Лидерские качества руководителя и пути их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить лидерские качества руководителя и определить пути их развития.
Задачи:
1. Теоретико – методологический анализ проблемы лидерства в психологической литературе.
2. Разработка рекомендаций по развитию лидерских качеств руководителей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научные исследования лидерства………………………………….5
1.1. Исследования лидерства в англоязычной литературе…………………5
1. 2. Исследования лидерства в отечественной литературе………………...7
Глава 2. Сущность феномена лидерства……………………………………..11
2.1. Структура лидерства……………………………………………………11
2.2 Классификация и условия возникновения лидерства…………………...12
2. 3. Механизмы выдвижения в позицию лидера……………………………15
Глава 3. Развитие лидерских качеств…………………………………………20
3. 1. Задачи развития лидерских качеств……………………………………...20
3. 2. Практические рекомендации по развитию лидерских качеств………...21
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсовая лидерство.docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

Психологическое содержание ценностного обмена, состоит в обоюдном удовлетворении сторонами - участницами взаимодействия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей [4].

Ценностный обмен возникает вследствие межличностного взаимодействия, а затем выступает его активатором, это способствует дальнейшему развитию взаимодействия и в конечном счете приводит к развитию внутригруппового лидерства.

В связи с анализом ценностного обмена как механизма лидерства вводится понятие ценностного вклада индивида в жизнедеятельность группы. Под ценностным вкладом понимаются любые полезные, т. е. представляющие ценность и, следовательно, работающие на удовлетворение потребностей как отдельных субъектов, так и «совокупного субъекта» - социальной группы, действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления [4].

Внутригрупповой статус индивида прямым образом зависит от его вклада в жизнедеятельность группы. Чем больше и значительнее вклад, тем выше статус.

«Имплицитная теория» лидерства как механизм выдвижения в позицию лидера.

Е. Холландер и Д. Джулиан рассматривая механизмы лидерства, полагали, что люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (например, интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представлениям других о лидере [4].

В групповом взаимодействии происходит сличение индивидуальных прототипов лидерства с моделями поведения членов группы, позволяющими судить о соответствии или несоответствии лидерской роли.

Имплицитную теорию лидерства можно рассматривать в качестве когнитивного механизма выдвижения в позицию лидера, дополняющего действие аналогичного по функции психологического обмена. Следовательно, чтобы получить лидерский статус, одного только ценностного вклада в жизнедеятельность группы недостаточно. Необходимо, чтобы содержание этого вклада соответствовало прототипам лидерского поведения членов группы.

 

 

 

 

 

Глава 3. Развитие лидерских качеств.

 

  1. 1. Задачи развития лидерских качеств.

Понятно, что для того, чтобы стать лидером нужно иметь определенные предпосылки. Лидерский потенциал складывается из четырех составляющих:

  1. способности – интеллект, память, творческие способности;
  2. личностные особенности и деловые качества — уверенность в себе, энергичность, коммуникабельность, готовность брать на себя ответственность, самостоятельность;
  3. компетентность – опыт, знания, навыки, умение работать с людьми;
  4. установки, ценности, приоритеты определяют отношение к работе и то, что руководитель склонен ставить на первый план, работая с людьми, воспринимая информацию или принимая решения.

Лидеры бывают очень разные. Но можно обнаружить общие черты, свойственные им всем. Именно на таких общих моментах стоит сконцентрировать внимание, занимаясь развитием лидерских качеств.

Во-первых, это умение формировать собственное видение, принимать ответственные решения и верить в то, что выбранное направление верное.

Во-вторых, это навыки самопредъявления. От умения грамотно себя позиционировать и моделирования имиджа до навыков публичного выступления и ораторского искусства.

В-третьих, это умение мотивировать других и оказывать влияние на окружающих. 

Таким образом можно сформулировать четыре основные задачи развития лидерских качеств.

  1. Осознание своих желаний, взращивание своего ведущего мотива, развитие навыков формирования четкого видения перспектив развития.
  2. Формирование личного видения, проявление своей личностной самобытности в любой ситуации, вместо следования предполагаемым ожиданиям окружающих.
  3. Развитие навыков влияния (внушения, заражения, формирования импульса к подражанию).
  4. Развитие красноречия (построения речи и манеры произносить ее).

 

  1. 2. Практические рекомендации по развитию лидерских качеств

Эти рекомендации направлены как на развитие лидерских качеств, так и для улучшения взаимоотношений с коллективом, а так же направлены на повышение эффективности деятельности коллектива.

  1. Нужно во всех ситуация стараться вести себя максимально уверенно. Неуверенное поведение человека в большей степени считывается по его невербальным проявлениям. Смотрите человеку прямо в глаза, жестикуляция должна соответствовать тому, что Вы говорите, не быть суетливой, и в то же время старайтесь не быть зажатым. Речь не должна быть слишком быстрой – это выдает Ваше волнение.
  2. Умение убеждать – очень важное качество лидера. Для того, чтобы развить, этот навык, нужно следовать следующим правилам:

- Не приводите слабых  аргументов. Наиболее убедителен  следующий порядок: Сильные –  средние – один самый сильный (Правило Гомера).

