Лидерство как социально-психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:37, реферат

Описание работы

.. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие[6]. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Лидерство как социально-психологический феномен………………..5
2.1. Теории лидерства……………………………………………5
2.2. «Я»-концепция лидера………………………………………9
2.3. Психологические потребности и мотивы лидера………….13
2.4. Власть и авторитет лидера………………………………….16
2.5. Виды и механизм власти лидера…………………………...20
2.6. Поведение лидера в группах. Психологические типы
лидеров………………………………………………………24
3. Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Лидерство.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

  

РЕФЕРАТ

По дисциплине Психология общения 

На тему: «Лидерство как социально-психологический феномен» 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 
 

     1. Введение…………………………………………………………………3

     2. Лидерство как социально-психологический феномен………………..5

                     2.1. Теории лидерства……………………………………………5

                        2.2.  «Я»-концепция лидера………………………………………9

                        2.3.  Психологические потребности и мотивы лидера………….13

                        2.4. Власть и авторитет лидера………………………………….16

                        2.5. Виды и механизм власти лидера…………………………...20

                         2.6. Поведение лидера в группах. Психологические типы 
                                      лидеров………………………………………………………24

     3. Заключение………………………………………………………………..31

     Список литературы………………………………………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Введение 
 

     В нашем сегодняшнем мире не хватает  лидеров в полном смысле этого  слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто  более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие[6]. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.

  Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать[5]. Как видите, даже так называемые «эксперты» по лидерству не могут прийти к единому мнению по вопросу о том, «что есть что».

     Можем ли мы сами управлять своей жизнью, выбирать, реализовывать свои потребности и желания или же нам придется всё время за кем-то идти?

     Мой реферат поможет сформировать некое  представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером. Тем самым, можно будет определить, являются ли эти качества  врожденными или нет и в зависимости от этого (если они всё-таки поддаются корректировке) сформировать эти качества в любом другом человеке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Лидерство как социально-психологический  феномен
 
    1. Теории  лидерства
 

     Лидерство — одно из проявлений власти. Обязательное условие лидерства — обладание властью в конкретных формальных и неформальных организациях самых разных уровней и масштаба.

     Понятие лидерства и различные его  концепции возникли впервые в западной социальной психологии на базе эмпирических исследований малых групп. Многие исследователи изучали лидерство как социально-психологический феномен с разных точек зрения., выделяя тот или иной его аспект[7].

     Лидерство—  это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.

     Лидер—  это элемент упорядочения системы, личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Это личность, за которой другие готовы признать и признают качества превосходства, т.е. качества, которые внушают веру в него и побуждают людей признать его влияние на себя[6].

     Проанализировав различные подходы, американский психолог Р. Стогдилл выявил, что чаще всего лидерство рассматривается либо как фокус групповых интересов, либо как искусство добиваться согласия, либо как ролевая дифференциация в позициях власти.

     Наибольшее  распространение получили следующие теории.

     Теории  личностных черт. Направление в исследовании лидерства с позиции теории черт возникло под влиянием английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. Основной идеей такого подхода было убеждение, что если лидер обладает качествами, передающимися по наследству и отличающими его от других, то эти качества можно выделить. Однако составить такой перечень не удавалось. Впервые список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские», составил американский психолог К. Бэрд в 1940 г. Тем не менее ни одна из черт этого списка не заняла прочного места в разных перечнях. К примеру, только 5% черт были названы в них четыре раза, 4% — три раза, 26% — дважды, 65% — один раз. Без сомнения, личные пристрастия исследователей влияли на их выбор черт в качестве лидерских[6].

     Ситуативные теории лидерства. Согласно этим теориям появление лидера рассматривается как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Это означает, что в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в сложившейся ситуации, человек, обладающий им, становится лидером. Интересно, что ситуативная теория лидерства подчеркивает относительность черт, присущих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать и качественно разных личностных черт тех или иных индивидов, которые и становятся лидерами.

     Эта концепция не показалась исследователям достаточно убедительной. Даже была попытка усмотреть в ней личность лидера как марионетки. Преодолеть это ограничение решил американский ученый лидерства[8]. Он сформулировал ряд заслуживающих внимания предположений, в частности:

     Э. Хартли, который предложил модификацию  ситуативной теории;

  • если человек становится лидером в одной ситуации, то не 
    исключено, что он может им стать и в другой;  
  • в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации

     рассматриваются группой как «лидеры вообще»;

  • став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуации;
  • лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к    
    достижению этого статуса.

     Несмотря  на то, что концепция лидерства  Хартли была более гибкой ( по сравнению с предшествующими, ей все же не удалось приобрести ; четкости и строгости в качестве научной теории лидерства[7].

     Ситуативно-личностные теории. Более или менее компромиссный! вариант теории лидерства предложили в 1952 г. Г. Герт л С. Милз. Они выделили пять факторов, которые необходимо учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

  • черты лидера как человека;
  • его мотивы; 
  • образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним; 
  • личностные характеристики лидера как социальной роли; 

     — институциональный контекст, т.е. те официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи.

     Позднее, появились предложения изучать  лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы. Таким образом, лидерство стало рассматриваться как межличностные отношения, а не как характеристика отдельного индивида. Следуя этой традиции, известный психолог и диагност Р. Кеттел предложил рассматривать лидерство как динамичное взаимодействие между целями и потребностями лидера и целями и потребностями последователей, где фун ция лидера сводится к выбору и достижению групповых целей. В рамках этой традиции развивали теорию лидерства Э. Холландер, Дж.Джулиан[4].

     Теория  ожидания-взаимодействия. Ее разрабатывали многие американские исследователи — Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер. В рамках этой школы создавались операциональные модели лидерства, и Ф. Фидлер предложил свой вариант — вероносную модель эффективности лидерства. В ней акцент делается на интеграции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства[1]:

  • ориентацию на задачу («инструментальное лидерство»);
  • ориентацию на межличностные отношения («эмоциональное лидерство»).

     По  мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится с ситуативными переменными таким образом, что самая благоприятная ситуация для лидера включает хорошие отношения с последователями, тщательно разработанную задачу, сильную позицию лидера.

     Фидлер  делает вывод, что лидер, ориентированный на задачу, более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных[8].

     Теория  гуманистического направления. Эта концепция утверждает, что человеческое существо по природе своей — сложный мотивированный организм, а организация в принципе всегда управляема. Поэтому лидер должен гак преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации. Идею разрабатывали американские психологи Р. Блей к, Дж. Макгрегор и др.

     Мотивационная теория. Представители этой версии — С. Митчел, С. Эванс и др. В ней утверждается, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.

     Идея  предполагает определенную структуру  лидерского процесса, определяет типы лидерского поведения[3]:

  • поддерживающее лидерство;
  • директивное лидерство;
  • лидерство, ориентированное на успех, и др.
  • мотивационная теория.

     При исследовании феномена лидерства считается необходимым учитывать:

  • установки и поведение последователей;
  • удовлетворение или неудовлетворение работой;
  • одобрение или неодобрение лидера;
  • мотивацию поведения;
  • ситуативные факторы: индивидуальные черты последователей и 
    фактор окружающей среды (задачи, система власти в группе).

     Атрибутивная  теория. Рассматривает лидера как своего рода марионетку: лидер получает прямые указания и власть от своих последователей. Последние приводят лидера в движение, как кукольник — куклу[1].

Информация о работе Лидерство как социально-психологический феномен