Лидерские качества руководителя и пути их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить лидерские качества руководителя и определить пути их развития.
Задачи:
1. Теоретико – методологический анализ проблемы лидерства в психологической литературе.
2. Разработка рекомендаций по развитию лидерских качеств руководителей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научные исследования лидерства………………………………….5
1.1. Исследования лидерства в англоязычной литературе…………………5
1. 2. Исследования лидерства в отечественной литературе………………...7
Глава 2. Сущность феномена лидерства……………………………………..11
2.1. Структура лидерства……………………………………………………11
2.2 Классификация и условия возникновения лидерства…………………...12
2. 3. Механизмы выдвижения в позицию лидера……………………………15
Глава 3. Развитие лидерских качеств…………………………………………20
3. 1. Задачи развития лидерских качеств……………………………………...20
3. 2. Практические рекомендации по развитию лидерских качеств………...21
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсовая лидерство.docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Московский Государственный областной Университет

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

кафедра психологии развития и профессиональной деятельности

 

 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

 

Дисциплина: «Психология управления»

 

Тема: «Лидерские качества руководителя и пути их развития»

 

 

                                                                                          Работу выполнил

                                                                                           студент (ка) 4 курса

                                                                                                  специальность «Психология»

                                                                                                Солунина Татьяна Сергеевна

                                                                                                                                                                                                    Проверил

доцент                                                                                             

                                                                                                        Кишиков Роман Валентинович

 

 

                                                                                           

 

Москва  - 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Научные исследования лидерства………………………………….5

1.1. Исследования лидерства  в англоязычной литературе…………………5

1. 2. Исследования лидерства  в отечественной литературе………………...7

Глава 2. Сущность феномена лидерства……………………………………..11

2.1. Структура лидерства……………………………………………………11

2.2 Классификация и условия  возникновения лидерства…………………...12

2. 3. Механизмы выдвижения  в позицию лидера……………………………15

Глава 3. Развитие лидерских качеств…………………………………………20

3. 1. Задачи развития лидерских  качеств……………………………………...20

3. 2. Практические рекомендации  по развитию лидерских качеств………...21

Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования

Рынок труда становится все более стабильным. Все меньше классные специалисты и руководители готовы прервать успешную карьеру в одной компании и перейти в другую из-за прибавки зарплаты. Между тем, среди факторов, влияющих на решение о таком переходе, все чаще и чаще встречается желание работать в команде с настоящим лидером.

Последнее десятилетие темпы работы современного бизнеса требуют от компании постоянных изменений. Нововведения внедряются быстро, если в команда состоит сплошь из компетентных, гибких и высокомотивированных сотрудников.

Чаще для внедрения нового команде нужен лидер. Лидер – это один из главных источников изменений. Лидер – человек, с которым подчиненные готовы расти в изменяющемся мире.

На сегодняшний день тема лидерства очень популярна: проводится масса дискуссий, научных исследований, теме лидерства посвящаются конференции, разрабатывается множество техник, упражнений, методик по развитию лидерских качеств. Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий».

Эмпирическое изучение этой проблемы началось с 20-х годов и в настоящее время ведется достаточно интенсивно. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем психологии управления[7].

Управленческую деятельность в широком смысле слова может осуществлять не только руководитель, но и лидер. Социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. В идеале эти две роли выполняет один и тот же человек, но так, к сожалению, бывает не всегда[7], в этом и состоит проблема данного исследования.

Объектом исследования являются лидерские качества руководителя.  

Предметом выступают особенности и пути развития лидерских качеств.

Цель – изучить лидерские качества руководителя и определить пути их развития.

Задачи:

  1. Теоретико – методологический анализ проблемы лидерства в психологической литературе.
  2. Разработка рекомендаций по развитию лидерских качеств руководителей.

Методы:

В данной работе использовался метод теоретического анализа литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Научные исследования лидерства

 

    1. Исследования лидерства в англоязычной литературе

Р. Л. Кричевский в своей книге «Психология лидерства» говорит о том, что,     несмотря на многочисленные исследования проблемы лидерства, единой трактовки этого явления так и не было найдено. Кричевский относится к этому обстоятельству двояко: «…с одной стороны, критически, как к факту неопределенности, неясности данного феномена, противоречивости имеющихся о нем представлений, недостаточной теоретической и эмпирической разработанности. С другой стороны, сегодня возможен более оптимистический взгляд на сложившееся положение дел. В его основе — понимание сложности обсуждаемого явления, многоплановости как его аспектов изучения, так и реальных форм функционирования».

В зарубежной литературе лидерство рассматривалось по-разному. Наиболее ранняя трактовка лидерства, это лидерство как центр (средоточие) групповых процессов.  Согласно этому пониманию лидер рассматривается как центральная фигура, интегратор групповых процессов и отношений.

В литературе 20—30-х годов прошлого столетия  лидерство позиционировалось как некие характеристики личности и порождаемые ими эффекты. То есть лидерство это комбинация черт личности, позволяющая ей побуждать других людей к исполнению поставленной задачи. В 1940 г.  американский  психолог   К. Бэрд  составил список  из 79 черт,  упоминаемых  различными  исследователями  как   "лидерские". Среди них были названы инициативность,  общительность, чувство юмора, энтузиазм,  уверенность,  дружелюбие и т.д.  Но ни  одна  из  них  не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были упомянуты лишь однажды,  16-20% - дважды,  4-5% - трижды и  лишь  5% черт  были названы  четыре  раза.

