Лидерство: стиль, ситуация и эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ явления лидерства, стилей лидерства и оценка его эффективности.
Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить историю лидерства;
- сформулировать понятие лидерства;
- выделить стили лидерства;
- выявить критерии эффективности лидерства;
- рассмотреть лидерство на примере организации, провести оценку эффективности лидерства.

Файлы: 1 файл

Менеджмент курсовая.docx

— 119.80 Кб (Скачать файл)

Так же, был проведено  тестирование для определения уровня лидерских способностей управляющего по методике «Лидер». Вопросы теста представлены в приложении 6. В тесте было предложено 50 вопросов, к каждому из которых было дано два варианта ответа. Тестируемый должен выбрать одни из вариантов и пометит его на бланке ключа.

При ответе на вопрос тестируемый  получает балл только за вариант («а»  или «б») в левой колонке.

Степень выраженности лидерства:

- до 25 баллов – лидерство  выражено слабо.

- 26-35 баллов – средняя  выраженность лидерства.

- 36-40 баллов – лидерство  выражено в сильной степени.

- свыше 40 баллов – склонность  к диктату.

Управляющий ресторана набрал 32 балла, что говорит о средней  выраженности его лидерских способностей.

Он работает в хорошей  организации, но все же нельзя забывать о том, что для стабильного  успеха ему нужно постоянно совершенствовать методы руководства и деятельности подчиненных, развивать собственную компетентность, самоконтроль и самокритичность;  поощрять творческую атмосферу и командный дух в организации.

3.4. Эффективность руководства  в компании «Ройал-кейтеринг»

На основе анализа стиля  руководства управляющего компании «Ройал-кейтеринг» было выявлено сочетание  в нем элементов демократического и авторитарного стилей управления. Но, несмотря на достаточно большую  степень ориентированности на достижение высоких производственных результатов  и на заботу о коллективе были выявлены недостатки данного стиля руководства: высокая требовательность к подчиненным, что часто отрицательно сказывается  на морально-психологическом климате  в коллективе, обуславливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, не учет личных качеств и особенностей работников.

 Для эффективной работы  персонала компании важно, чтобы  каждый из членов коллектива, работал на достижение единой  цели, кроме того, важное значение будет иметь психологический климат в коллективе.

На основе проведенного исследования предлагается следующая система  рекомендаций для управляющего ресторана:

- объективно оценивать  свои возможности и развивать  в себе недостающие качества, которые способствовали бы повышению  авторитета и позволили бы  быть образцом для подражания (например, внимание к проблемам  других людей, честность, умение  выслушать);

- в зависимости от ситуации  использовать различные методы  руководства, однако придерживаться  больше демократического стиля,  и при решении общих задач  учитывать мнение сотрудников,  это будет повышать эффективность  руководства в различных ситуациях;

- быть требовательным  не только к окружающим, но  и к себе, стремиться совершенствоваться;

- искать подход к каждому  из сотрудников, учитывая его  личные особенности, деловые качества;

- адаптировать свой стиль  для конкретной ситуации, 
ориентировать его на реальность;

- стремиться конструктивно  использовать любые, даже конфликтные  ситуации, не боясь риска и ответственности;

- проявлять гибкость и  умение идти на компромисс  при убеждении других, поскольку  гибкость стиля является важным  признаком качества управляющего;

- вести регулярную работу  по оценке и созданию положительного  морально-психологического климата. 

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в  отношениях людей друг к другу  и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить  причиной или поводом для возникновения  конфликта. Поэтому руководитель должен постоянно вести регулярную работу по оценке и созданию положительного морально-психологического климата. Это  будет способствовать повышению  эффективности работы персонала;

- развивать интеллектуальные, организаторские, психологически-коммуникативные  способности, которые, несомненно, будут сказываться на эффективности  управления персоналом;

- стремиться к увеличению  производительности и эффективности  производственного процесса, в том  числе контроля.

В целом мероприятия по повышению эффективности управления компании «Ройал-кейтеринг» можно разделить  на следующие этапы.

Первый этап - организационная  диагностика.

Целью является выявление  проблемных зон, определение ресурсов развития и ключевых направлений  совершенствования системы управления рестораном.

Для этого необходимо провести диагностику состояния процессов  управления в организации, а именно:

- оценка структуры управления  и взаимодействия между сотрудниками; анализ документов, регламентирующих  систему отношений и обмена  информацией между сотрудниками;

- определение состояния  элементов организационного порядка,  готовности персонала к изменениям; наличие информационного дефицита, формы его компенсации;

- выявление закономерностей  системы управления персоналом  компании, их влияния на работоспособность  организации в настоящем и  определение основных параметров  желаемого результата.

Форма проведения – проблемные интервью с управляющим, сотрудниками, возможно проведение дополнительно  анкетирования и группового интервью. На основе этого требуется структурирование проблемного поля и определение  зон изменений.

Мероприятия могут осуществляться с помощью сторонних консультантов.

В результате осуществления  первого этапа управляющему представляется отчет о выявленных управленческих проблемах, иерархии проблем, ключевых проблемах. Обсуждается и принимается окончательная формулировка желаемого результата.

Второй этап – разработка проекта внедрения изменений, определение  необходимых мероприятий, ресурсов.

