Лидерство как социально-психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:37, реферат

Описание работы

.. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие[6]. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Лидерство как социально-психологический феномен………………..5
2.1. Теории лидерства……………………………………………5
2.2. «Я»-концепция лидера………………………………………9
2.3. Психологические потребности и мотивы лидера………….13
2.4. Власть и авторитет лидера………………………………….16
2.5. Виды и механизм власти лидера…………………………...20
2.6. Поведение лидера в группах. Психологические типы
лидеров………………………………………………………24
3. Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Лидерство.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

    2.4. Власть и авторитет лидера 

     Власть  — одно из фундаментальных начал общества, всех его структурных уровней. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, организациях и учреждениях, во всем государстве и международных коалициях.

     Есть  множество определений власти, что  свидетельствует о многоаспектности этого явления[9]. Можно выделить следующие важнейшие направления в трактовке власти.

     * Телеологическое (с точки зрения цели). Власть рассматривается как устойчивая способность достигать поставленные цели, получать намеченные результаты.

     Конфронтационное. Власть как столкновение, конфронтация сил, доминирование определенной воли вопреки сопротивлению других.

     Бихевиористское. Власть трактуется как особый тип поведения, когда одни люди командуют, а другие подчиняются. Этот подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая внимание на субъективную мотивацию власти.

     Психологическое. Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней одних и готовности к подчинению других.

     Психоаналитическое. Стремление к власти как проявление, сублимация подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера или психическую энергию вообще.

     Системное. Власть трактуется как производное не от индивидуальных отношений, а от социальной системы[9].

     Коммуникационное. Власть рассматривается как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Власть есть специфический вид коммуникации, т.е. взаимодействия, связанного с передачей информации.

     Структурно-функционалистское. Власть трактуется как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть — это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее дифференцировать управленческие и исполнительские функции.

     Реляционистское. Власть понимается как отношение между двумя партнерами - индивидуальными или коллективными, между двумя агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на другого.

     Любая власть обладает определенными свойствами, к самым характерным относятся следующие.

     Социальный  характер. Власть - это не персональное, личное свойство или атрибут какого-нибудь лица, она существует лишь в отношениях между людьми. Власть выступает как социальное отношение[10].

     Асимметричность. Власть представляет собой отношение и взаимодействие различных людей и потому неравномерна, асимметрична с точки зрения влияния: она направлена от носителя власти к подчиненному.

     Целевая детерминация. Власть строится на основе определенных целей.

     Влияние ресурсов власти. Власть своими ресурсами (вознаграждениями и санкциями) влияет на поведение подчиненных.

     Вера  исполнителей в способность  носителя власти оказывать  на них влияние. Такая вера — один из источников устойчивого подчинения.

     Возможность сопротивления и  даже неподчинения. Власть никогда не бывает абсолютной, поскольку человек обладает свободой выбора.

     Причинный характер власти. Власть одного человека выступает причиной поведения другого, которое является следствием властного воздействия первого.

     Ограниченность  властной детерминации поведения. Власть не может охватить своим контролем все причины поведения подчиненных. Она не распространяется на их личную жизнь и, отчасти, на свободу.

     Власть  как отношение между людьми имеет  определенную структуру с множеством компонентов. Вот основные из них.

     Субъект — лицо, воплощающее активное начало власти. Наделен правами, полномочиями, ресурсами, привилегиями.

     Объект  — исполнитель указаний лидера, наделенного властью, подчиненный, у него есть обязанность или необходимость повиноваться распоряжениям лидера. Власть без подчинения невозможна: нет подчинения, нет и власти.

     Средства (ресурсы) — те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Власть и есть способность и возможность превращать свои ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы взаимосвязи субъекта и объекта власти. Ресурсы власти разнообразны, как разнообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей[10]. Ресурсы делятся на:

            —утилитарные (материальные);

            — принудительные (санкции);

       — нормативно-правовые (кодексы, уставы, инструкции, нормы, предписания, правила);

     — информационные (знания и информация).

          Основания власти — ее ресурсы.

         Сфера (радиус) распространения — территория, на которой функционирует данная власть, а также количество людей — объектов власти.

     Величина (сила) власти —  функция трех переменных: количества причин, их направленности (позитивная, нейтральная, негативная), силы действия каждой причины.

     Временная продолжительность  — время функционирования данной власти.

     Затраты, связанные с обеспечением функционирования власти, — материальные и иные ресурсы, необходимые для отправления власти.

     Способы и процедуры власти — приказы, распоряжения, указания, инструктирование, консультирование, подкрепление, делегирование полномочий.

     Противодействующие  влияния и поведенческие  альтернативы —  некая реальность как возможность неисполнения распоряжений со стороны объектов власти[1].

     Власть  лидера напрямую связана с его  авторитетом. Авторитет лидера формируется на основе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях лидера.

