Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 16:22, курсовая работа
Цель – изучить лидерские качества руководителя и определить пути их развития.
Задачи:
1. Теоретико – методологический анализ проблемы лидерства в психологической литературе.
2. Разработка рекомендаций по развитию лидерских качеств руководителей.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научные исследования лидерства………………………………….5
1.1. Исследования лидерства в англоязычной литературе…………………5
1. 2. Исследования лидерства в отечественной литературе………………...7
Глава 2. Сущность феномена лидерства……………………………………..11
2.1. Структура лидерства……………………………………………………11
2.2 Классификация и условия возникновения лидерства…………………...12
2. 3. Механизмы выдвижения в позицию лидера……………………………15
Глава 3. Развитие лидерских качеств…………………………………………20
3. 1. Задачи развития лидерских качеств……………………………………...20
3. 2. Практические рекомендации по развитию лидерских качеств………...21
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………25
Психологическое содержание ценностного обмена, состоит в обоюдном удовлетворении сторонами - участницами взаимодействия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей [4].
Ценностный обмен возникает вследствие межличностного взаимодействия, а затем выступает его активатором, это способствует дальнейшему развитию взаимодействия и в конечном счете приводит к развитию внутригруппового лидерства.
В связи с анализом ценностного обмена как механизма лидерства вводится понятие ценностного вклада индивида в жизнедеятельность группы. Под ценностным вкладом понимаются любые полезные, т. е. представляющие ценность и, следовательно, работающие на удовлетворение потребностей как отдельных субъектов, так и «совокупного субъекта» - социальной группы, действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления [4].
Внутригрупповой статус индивида прямым образом зависит от его вклада в жизнедеятельность группы. Чем больше и значительнее вклад, тем выше статус.
«Имплицитная теория» лидерства как механизм выдвижения в позицию лидера.
Е. Холландер и Д. Джулиан рассматривая механизмы лидерства, полагали, что люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (например, интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представлениям других о лидере [4].
В групповом взаимодействии происходит сличение индивидуальных прототипов лидерства с моделями поведения членов группы, позволяющими судить о соответствии или несоответствии лидерской роли.
Имплицитную теорию лидерства можно рассматривать в качестве когнитивного механизма выдвижения в позицию лидера, дополняющего действие аналогичного по функции психологического обмена. Следовательно, чтобы получить лидерский статус, одного только ценностного вклада в жизнедеятельность группы недостаточно. Необходимо, чтобы содержание этого вклада соответствовало прототипам лидерского поведения членов группы.
Глава 3. Развитие лидерских качеств.
Понятно, что для того, чтобы стать лидером нужно иметь определенные предпосылки. Лидерский потенциал складывается из четырех составляющих:
Лидеры бывают очень разные. Но можно обнаружить общие черты, свойственные им всем. Именно на таких общих моментах стоит сконцентрировать внимание, занимаясь развитием лидерских качеств.
Во-первых, это умение формировать собственное видение, принимать ответственные решения и верить в то, что выбранное направление верное.
Во-вторых, это навыки самопредъявления. От умения грамотно себя позиционировать и моделирования имиджа до навыков публичного выступления и ораторского искусства.
В-третьих, это умение мотивировать других и оказывать влияние на окружающих.
Таким образом можно сформулировать четыре основные задачи развития лидерских качеств.
Эти рекомендации направлены как на развитие лидерских качеств, так и для улучшения взаимоотношений с коллективом, а так же направлены на повышение эффективности деятельности коллектива.
- Не приводите слабых аргументов. Наиболее убедителен следующий порядок: Сильные – средние – один самый сильный (Правило Гомера).
- Заставьте человека несколько
раз ответить Вам «Да» (Правило
Сократа), на решающий вопрос с
большой долей вероятности
- Не загоняйте собеседника в угол, дайте ему возможность «сохранить лицо» (Правило Паскаля)
- Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих Вас факторов, а с того, в чем Вы согласны с ним.
- Будьте хорошим слушателем
- Покажите, что предлагаемое Вами удовлетворяет какую-либо из потребностей собеседника
Заключение
В данном исследовании был проведен теоретический анализ психологической литературы по теме лидерства.
Был рассмотрен генезис данного феномена, структура, классификация лидерства, а так же условия и механизмы возникновения.
Было выяснено, что на развитие лидерских качеств влияют различные факторы, такие как:
- врожденные способности – интеллект, память, творческие способности;
- личностные особенности и деловые качества — уверенность в себе, энергичность, коммуникабельность, готовность брать на себя ответственность, самостоятельность;
- компетентность – опыт, знания, навыки, умение работать с людьми;
- установки, ценности, приоритеты.
На основе изученных данных были разработаны рекомендации по развитию лидерских качеств.
В заключение можно сказать
о том, что, несмотря на то, что лидерские
качества во многом обусловлены природными
задатками, все же развивать их можно и
нужно. Особенно если Вы занимаете руководящую
должность, так как нет более эффективного
руководителя, чем руководитель-лидер.
Библиографический список используемой литературы
Информация о работе Лидерские качества руководителя и пути их развития