Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:52, доклад

Описание работы

Проблема лидерства часто обсуждается как спортсменами, так и тренерами. Иногда речь идет о выявлении лидера среди членов команды, а иногда члены команды пытаются оценить эффективность работы самого тренера как лидера.
Тренеру необходимо знать характеристики (параметры) лидерства по следующим причинам:
Часто бывает полезно выявить потенциальных лидеров среди членов команды - тех ее членов, которые примут на себя ответственность за деятельность команды, будут направлять энергию других членов команды в нужное русло и уравновешивать положение, если группа или ее отдельные члены попадут в условия соревновательного стресса.
Это помогает формировать необходимые лидерские качества у отдельных спортсменов, когда в команде нет явного лидера. Тренер может также поработать с ними индивидуально, если команда неохотно выбирает того или иного лидера.

Данные о динамике лидерства часто оказываются полезными для тренера при анализе его собственного поведения. Некоторые тренеры считают, что если какой-то руководящий орган или комитет удостоил их звания тренера, то это автоматически обеспечивает их и определенными лидерскими качествами. Обнаружив, что спортсмены не подчиняются их распоряжениям, они подчас не могут объяснить, почему это происходит, затрудняются проанализировать свои действия и свое возможное личное влияние на команду. Некоторые из приведенных ниже фактов помогут им вылечиться от подобной слепоты.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 13.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 

В группах, члены которых раньше были не знакомы  друг с другом и их ничто не объединяло, кроме общей задачи, лидера выбирали, учитывая решение поставленной задачи, и результативность постоянно повышалась. В таких группах лидер предлагал эффективные способы прохождения лабиринта. В результате улучшались и показатели других членов группы и, таким образом, существенно снижалось общее время решения задачи.

 

Аналогичные результаты были получены при исследовании лидеров баскетбольных команд в  штате Юта. Обычно в лучших командах лучшие лидеры были игроками, которых  другие члены команды воспринимали как спортсменов, способствующих выигрышу команды, и они не обязательно были самыми популярными.

 

В студенческих общинах лидер был уже выбран (неизвестно, что именно определяет статус в таких группах - внешний  вид или навыки общения), и они  не смогли в новой ситуации выбрать  нового лидера. Поэтому их деятельность напоминает выступление спортивной команды, в которой лидера выбрали ошибочно, т. е. не за его способность организовать взаимодействие игроков и внести максимальный вклад в достижение успеха. Лидер может решить разные задачи только в том случае, если они сходны по структуре и предъявляют одинаковые или очень сходные требования как к членам группы, так и к самим лидерам.

 

Лидерство и ролевые функции в команде

 

Джон Лой - один из самых проницательных исследователей социальных параметров в спорте - сделал в 1970 г. доклад, в  котором на основании обширных данных доказывал, как функции спортсмена, его положение влияют на вероятность  того, что он станет лидером, и объяснял его возможный успех в этой роли. Оказалось, что более 50% всех тренеров по бейсболу были в годы своих активных выступлений подавальщиками мяча (23,4%) и ловящими (27,07%), т. е. выполняли самые ответственные задачи. Из всех тренеров колледжей 12% играли на первой границе (базе, станции), а 17,1% - на третьей, т. е. занимали центральные позиции.

 

Из 293 обследованных тренеров лишь 5,5% выполняли второстепенные задачи. Такая же тенденция была обнаружена и среди капитанов команд: 87,3% всех капитанов занимали ключевые позиции.

 

Для объяснения результатов своих  исследований Лой использовал концепции  двух социальных психологов - Т. Хопкинса и Г. Зеттерберга, которые выдвинули  предположение о наличии специфической  последовательности событий, когда  речь идет о положении в группе, качествах лидерства, возможности и успешности управления усилиями других.

 

 

Таким образом, тренеры могут оказывать  нужное влияние на лидерство в  спортивных группах, используя для  этого перемещение спортсменов  на центральные, ключевые или менее важные позиции, так как определенное место в команде может в значительной мере способствовать проявлению лидерских качеств. Недостаток лидерских качеств у отдельных спортсменов можно исправить путем изменения роли этих спортсменов в команде, а также с помощью индивидуальных бесед.

