящих сторон выступают группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу.
В своем развитии конфликт проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование. Каждый этап предполагает свою логику поведения педагога. Возможны следующие варианты психолого-педагогической коррекции конфликта: компромисс (взаимные уступки), привлечение объективных посредников, переключение внимания, отделение содержательной и эмоциональной сторон конфликта, отсрочка.
Объект исследования: межличностный конфликт.
Предмет исследования: сущность, особенности межличностного конфликта.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Личностные причины межличностных конфликтов
К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста. Эти и другие аспекты межличностных конфликтов раскрываются в данной теме.
Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов. Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.
Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему1: 1. межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу; 2. в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных; 3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей; 4. межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами; 5. межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.
В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, па основе столкновения их личных мотивов. В межличностном конфликте в полном объеме проявляются индивидуальные социально психологические особенности субъектов конфликта, влияющие на динамику его развития, формы конфликтного взаимодействия, ход и исход. Они отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически все сторон отношений между конфликтующими сторонами и затрагивают интересы не только непосредственных участников, но и тех, с кем они непосредственно связаны, либо служебными, либо межличностными отношениями. В межличностном конфликте эмоциональная сторона, как правил, преобладает над рациональной. У межличностного конфликта высокая вероятность быстрого вхождения в фазу эскалации.
Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. 1 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их типов и причин.
Управление межличностными
конфликтами можно
Таблица 1 - Сферы межличностных конфликтов
Таблица 2 - Управление межличностными конфликтами
Таблица 3 - Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну
Таблица 4 - Классификация межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов S1 и S2 в межличностных отношениях (симпатии – (+) и антипатии – (-))
Рассмотрим описание конкретных ситуаций взаимодействия менеджера и клиента, проанализируем их по следующей схеме:
Схема анализа ситуации взаимодействия
Место |
Время |
Возраст |
Психическое состояние на момент взаи- модействия |
Действия инициатора взаимодействия |
Ответные действия другого человека | ||
Вербаль-ные способы |
Невербальные способы |
Вербаль- ные способы |
Невер- бальные способы |
Новое действие инициатора
взаимодействия
Ответное действие другого
Выводы:
1. На каких
основах происходило
Схема анализа ситуации взаимодействия 1
В салоне красоты клиенту сделали не то, что он хотел.
Салон красоты |
15.00 |
25 лет |
Раздражительное состояние |
Действия инициатора взаимодействия |
Ответные действия другого человека | ||
Повышенный тон общения |
Недоброжелательный взгляд |
Спокойный голос |
Скрещенные руки на груди |
Требует возврата стоимости услуги
Отказал в немедленном возврате оплаты, предложив написать заявление, по которому жалоба будет рассматриваться в течение 10 рабочих дней руководителем и деньги будут возвращены.
Выводы:
1. На каких
основах происходило
Схема анализа ситуации взаимодействия 2
В мебельном магазине клиент заказал мягкую мебель. Ее должны были привести через месяц после заключения договора. С момента заказа прошло три месяца, клиент хочет вернуть оплату за заказ.
Мебельный магазин |
Среда, 17.00 |
35 лет |
Недоверительное отношение |
Действия инициатора взаимодействия |
Ответные действия другого человека | ||
Крик |
Активная жестикуляция руками |
Понимающий тон |
Задумчивый взгляд |
Требует возврата оплаты
Приносит извинения, обещает исполнения заказа в ближайшее время, предлагает скидку за ожидание.
Выводы:
1. На каких
основах происходило
Схема анализа ситуации взаимодействия 3
Информация о работе Личностные причины межличностных конфликтов