     Авторитет — влияние или влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, социальном статусе. В рамках социальной психологии соотносится с представлением о власти.

     Авторитет — это признание за индивидом  права на принятие решения в условиях совместной деятельности. В этом значении понятие «авторитет» может не совпадать с понятием «власть». Авторитетом в таком случае может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими полномочиями, но обладающий высокой степенью референтности для окружающих. Авторитет такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в глазах других и значимостью его деятельности.

     Авторитет представляет собой высокоценимые  качества, которыми подчиненные наделяют лидера и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы наказания. Он основывается на согласии и означает уважение к лидирующей личности, доверие к ней.

     Авторитет может быть истинным, когда лидер  действительно обладает теми качествами, какими его наделяют подчиненные, но ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности лидера.

     В зависимости от лежащих в основе авторитета качеств, он может быть:

  • научным (качество учености);
  • деловым (компетентность, опыт);
  • моральным (нравственные качества);
  • религиозным (святость);
  • статусным (должностным)[1].
 

     2. 5. Виды и механизм власти лидера 

     Власть  лидера условно делится на два  типа.

     Позиционная власть основывается на деловом авторитете, контроле за различными ресурсами, используемыми для вознаграждения и санкций, за информацией и условиями труда.

     Персонифицированная власть   базируется на компетентности, дружбе, лояльности, харизме лидера.

       В современной  социально-психологической  литературе рассматриваются следующие виды власти лидера с механизмами их воздействия[6]:

     Вознаграждение. Может выступать в различных формах в каждом из двух видов: материальное и моральное. Вознаграждение — это основание власти лидера, поскольку оно связано с главной целью индивида — получением средств для удовлетворения его важнейших потребностей и служит основным мотивом подчинения последователей. Личная заинтересованность побуждает последователей к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение санкций[6]. Заинтересованность способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации. Власть через вознаграждение обладает максимальной эффективностью, особенно в тех случаях, когда награда воспринимается как заслуженная и справедливая.

     Санкции. Наказание обычно действует как потенциальная угроза или возможность его применения. Сила власти, базирующейся на страхе перед санкциями, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния[11]. Работа, мотивированная возможным наказанием, обеспечивает только минимальную эффективность труда и результаты, достаточные лишь для того, чтобы избежать санкций. Наказание эффективно тогда, когда оно воспринимается как справедливое и опирается на авторитет общепринятых норм и ценностей. В практике лидерства эффективно использовать наказание в комплексе с вознаграждением, показывая противоположность последствий желательного и нежелательного поведения.

     Деловой авторитет лидера. Власть, основанная на деловом авторитете, — экспертная власть. Она означает, что лидер, по мнению его последователей, обладает компетентностью, знаниями, опытом, умением, необходимыми для решения определенных задач в условиях отсутствия таких способностей у других членов группы. Экспертная власть предполагает превосходство не только в знаниях и информации, но и в навыках, в умении использовать их. По оценке социальных психологов, использование экспертной власти — один из ведущих факторов эффективного лидерства[11].

     Информация. Нередко экспертную власть отождествляют с властью информационной, основанной на контроле за знаниями, информацией и средствами их распространения. Эти два вида власти, конечно, связаны, особенно на личностном уровне, поскольку обладатель экспертной власти отличается большей информированностью, необходимой для решения определенных задач Информационная власть, однако, может иметь не только личный, но и позиционный характер, т.е. может быть связана как с индивидуальным обладанием определенными сведениями, так и с контролем над средствами их получения и передачи, над информационным потоком в целом в силу занимаемого лидером положения[17]. В случае информационной власти основанием подчинения служит не только деловой авторитет, но и убеждения, ценностные ориентации последователей, базирующиеся на получаемой ими информации, а также их собственные решения, детерминированные объемом и характером имеющихся у них знаний. Информационная власть служит распространению объективных сведений, но одновременно способна и к манипулированию, т.е. к управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам (а нередко и воле) путем использования специальных приемов обмана.

     Легитимизация. Власть через легитимизацию основывается на должностном авторитете, признании норм и ценностей данной организации, а также права лидера приказывать и обязанности нижестоящих — подчиняться. Легитимность власти как таковая переносится на ее представителей. Власть через легитимизацию не всегда жестко закрепляется институционально[6].

     Убеждение. Власть через убеждение частично совпадает с властью через легитимизацию и властью информационной. Однако в целом эта разновидность власти имеет более широкие основания. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентации и установок и т.п. Убежденность в необходимости подчиняться лидеру не обязательно вытекает из легитимности последнего, а может быть результатом убеждающего воздействия, осознания общественной пользы или иных мотивов, Власть через убеждение чаде используется в экстремальных ситуациях, когда от последователей требуется большее напряжение сил, нередко выходящее за рамки обычных норм.

Информация о работе Лидерство как социально-психологический феномен