Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 19:20, курсовая работа
В любой организации, успех деятельности зависит от характера руководства и от отношений, складывающихся между подчиненными и руководителями.
Все мы понимаем, что без знаний психологии управления и социальной психологии, грамотно руководить людьми - нельзя.
Лидерство и руководство, являются основными проблемами в психологии управления. На первый взгляд, кажется, что понятия «лидер» и «руководитель» имеют одинаковый смысл: оба побуждают людей к действию, находят пути решения задач.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Сущность, понятия лидерство…………………………………………………...4
2 Оценка лидерства……………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………...19
Глоссарий………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Кемеровский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Социальная психология (курс 2) |
Тема |
Лидерство как феномен группового развития |
Фамилия студента |
Тихомирова |
Имя студента |
Анастасия |
Отчество студента |
Александровна |
№ контракта |
0590011400409006 |
Введение…………………………………………………………
1
Сущность, понятия лидерство…………………………………………………..
2
Оценка лидерства………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….…24
Приложение……………………………………………………
В любой организации, успех деятельности зависит от характера руководства и от отношений, складывающихся между подчиненными и руководителями.
Все мы понимаем, что без знаний психологии управления и социальной психологии, грамотно руководить людьми - нельзя.
Лидерство и руководство, являются основными проблемами в психологии управления. На первый взгляд, кажется, что понятия «лидер» и «руководитель» имеют одинаковый смысл: оба побуждают людей к действию, находят пути решения задач.
Но при более детальном разборе – отличия «на лицо»:
1) Так, лидер регулирует межличностные отношения в группе, а руководитель официальные отношенияорганизации;
2) Для возникновения лидерства, достаточно наличие небольшой группы людей, а руководство является элементом макросреды, то есть оно связано с системой общественных отношений;
3) Лидерство возникает спонтанно, руководитель же назначается «верхушкой», избирается, то есть данный процесс, находится под руководством социальной группы;
4) Лидерство, в отличие от руководства, менее стабильно, так как оно зависит от характера, сложившейся ситуации и не подкрепляется, как руководство, системой правовых санкций;
5) Лидер действует только внутри группы, а руководитель связывает группу с другой социальной системой.
Руководство и лидерство - это два разных понятия. Лидерство концентрирует свое внимание на том, чтобы люди делали правильные вещи, а руководство контролирует, чтобы люди делали вещи правильно.
Но, несмотря на приведённые отличия, лидерство и руководство связаны с одним и тем, же типом проблем, направленных на стимулирование активности людей, решения поставленных задач и нахождения путей решений.
Лидерство – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид играет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия.1
В данном руководстве мы используем понятие «лидерство» как «руководство учебно-воспитательным процессом обучения учеников».
В качестве лидеров могут выступать различные участники образовательного процесса (школьная администрация, руководители ШМО, наставники, а также учителя и ученики).
В условиях реформирования школьного образования лидер стремится обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.
В этом разделе представлены инструменты для улучшения процессов управления школой.
Наставничество является одной из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий или нуждающийся в поддержке педагог практически осваивает методические приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
В данном разделе предложены инструменты в поддержку, как начинающих учителей, так и педагогов, которые нуждаются в наставническом сопровождении.
В нашем руководстве наставничество (насаатчылык, менторинг) в отличие от традиционного подхода «опытный учитель – молодой учитель (выпускник вуза)» мы рассматриваем и современный подход в наставничестве как «взаимное партнерство обучения, в котором люди оказывают содействие друг другу в профессиональном и личном развитии через тренинги, моделирование ролей, консультирование, совместное использование знания и обеспечение эмоциональной поддержки».
Кроме того наставничество означает отношение, а не просто процедуру или деятельность, где один человек профессионально оказывает содействие в развитии другого.
Мониторинг – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.
В переводе на русский язык мониторинг:
а) наставление, рекомендация, совет;
б) контролирование, слежение.
Иначе говоря, мониторинг – это отслеживание несовпадений между теорией и практикой, между замыслом и выполнением, планом и реальностью.
Мониторинг – основа любой контрольной системы. Это процесс наблюдения за происходящим и сравнение с заданным стандартом (оценка).
Мониторинг может существенно повлиять на эффективность исполнения стратегий, повысить качество разработки программ, отследить эффективность различных мер по выполнению конкретных целей программ, улучшить взаимодействие участников процесса, в том числе улучшить внутренний менеджмент организации и др.
В этом разделе представлены инструменты для процессов улучшения качества обучения.
Что значит сегодня быть лидером в организации, когда менеджеры и супервайзеры все больше занимаются коучингом, нежели директивным руководством и когда ответственность сотрудников на всех уровнях организации все постоянно растет.
Работая с организациями, консультанты AchieveGlobal наблюдают достаточно интересное смещение в практике лидерства, хотя данные изменения еще не являются теоретически обоснованными. С одной стороны, все больше и больше сотрудников, которые обычно не считались лидерами, начинают выполнять лидерские функции.
В некоторых случаях они вынуждены делать это только потому, что менеджер или супервайзер недоступен. В других случаях, сотрудники спонтанно начинают выполнять лидерские функции в ежедневной работе для улучшения качества деятельности или для решения проблем с коллегами из других подразделений.