- Заставьте человека несколько  раз ответить Вам «Да» (Правило  Сократа), на решающий вопрос с  большой долей вероятности тоже  ответит «Да».

- Не загоняйте собеседника  в угол, дайте ему возможность  «сохранить лицо» (Правило Паскаля)

- Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих  Вас факторов, а с того, в чем  Вы согласны с ним.

- Будьте хорошим слушателем

- Покажите, что предлагаемое  Вами удовлетворяет какую-либо  из потребностей собеседника

  1. Нужно регулярно общаться с каждым участником команды/коллегой. Обсуждайте текущие цели, проблемы, планы. Рассказывайте о своих успехах и узнавайте об успехах собеседника. Давайте рекомендации и сами просите их. Выясняйте, чем они полезны и какие у них есть положительные черты. Это укрепит отношения, даст новый опыт и повысит уверенность в себе.
  2. Каждый день записывайте все свои достижения за день, которые помогли приблизиться к поставленным целям. Ставьте перед собой новые цели и тоже записывайте их. Описывайте проблемы, которые удалось решить. Лучше всего это делать в конце каждого дня.
  3. Читайте книги, журналы, статьи о лидерстве, менеджменте, психологии, отношениях и т.п. Делайте для себя важные заметки, выделяйте самые важные ее части.
  4. Когда возникают негативные эмоции при общении с коллегами, сознательно сдерживайте их. Не повышайте тон, не начинайте активно жестикулировать, не оскорбляйте и т.п. Возьмите несколько секунд перерыва, чтобы успокоиться.
  5. Визуализируйте ваше представление конечной цели. Составляйте план действий для достижения каждой, даже промежуточной, цели. Стройте диаграммы, схемы, описывающие текущее состояние и конечную цель. Делайте их максимально понятными и доступными для всех остальных. Обсуждайте вашу «картину» цели с коллегами, чтобы она была всеми интерпретирована одинаково.
  6. Будьте примером для подражания. Вербально или не вербально демонстрируйте коллегам свою приверженность к цели, уважение и доверие к ним, свою высокую эффективность. Делитесь своими успехами, описывайте что, как и зачем вам удалось достичь.
  7. Поощряйте коллег за их достижения. Делайте им комплименты, поздравляйте даже с небольшими успехами, дарите маленькие подарки. Если у вас еще нет команды, а вы сами являетесь участником, то поощряйте своих коллег. Это укрепит ваши отношения и повысит уверенность в себе как лидера. Покажите своим коллегам, как Вы его понимаете, тем самым Ваш авторитет только укрепится.
  8. Выступайте публично и тренируйте свои ораторские навыки. При каждом удобном случае, на каком-либо мероприятии, семинаре, тренинге, старайтесь договариваться с организаторами о том, что вы скажите речь в течение нескольких минут. Старайтесь делать ваше выступление наиболее интересным, запоминающимся, захватывающим. Прописывайте свою речь и репетируйте перед зеркалом. Запишите свое выступление на магнитофон или видеокамеру, внимательно, критично прослушайте. Отметьте для себя, что именно Вам хотелось бы изменить. Поиграйте с интонациями, голосом, ритмом, темпом, тембром, дыханием, паузами. Добейтесь того, чтобы Вы понравились сами себе.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данном исследовании был проведен теоретический анализ психологической литературы по теме лидерства.

Был рассмотрен генезис данного феномена, структура, классификация лидерства, а так же условия и механизмы возникновения.

Было выяснено, что на развитие лидерских качеств влияют различные факторы, такие как:

- врожденные способности – интеллект, память, творческие способности;

- личностные особенности и деловые качества — уверенность в себе, энергичность, коммуникабельность, готовность брать на себя ответственность, самостоятельность;

- компетентность – опыт, знания, навыки, умение работать с людьми;

- установки, ценности, приоритеты.

На основе изученных данных были разработаны рекомендации по развитию лидерских качеств.

В заключение можно сказать о том, что, несмотря на то, что лидерские качества во многом обусловлены природными задатками, все же развивать их можно и нужно. Особенно если Вы занимаете руководящую должность, так как нет более эффективного руководителя, чем руководитель-лидер. 

 

 

 

Библиографический список используемой литературы

 

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
  2. Бендас Т. В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
  3. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1993. – 352 с .
  4. Кричевский Р. Л. Психология лидерства. - М.: Статут, 2007. – 535с.
  5. Максвелл Дж. Лидерство: 25 ключевых принципов построения взаимоотношений с людьми. – Поппури, 2006. – 368 стр.
  6. Платонов Ю. П. Путь к лидерству. –СПб. :Речь, 2006. - 352 стр.
  7. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. – Мн.; Харвест, 2001. – 640 с.
  8. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/struktura_i_usloviya_liderstva.html , дата обращения: 23.12.2013
  9. http://hr-portal.ru/article/uroki-liderstva HR - Portal, дата обращения: 30. 12. 2013
  10. http://intservis.ru/article/index.php?dir=9&id=79 дата обращения: 30. 12. 2013

 

 

 

 


Информация о работе Лидерские качества руководителя и пути их развития