Личностные причины межличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования: межличностный конфликт.
Предмет исследования: сущность, особенности межличностного конфликта.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть личностные причины межличностных конфликтов.
Проанализировать ситуации взаимодействия менеджера и клиента.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
Практическая часть 9
Выводы 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Psikhologia_tema_25.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА  И ЭКОНОМИКИ

НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ


 

 

КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫХ  И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По  дисциплине: «Психология»

 

На  тему: «Личностные причины межличностных конфликтов»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент(ка) гр. …

Ф.И.О.

 

Проверил:

к.п.н.,доцент

Попова  М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2013

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бесконфликтное  существование - идеал любого человеческого  сообщества, сколь желанный, стать  и недостижимый. Во всем мире не существует двух абсолютно одинаковых людей, которые бы полностью разделяли взгляды друг друга. В силу этого противоречия между людьми неизбежны и постоянно требуют разрешения.

Ситуация педагогического  общения в этом отношении имеет  свою специфику. В силу того, что  участники образовательного процесса принципиально отличаются друг от друга не только своими формальными ролями, но и уровнем личностной зрелости, жизненным опытом, особенностями мироощущения, то и противоречия между ними вполне оправданы и естественны. Эффективность образовательного процесса во многом и определяется тем, насколько удается эти противоречия разрешить.

Вообще противоречие в межличностных отношениях - явление  естественное, поскольку невозможно постоянное и полное совпадение интересов, взглядов, склонностей и настроений. Несовпадение может быть разрешено в доброжелательном споре, в котором обе стороны стремятся прийти к согласию. Если же они заинтересованы только в отстаивании своей позиции любой ценой, противоречие неизбежно перерастает в конфликт. В педагогической практике, вопреки голословно провозглашаемым мнениям, имеется ряд оснований для возникновения конфликтов. В личности растущего человека происходят определенные изменения, которые могут ускользать от внимания педагога и не учитываться в обучении и воспитании. Серьезные изменения могут происходить и с коллективом, членом которого является ребенок. Таким образом, в учебно-воспитательном процессе возможно несовпадение личных целей, задач, педагогических методов и индивидуальных особенностей учащихся, что нередко приводит к конфликтам между учителем и учеником. Это становится причиной потери учащимся познавательного интереса, возникновения неуверенности в своих силах, отрицательного отношения к школе, порождает активное внутреннее торможение у ребенка, которое может быть расценено как недостаток способностей. Такой конфликт иногда провоцирует ребенка на поиски иной среды общения, в которой удовлетворяется потребность в защищенности, ощущении своей полноценности.

Конфликты между  отдельными детьми чаше всего бывают вызваны неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педагогически целесообразном вмешательстве в такой конфликт он может способствовать успешному формированию личности, положительным изменениям в поведении ребенка, консолидации сил коллектива.

Возможно возникновение  межгруппового конфликта, когда  в качестве противостоящих сторон выступают  группы, преследующие несовместимые  цели и своими действиями препятствующие друг другу.

В своем развитии конфликт проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование. Каждый этап предполагает свою логику поведения педагога. Возможны следующие варианты психолого-педагогической коррекции конфликта: компромисс (взаимные уступки), привлечение объективных посредников, переключение внимания, отделение содержательной и эмоциональной сторон конфликта, отсрочка.

Объект исследования: межличностный конфликт.

Предмет исследования: сущность, особенности межличностного конфликта.

В связи с поставленной целью  в работе решаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть личностные причины межличностных конфликтов.
  2. Проанализировать ситуации взаимодействия менеджера и клиента.

 

Основная часть

Личностные причины межличностных конфликтов

 

 

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста. Эти и другие аспекты межличностных конфликтов раскрываются в данной теме.

Строгого определения  межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о  таком конфликте, то нам сразу  представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов. Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

Межличностные конфликты имеют  свои отличительные особенности, которые  сводятся к следующему1: 1. межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу; 2. в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных; 3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей; 4. межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами; 5. межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, па основе столкновения их личных мотивов. В межличностном конфликте в полном объеме проявляются индивидуальные социально психологические особенности субъектов конфликта, влияющие на динамику его развития, формы конфликтного взаимодействия, ход и исход. Они отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически все сторон отношений между конфликтующими сторонами и затрагивают интересы не только непосредственных участников, но и тех, с кем они непосредственно связаны, либо служебными, либо межличностными отношениями. В межличностном конфликте эмоциональная сторона, как правил, преобладает над рациональной. У межличностного конфликта высокая вероятность быстрого вхождения в фазу эскалации.

Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. 1 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их типов и причин.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать  в двух аспектах – внутреннем и  внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. Содержание такой деятельности на каждом этапе управления представлено в табл. 2. В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы (см. табл. 3), а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии. В табл. 4 дается типология межличностных конфликтов к такому основанию.

Таблица 1 -  Сферы межличностных конфликтов

 

Таблица 2 - Управление межличностными конфликтами

 

Таблица 3 - Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну

 

 

Таблица 4 - Классификация межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов S1 и S2 в межличностных отношениях (симпатии – (+) и антипатии – (-))

 

 

 

Практическая  часть

 

Рассмотрим  описание конкретных ситуаций взаимодействия менеджера и клиента, проанализируем их по следующей схеме:

Схема анализа ситуации взаимодействия

 

Место

Время

Возраст

Психическое состояние на момент взаи-

модействия

Действия инициатора взаимодействия

Ответные действия другого человека

Вербаль-ные способы

Невербальные  способы

Вербаль-

ные способы

Невер-

бальные способы


                                                                         


                                                          Обратная информация

                                          


          

 

 

Новое действие инициатора


взаимодействия

                   

Ответное действие другого

 

Выводы:      

1. На каких  основах происходило взаимодействие:                   

  • взаимного доверия
  • недоверия
  • раздражительности
  • взаимопонимания

 

Схема анализа ситуации взаимодействия 1

 

В салоне красоты клиенту сделали не то, что он хотел.

 

Салон красоты

15.00

25 лет

Раздражительное состояние

Действия инициатора взаимодействия

Ответные действия другого человека

Повышенный  тон общения

Недоброжелательный  взгляд

Спокойный голос

Скрещенные  руки на груди


                                                                         


                                                          Обратная информация

                                          


          

 

 

Требует возврата стоимости  услуги


                   

Отказал в немедленном  возврате оплаты, предложив написать заявление, по которому жалоба будет  рассматриваться в течение 10 рабочих  дней руководителем и деньги будут  возвращены.

 

Выводы:      

1. На каких  основах происходило взаимодействие:                   

  • взаимного доверия
  • недоверия
  • раздражительности
  • взаимопонимания

 

Схема анализа  ситуации взаимодействия 2

 

В мебельном магазине клиент заказал мягкую мебель. Ее должны были привести через месяц после заключения договора. С момента заказа прошло три месяца, клиент хочет вернуть оплату за заказ.

 

Мебельный магазин

Среда, 17.00

35 лет

Недоверительное отношение 

Действия инициатора взаимодействия

Ответные действия другого человека

Крик

Активная жестикуляция руками

Понимающий  тон

Задумчивый  взгляд


                                                                         


                                                          Обратная информация

                                          


          

 

 

Требует возврата оплаты


                   

Приносит извинения, обещает исполнения заказа в ближайшее  время, предлагает скидку за ожидание.

 

Выводы:      

1. На каких  основах происходило взаимодействие:                   

  • взаимного доверия
  • недоверия
  • раздражительности
  • взаимопонимания 

Схема анализа ситуации взаимодействия 3

 

Информация о работе Личностные причины межличностных конфликтов