На этом этапе определяется состав необходимых мероприятий, направленных на достижение желаемого результата. А также: кто, каким образом и в какие сроки осуществляет эти мероприятия. Определяется степень участия консультантов в работе на этапе внедрения изменений.

Форма проведения: подготовленные консультантами предложения обсуждаются  с руководством организации, составляется окончательный план мероприятий.

Третий этап – внедрение. Цель третьего этапа – внедрение  изменений, разработка нормативной  базы и управленческих технологий, работа с сопротивлением изменениям, контроль результатов и проведение корректирующих мероприятий.

В частности предлагаются следующие мероприятия:

Прохождение управляющего «Ройал-кейтеринг» и менеджеров специальных тренингов, семинаров и курсов по повышению  лидерских и управленческих навыков, а также закупка специальной  литературы по повышению эффективности  лидерства.

Кроме того, предлагается посещение  управляющего компании «Ройал-кейтеринг» конференций по повышению лидерских  способностей.

Таким образом, каждый руководитель любого ранга и независимо от численности  группы имеет свои индивидуальный стиль  руководства, который в большей  степени зависит от его личных качеств. Однако не существует и не будет существовать лидера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

В своей деятельности руководитель должен задумываться над проблемами собственного стиля работы. Стилем необходимо заниматься постоянно. Для  этого необходимо знать: требования работы, свои способности и склонности. Также нужны знания о различных стилях деятельности и способах их приведения в соответствии с требованиями новых условий.

Учет данных рекомендаций будет способствовать укреплению трудовой дисциплины работников отдела, улучшению  организации труда, повышению качества выполняемых работ и предоставлению клиентам компании  высокого уровня обслуживания, а в целом, эффективности  работы компании «Ройал-кейтеринг».

Заключение

Обзор основных направлений  теории лидерства показывает, что  исследования в этой области менеджмента  ведутся широким фронтом, захватывая все новые разделы и открывая все новые темы.

Изменения, осуществляемые в управленческих структурах, обусловливают  необходимость формирования нового типа руководителя, обладающего помимо профессиональных рядом социальных качеств, определяемых, политическими, правовыми, нравственными нормами  и ценностями. Особенность управленческой деятельности, специфика решаемых ею задач, сложность экономической  ситуации в нашей стране вызывают потребность не только в специфических  профессиональных навыках управленца, но и в особых личных качествах, которые  позволяют ему вывести компанию на принципиально новый уровень, а также убедить коллектив  в правильности выбранной стратегии.

Целью курсовой работы было проведение анализа явления лидерства, стилей лидерства и оценка эффективности  лидерства на примере компании «Ройал-кейтеринг».

Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:

- изучение истории лидерства;

- формулировка понятия  лидерства;

- выделение стилей лидерства;

- выявление критериев  эффективности лидерства;

- оценку эффективности  лидерства на примере компании  «Ройал-кейтеринг».

Проведение исследования позволило сделать следующие  выводы.

Руководство и лидерство  – необходимые составляющие эффективного управления организацией, представляющие собой координацию отношений  членов социальной группы и реализующие  процессы социального влияния в  коллективе.

Оптимальное использование  потенциала работников, являющего залогом  успешного развития и функционирования компании, наиболее успешно реализуется  с помощью лидера во главе команды.  Именно лидерство, ориентированное  на установление атмосферы сотрудничества, стратегической интеграции, улучшение  производственных процессов, внедрение  самоуправления, имеющее в основе ответственность, доверие и согласие, на определенных этапах развития организации  превращается в важнейший фактор ее жизнестойкости. На других стадиях  развития организации требуется  руководство, призванное организовывать официальные взаимоотношения в  группе.

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать  и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошёл, на мой взгляд, ближе  всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит  от ситуации. В некоторых из них  менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает  подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в-третьих - безболезненно меняет стиль под  нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием  эффективного управления производством.

В число наиболее важных способностей менеджера входят: сочетание  знаний, поведения и опыта, входят умения реализовать, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценки, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирование информации, разработке программ, выявление тенденций, распределение усилий и времени.

В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение  с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества умение владеть  ситуацией, принимать решения, брать  на себя ответственность, делать верный выбор.

Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные  технические средства связи и  информации отвечают этому требованию.

Характеризуя стиль руководства  управляющего ресторана можно сказать, что  в нем сочетаются авторитарный стиль, основанный на указаниях, а также  демократический  стиль, основанный на предоставлении широких прав в  принятии решений, проявлении инициативы, в зависимости от ситуации.

В своей деятельности руководитель должен задумываться над проблемами собственного стиля работы. Стилем необходимо заниматься постоянно. Для  этого необходимо знать: требования работы, свои способности и склонности. Также нужны знания о различных  стилях деятельности и способах их приведения в соответствии с требованиями новых условий.

Учет данных рекомендаций будет способствовать укреплению трудовой дисциплины работников отдела, улучшению  организации труда, повышению качества выполняемых работ и предоставлению клиентам компании  высокого уровня обслуживания, а в целом, эффективности работы компании «Ройал-кейтеринг».

Информация о работе Лидерство: стиль, ситуация и эффективность