Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:37, реферат
.. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие[6]. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Лидерство как социально-психологический феномен………………..5
2.1. Теории лидерства……………………………………………5
2.2. «Я»-концепция лидера………………………………………9
2.3. Психологические потребности и мотивы лидера………….13
2.4. Власть и авторитет лидера………………………………….16
2.5. Виды и механизм власти лидера…………………………...20
2.6. Поведение лидера в группах. Психологические типы
лидеров………………………………………………………24
3. Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы………………………
Кооперативный
(коллегиальный, партисипативный,
демократический) стиль
— принятие решений на основе обсуждения
проблемы, с учетом мнений и инициативы
последователей (максимум демократии);
выполнение решений — обеими сторонами,
т.е. лидером и последователями (максимум
контроля); интерес лидера и доброжелательное
внимание к личности последователей, учет
их интересов, потребностей, психологических
особенностей. Выраженная ориентация
на людей.
3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство как тип отношений
управления отлично от
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Ранние традиционные концепции
предлагали определять
Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.
Новые подходы концентрируют
свое внимание на способности
лидера создать новое видение решения
проблемы и, используя свою харизму, передать
ее значение последователям таким образом,
чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм
к осуществлению действий по достижению
целей.
Список
литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2007.
2. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 2009.
3. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение, Л., 2005.
4. Кон И.С. Социология личности. М., 2007.
5. Кричевский Р.Л., Если Вы – руководитель. М.: Издательство «Дело», 2008.
6. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. М., «Аспект Пресс», 2009.
7.
Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Стиль
руководства и основные
8. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 2001.
9. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе, М., 2005.
10. Кудяков С.С., Лидерство и руководство в малых группах. М, 2004.
11. Мокшанцев Р., А. Мокшанцева, Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов, издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001 г.
12. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 2004.
13. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 2001.
14. Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. Вопросы психологии, 2003, № 5.
15.
Психология господства и
16.
Пугачев В.П. Руководство
2008.
17.
Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология
управления. —
Ростов н/Д, 2007.
18.
Тихомиров O.K. Психологические механизмы
целеобразования. М., 2007.
Информация о работе Лидерство как социально-психологический феномен