 

ВОСПРИЯТИЕ СПОРТСМЕНАМИ ТРЕНЕРА  КАК ЛИДЕРА

 

 

Тренер является влиятельным лидером  группы. Его авторитет обычно провозглашается  сверху. Он может принимать решения  о приеме новых членов или отчислении из команды, распределении обязанностей в команде, определять пути достижения цели командой. Более того, он обладает большей по сравнению с другими членами команды информацией и мастерством, поэтому находится в более благоприятном положении, чтобы способствовать достижению группой своих целей.

 

Однако, как уже указывалось, успех  лидера частично зависит от восприятия членами группы его статуса, компетентности и личностных качеств. Ллойд Персиваль  из Торонто (Канада)* анализировал свое поведение как тренера с помощью  киносъемки, магнитофонных записей, а также замечаний своих друзей. В результате этого самоанализа он пришел к выводу, что его собственная самооценка себя как тренера существенно расходилась с мнениями тех, кто наблюдал за ним. При этом наибольшие несовпадения были обнаружены между мнением его воспитанников и его самооценкой.

 

* Л. Персиваль был директором  Института физической подготовленности  в Торонто, а также техническим  директором Канадской ассоциации  тренеров. Известнейший в Канаде  специалист по спорту. Недавно  скончался.

 

С 1969 по 1971 г. Персиваль собрал в  ходе свободных бесед и специальных  опросов самые различные мнения и суждения о тренерах примерно у 382 спортсменов, представителей 25 видов  спорта - альпинистов и тяжелоатлетов, теннисистов и боксеров, борцов и фигуристов*. Кроме того, он опросил и 66 тренеров, которые оценили свое поведение и деятельность.

 

* Из общего числа опрошенных, большинство которых составляли  высококвалифицированные спортсмены. 318 из них были мужчины, а  из 66 тренеров И были женщины.

 

 

Различия в оценках тренеров по данным опроса спортсменов и тренеров

 

Результаты его опроса могут  заставить задуматься многих тренеров. Были обнаружены существенные различия в средних показателях, когда  спортсменам предложили оценить  их тренеров по 10-балльной шкале и сопоставили эти оценки с самооценками самих тренеров. Как видно из приведенной иллюстрации, эти оценки отличались от суждений тренеров примерно на 40%. Средние оценки тренеров были примерно 7 баллов из 10, тогда как спортсмены оценивали своих тренеров на 4 балла по той же шкале. Эти различия сохранялись и когда оценку тренерам давали спортсмены различного класса.

 

 

Различия в самооценках тренеров и оценках, полученных при опросе их воспитанников

 

Исследуя проблему дальше, Персиваль  предложил спортсменам и тренерам дифференцировать их оценки по четырем основным категориям, отражающим их мнение о «личности» тренера (общее отношение, его тренерское кредо, особенности поведения и эмоционально-волевая сфера), его «технике и методике» (организация тренировочного процесса, методы работы, тактика и способность решения технических вопросов), «знаниях» (его информированность о психологических и физиологических факторах спортивной деятельности, знание правил и т. д.) и о «биомеханике» (т. е. о том, какие навыки необходимы, основы обучения технике, тренировки, знание структуры навыка). Когда оценки спортсменов сопоставили с самооценками их тренеров, результаты вновь были не слишком обнадеживающими для тренеров. Наибольшие расхождения между суждениями ведомых (спортсменов) и самооценками лидеров (тренеров) оказались по «личностному параметру». По мнению 72% тренеров они обладают «положительными для тренера личностными особенностями», однако лишь 32% спортсменов дали им такую же оценку.

 

 

 

Процент положительных и отрицательных реакций на 4 специфических фактора в оценке эффективности тренера

 

Как и можно было ожидать, тренеры  получили в целом общую отрицательную  оценку (66%) со стороны 382 обследованных  спортсменов и только 24% из них  оценили роль тренера положительно. При сопоставлении этих результатов в индивидуальных и командных видах спорта оказалось, что более критически оценивают тренера представители индивидуальных видов спорта. Это можно объяснить тем, что в командных видах спорта менее способные тренеры часто игнорируются благодаря поддержке со стороны товарищей по команде и партнеров по взаимодействию. В индивидуальных видах спортсмен лишен такой поддержки со стороны команды. Он почти полностью зависит от своего тренера, непосредственно общается с ним и получает эмоциональную поддержку и техническую помощь.