Лидерство как искусство добиваться подчинения. Это процесс однонаправленного влияния лидера на последователей, в ходе которого используются преимущественно различные непрямые способы воздействия на людей, чтобы побудить их действовать в нужном направлении. Но при этом, подчеркивает Р. Стогдилл, лидер не учитывает потребности членов группы, а также ее традиции и нормы.

Лидерство как форма убеждения. Здесь убеждение это важный инструмент влияния на людей в различных сферах общества. Понимание лидерства как убеждения встречается у некоторых современных исследователей группового и организационного поведения. Р. Хоган и его коллеги считают что «лидерство - это убеждение, а не господство. Люди, которые могут требовать от других подчинения своим приказам потому, что имеют над ними власть, не являются лидерами. Лидерство имеет место лишь тогда, когда другие с готовностью принимают на время цели группы как свои собственные.

Лидерство как отношение власти. Р. Стогдилл дает такое определение власти: власть есть форма отношений влияния. Можно сделать вывод, что некоторые лидеры больше, чем другие, стремятся трансформировать любую возможность лидерства в явные властные отношения, что приводит к авторитарным тенденциям в лидерстве.

Лидерство как инструмент достижения цели. Здесь имеется в виду его роль в достижении целей группы. При таком понимании лидерство фактически рассматривается как важнейшая групповая функция.

М. и К. Шериф считали что лидерство - роль в системе внутригрупповых отношений, определяемая ожиданиями и требованиями со стороны лидера и последователей. Причем роль лидера сопряжена с большей ответственностью и обязательствами, чем роли других членов группы.

Лидерство как результат группового взаимодействия. Хотя впервые подобное понимание лидерства было высказано три четверти века назад оно и сегодня остается вполне актуальным, отражающим действительную суть феномена.

Самая популярная трактовка лидерства в зарубежной литературе - лидерство как осуществление влияния.

Е. Холландер отмечает, что доминирующим является понимание лидерства как процесса влияния между лидером и последователями для достижения групповых, организационных или общественных целей.

М. Чемерс говорит о многообразии трактовок лидерства и в качестве основной выделяет лидерство как процесс влияния, посредством которого человек заручается поддержкой других и направляет их усилия на достижение коллективных целей. Эта трактовка лидерства предусматривает наличие коллективной цели, подчеркивается момент влияния в лидерстве, а так же лидерство рассматривается как социальный феномен.

Лидерство как инициация или конструирование структуры группы. Лидерство рассматривается здесь как процесс, порождающий и поддерживающий ролевую структуру группы. Как утверждают сторонники такого понимания лидерства, эти процессы особенно важны на этапах становления новых коллективов, структура которых еще не имеет устоявшегося характера.

Лидерство как процесс социальной перцепции. Одними из первых на элементы перцепции в лидерстве обратили внимание более тридцати лет назад Е. Холландер и Д. Джулиан. Однако развернутые исследования в этой области начались позднее в связи с общим ростом интереса к когнитивным процессам в социальной психологии [4].

 

  1. 2. Исследования лидерства в отечественной литературе

Отечественные исследователи начали анализировать понятия «лидерство» лишь с конца 60-х - начала 70-х годов прошлого столетия.

Лидерство, как правило, рассматривалось в соотнесении с руководством.

Одним из первых в отечественной литературе развернутый сопоставительный анализ феноменов лидерства и руководства провел Б. Д. Парыгин, обративший внимание на следующие различия между ними.

  1. лидерство в основном связано с регулированием внутригрупповых, межличностных отношений, в то время как руководство регулирует отношений в рамках социальной организации.
  2. лидерство представляет собой феномен микросреды, а руководство - элемент макросреды
  3. лидерство возникает и функционирует преимущественно стихийно, руководство - это процесс целенаправленной и контролируемой деятельности.
  4. в отличие от лидерства руководство - явление более стабильное
  5. процесс руководства характеризуется применением гораздо более определенной системы различных санкций, чем это имеет место в лидерстве.
  6. процесс принятия решений в системе руководства носит гораздо более сложный, чем в условиях лидерства, и многократно опосредованный характер.
  7. деятельность лидера протекает преимущественно в рамках малой группы, сфера же действий руководителя гораздо шире и охватывает различные уровни социальной системы

Близкая к изложенной выше трактовка понятий руководства и лидерства предложена И. П. Волковым.

Похожая точка зрения и у Г. М. Андреевой, которая подчеркивает, что лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, в то время как руководство - преимущественно социальная характеристика отношений в группе, прежде всего в плане распределения ролей управления и подчинения.

Однако и Парыгин, и Волков, и Андреева утверждают, что эти два понятия взаимосвязаны.

Так, руководитель может одновременно выступать и в роли лидера. В свою очередь лидерство при определенных условиях способно перерасти в руководство. Отмечается также значительная общность задач, решаемых руководителем и лидером, что сближает содержание реализуемых ими функций, придает их деятельности черты идентичности [4].

Подобную особенность соотношения обсуждаемых феноменов применительно к сфере управленческой деятельности весьма четко зафиксировал М. Г. Ярошевский . По его мнению, руководство может быть рассмотрено как официальное лидерство. Это определение существенно прежде всего тем, что позволяет приложить психологическую трактовку лидерства к характеристике содержательной стороны руководства.

Информация о работе Лидерские качества руководителя и пути их развития