С другой стороны, сотрудники, которые традиционно считались лидерами - топ менеджеры, менеджеры и супервайзеры – не рассматриваются как таковые только потому, что они занимают данную должность. Они должны искать новые способы формирования авторитета и доверия.
Для того чтобы изучить данное изменение, AchieveGlobal провел исследование поведения лидеров в 450 организациях. Фактически, в ходе данного исследования было проведено около 2000 интервью. Главная цель - понять, что именно считают лидерством сотрудники всех уровней и сравнить с тем пониманием, которое было ранее, и с мнением специалистов.
Из этого исследования возникла новая базовая модель лидерства. Данная модель не претендует в настоящее время на полную научную обоснованность.
Она является отражением новых тенденций, которые появляются в практике бизнеса в настоящее время.
Новая модель, которая возникла в результате анализа полученных данных включает:
- список из 17 компетенций, которые демонстрируют современные лидеры;
- понимание того, кто является лидером в организации;
- понимание того, что может сделать
организация для развития
AchieveGlobal проводил изучение лидерства в течение нескольких лет, в особенности уделяя внимание тем организациям, в которых происходили значительные изменения. В начале 1990х, исследование AchieveGlobal определило факторы успеха для достижения изменений в качестве деятельности, также как и влияние поддержки менеджеров высшего звена на процесс проведения изменений и достижения успеха.
Эта работа была опубликована в 1994 и стала основой для работы консультантов AchieveGlobal с командами топ менеджеров.
Работая с этими командами, консультанты AchieveGlobal определили, что успешные лидеры придерживаются 5 стратегий. Данные стратегии легли в основу модели, которая получила название CLIMB:2
- Create a compelling future (формирование желаемого будущего) - создание, коммуницирование и поддержание видения.
- Let the customer drive the organization (ориентация на клиента) - понимание потребностей клиентов и помощь организации в использовании этой важной информации для принятия ключевых решений.
- Involve every mind (привлечение к участию каждого сотрудника) - предоставление сотрудникам и командам необходимой ответственности, ресурсов, обучения и поддержки, которые им необходимы для совершенствования качества их работы и деятельности всей организации.
- Manage work horizontally (управление деятельностью по горизонтали) Њ концентрация на взаимосвязи процессов и техно-логий между подразделениями, применение системного мышления, использование аналитических методов обработки полученных результатов, формирование взаимосвязей между рабочими группами.
- Build personal credibility (завоевание личного доверия) Њ постоянное общение с сотрудниками, признание не только собственных успехов, но и ошибок, демонстрация собственной готовности следовать избранным путем.
Для большего понимания взаимосвязи между исполнительным лидерством и лидерством на других уровнях организации AchieveGlobal проанализировал более 100 научных работ по лидерству.
Данный анализ показал, что несмотря на важность и значимость данного предмета, в данных работах присутствуют значительные расхождения в самом определении лидерства.
Единственной характеристикой, которая присутствовала во всех работах было «видение».
Все исследователи сходятся в том, что эффективный лидер помогает сформировать видение, установить стандарты деятельности и задать направление движения к этому видению.
Следующей характеристикой, которая встречалась достаточно часто (но не во всех работах) была способность передавать видение, свои обязательства и лояльность по отношению к организации и способность создавать доверительные отношения.
Дополнительно AchieveGlobal провел обзор пяти исследований по компетенциям.
Данные работы описывают основные навыки и те компетенции, которые сотрудники хотят видеть в лидерах, и раскрывают общие тенденции в изменении поведения лидеров. В трех работах из пяти приводятся различные определения лидерства.
Более того, все эти работы проводили изучение компетенций и поведения лидеров, которые являются таковыми только по должности (топ менеджеры и менеджеры).
В основном исследования проводилось только на уровне высшего менеджмента.
Другими словами, вне изучения остались менеджеры по проектам, лидеры команд, технические специалисты. Необходимо признать тот факт, что в организациях в настоящее время эти сотрудники должны обладать лидерскими качествами, хотя и не занимают официально руководящих должностей.
Организации, в которых проводилось исследование, различались по размерам: от небольших компаний с числом сотрудников менее 250 человек до крупных организаций свыше 10 000 человек.
Все компании различались по сфере деятельности: производство, услуги, правительственные организации, образовательные учреждения.
Для того чтобы выйти за рамки традиционных представлений о лидерстве, исследователи AchieveGlobal отложили в сторону научные статьи и не стали использовать приведенные в них компетенции.
Под компетенцией в данном контексте мы понимаем модели поведения лидера, которые он действительно использует для выполнения поставленной задачи, а не те, которое он должен был бы использовать согласно теории.
Концепция «компетенций» возникла в 1950-х годах в ответ на беспокойство, что медицинские образовательные учреждения больше увлекались тестированием общего уровня интеллекта при отборе студентов, нежели исследованием конкретных компетенций, необходимых для достижения успеха в этой области.
Для определения компетенций лидерства, AchieveGlobal использовал методику «критических инцидентов», которая применялась в тысячах исследований с момента, когда она была разработана в 1950 г. В каждой организации, в которой проводилось исследование, мы произвольно выбирали несколько человек - менеджеров и рядовых сотрудников.
Информация о работе Лидерство как феномен группового развития