Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:55, контрольная работа
Актуальность рассматриваемой проблемы связана с переходом от командно - административной системы к рыночной экономике, от тоталитарного режима к демократическому обществу. Обеспечение соответствия индивидуальных качеств руководителя предприятия, его стиля деятельности ожиданиям трудового коллектива - одно из условий этого перехода и создания положительного морально - психологического климата. Роль морально - психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива трудно переоценить. Он является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и благополучия человека, в первую очередь - морального, его работоспособности, производительности труда.
Лидерство и руководство
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«АКАДЕМИЯ социально-экономического развития»
Факультет (Психология)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Социальная психология»
на тему: «Лидерство и руководство»
2009 г.
ВВЕДЕНИЕ
Феномен лидерства на протяжении
веков волновал сознание многих исследователей.
В начале двадцатого столетия началось
изучение управления. Руководство и
лидерство стали объектом исследования
в 30 - 50 годах был предпринят ряд
крупномасштабных исследований на системной
основе, а начиная с 70-х годов
интерес к изучению лидерства
начал расти еще больше, о чем
свидетельствует появление
Обычно руководитель в коллективе - ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое. По этим причинам, а также потому, что персона лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи уделяют этим вопросам особое внимание. Существуют многочисленные попытки сформулировать как функции руководителя в коллективе, так и присущие ему черты личности, наличие которых необходимо для успешного создания положительного морально - психологического климата.
Чаще всего выделяются: a) Интеллект, который должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности, а скорее со склонностью к решению сложных абстрактных проблем; b) Инициативность, самостоятельность, находчивость; c) Уверенность в себе, высокий уровень притязаний. К ним ещё добавляют способность подниматься над деталями и воспринимать ситуацию в целом, в связи с окружающей обстановкой, так называемый «фактор геликоптера».
Однако другие исследователи выделяют другие черты. А, главное, оказалось, что наличие у человека тех или иных «важнейших» качеств лидера далеко не всегда превращает его в эффективного руководителя, способного активно влиять на создание морально - психологического климата.
Проблема лидерства и
руководства является одной из кардинальных
проблем социальной психологии, ибо
оба эти процесса не просто относятся
к проблеме интеграции групповой
деятельности, а психологически описывают
субъекта этой интеграции. Когда проблема
обозначается как «проблема лидерства»,
то этим лишь отдается дань социально-психологической
традиции, связанной с исследованием
данного феномена. В современных
условиях проблема должна быть поставлена
значительно шире, как проблема руководства
группой. Поэтому крайне важно сделать
прежде всего терминологические
уточнения и развести понятия
«лидер» и «руководитель» В русском
языке для обозначения этих двух
различных явлений существуют два
специальных термина (так же впрочем
как и в немецком, но не в английском
языке, где «лидер» употребляется
в обоих случаях) и определены
различия в содержаниях этих понятий.
Б.Д. Парыгин называет следующие
различия лидера и руководителя: 1) лидер
в основном призван осуществлять
регуляцию межличностных
Итак, из вышесказанного ясно,
что проблемы лидерства и руководства
на данный момент ещё недостаточно
исследованы, стоят довольно остро,
и поэтому большое значение имеет
изучение феномена лидерства и как
следствие обеспечение
Глава 1. Лидерствo
Лидерство (leadership) - процесс, в ходе которого определенные члены группы ведут за собой всех остальных.[2]
Лидерство необходимо рассматривать
как групповое явление: лидер
не мыслим в одиночку, он всегда дан
как элемент групповой
1.1 Феномен лидерства
Текущая версия (не проверялась)
Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.[2]
В психологии приняты различные классификации лидеров:
по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
по характеру деятельности
(универсальный лидер и
по направленности деятельности
(эмоциональный лидер и
Различают:
формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.
Если руководитель группы и ее лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных группах, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован, прежде всего, на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.
Феномен лидерства определяется
взаимодействием ряда переменных, основными
из которых являются: психологические
характеристики личности самого лидера,
социально-психологические
В настоящее время имеются
серьезные возражения представлениям
о существовании универсального
набора психологических качеств, «делающих»
человека лидером. В частности, Р.Стогдилл,
проведя комплексный обзор
Представители поведенческого
подхода к исследованию лидерства
считают, что лидером становится
человек, который обладает нужной формой
поведения. В рамках этого подхода
были выполнены многочисленные исследования
стилей лидерства и разработаны
их классификации. Наибольшую известность
получили классификации стилей лидерства
К. Левина, описавшего и исследовавшего
автократический, демократический
и либеральный стили лидерства,
и Р. Лайкерта, выделявшего стиль
лидерства, ориентированный на задачу,
и стиль лидерства, ориентированный
на человека. Результаты эмпирических
исследований свидетельствуют об отсутствии
однозначной связи между
Сторонники ситуационного
подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел и Р. Хаус,
П. Херси и К. Бланшар) пришли к
выводу, что эффективность лидерства
определяется соответствием качеств
лидера и особенностей ею поведения
ситуации, в которой находится
группа (характеру решаемой задачи,
сложившимся условиям степени благоприятности
отношении лидера с членами группы,
величине реальной власти, которой
обладает лидер в группе). Ф. Фидлер
обнаружил интересную закономерность,
стиль лидерства, ориентированным
на задачу, чаще эффективен в наиболее
и наименее благоприятных ситуациях,
а стиль, ориентированный на человека,
- в умеренно благоприятных условиях.
Наконец, в рамках функционального
подхода лидерство понимается как
функция группы, т.е. явление, порождаемое
особенностями групповой
В корпоративных группировках
так же, как и в группах высокого
социально-психологического уровня развития,
как правило, функции лидера и
руководителя возлагаются на одно и
то же лицо. В то же время основания
лидерства и руководства в
этих двух типах высокоразвитых в
психологическом плане групп
носят принципиально различный
характер. Так, если в корпоративных
группировках совпадение статусных
позиций лидера и руководителя связано
с явным приоритетом отношений
власти в ущерб эмоциональному плану
отношений, то в просоциальной группе
высокого уровня развития типа коллектива
именно эмоциональная «подпитка» властных
полномочий нередко выступает как
необходимый фундамент
1.2 Функции лидера
Сложность роли лидера, находящегося
в стадии - становления, может быть
раскрыта путем рассмотрения тех
многообразных функций, которые
входят в позицию лидера. Специфика
функций лидера обусловлена особенностями
группы, которой он руководит; в демократичных
группах решающее значение имеют
совершенно другие функции, нежели в
«авторитарных». Однако это не значит,
что руководить группами с демократичной
структурой легче, чем с авторитарной;
просто эти функции качественно
различны. Многие из функций, к рассмотрению
которых мы сейчас перейдем, применимы
(или входят в круг обязанностей)
формальных руководителей первичных
коллективов и крупных
Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.