ТАБЛИЦА 2:РЕАКЦИИ СПОРТСМЕНОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА В (%)

Реакция спортсменов Отрицательная Нейтральная Положительная

   По оценке всей выборки 66 10 24

   В индивидуальных видах  спорта 79 - 21

   В командных видах спорта 53 - 47

 

 

В результате анализа высказываний спортсменов Персиваль построил несколько моделей типов тренеров. Он выделил две группы, поместив в одну тренеров с преобладанием  отрицательных качеств, а в другую - тренеров с преобладанием положительных качеств. Среди отрицательных типов были:

 

«Оскорбляющий» - тип тренера, которого больше всего не любят.

 

«Крикун» - считающий, что успех  его работы зависит от величины шума, который он создает.

 

«Мститель» - внушающий спортсменам, что их неудачи ставят под угрозу его место в команде, и потому готовый мстить им за недостаточно активную работу и старание.

 

«Душитель» - хорошо работающий на тренировках, но по мере приближения соревнований впадающий в шоковое состояние. Похож на «трясуна».

 

«Трясун» - теряющий самообладание во время соревнований, «закуривает сразу две сигареты».

 

«Генерал Кастер» - не меняющий своей  тактики и стратегии выступлений  на любых соревнованиях, что и  приводит его к поражению, как  и известного генерала Кастера.

 

«Герой» - бросающийся поздравлять своих воспитанников, чтобы все видели, кто именно их тренер.

 

«Профессор» - научно настраивающий  себя и своих воспитанников с  помощью сверхсложных установок  и планов на игру и другие мероприятия.

 

Среди других типов тренеров, в  шутку выделенных Персивалем, можно найти «бормотуна», «тюремщика», «хвастуна», «суеверного», «лодыря» (появляется, когда вся работа уже сделана), «обвинителя» (постоянно штрафует спортсменов), «Рокни» (считает, что единственный выход - «накачки»), «сверхдруга» и «белую трость» (никогда не знает, что происходит).

 

Персиваль приводит также по данным опроса канадских спортсменов ряд  положительных типов тренеров. К  ним относятся: «Поддерживающий» - всегда рядом со спортсменом, готов поддержать эмоционально в трудных ситуациях, предостерегает от возможных ошибок и ободряет, ориентируя их на будущие успехи.

 

«Хладнокровный» - сохраняет спокойствие  в напряженных ситуациях и  принимает верные решения в условиях стресса, всегда является примером самообладания  для своих воспитанников, критические замечания высказывает с глазу на глаз и может успокоить спортсменов, если они перевозбуждены.

 

«Психолог» - может довести спортсменов  до оптимального уровня возбуждения  перед соревнованиями, так же успешно  руководит командой после поражения, может превратить страх в преимущество, понимает и чувствует состояние спортсменов до и во время соревнований.

 

«Турист» - контактирует со всеми членами  команды, как со «звездами», так и  с запасными; беседует и работает со спортсменами, выступающими удачно, и с теми, у кого есть те или иные проблемы; в курсе всех событий, каждому уделяет какое-то внимание.

 

Среди других положительных типов, выделенных Персивалем, есть также  «консультант» (объясняет спортсменам, как достичь лучшего результата), «доктор» (интересуется и может помочь при травмах и заболеваниях), «оратор» (удачно пользуется словом, настраивает спортсменов на более активную работу без излишнего давления).

 

Персиваль признает, что его данные не являются вершиной научного исследования, однако он с известным основанием утверждает, что полученные цифры и результаты наблюдения дают пищу для размышлений. Особый интерес представляют расхождения между мнением спортсменов о качествах тренеров и их собственными оценками своей деятельности и поведения. Исследование было бы еще более показательным, если бы одновременно были выявлены различия между самооценками спортсменов и тем, как их воспринимают тренеры. Можно предположить, что при этом были бы обнаружены аналогичные расхождения.

 

Опытные спортсмены высокого класса более критически оценивают тренера как лидера по сравнению с более молодыми и менее искушенными спортсменами. Однако и последние, оглядываясь на свой прошлый опыт, могут потерять уважение к тренеру, с которым им пришлось начинать свою спортивную карьеру и который по своим лидерским качествам и профессиональным знаниям мог и не соответствовать требованиям, предъявляемым к специалисту, работающему в условиях соревновательного стресса.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРАМ

 

 

Информация, о которой говорилось выше, может быть по-разному использована тренером как при анализе им своей деятельности в качестве лидера, так и при наблюдении за лидерами и ведомыми среди своих воспитанников.

 

 

В целом самые эффективные лидеры обычно те, кто лучше других понимает роль лидеров и ведомых, а также могут оценить относительный статус членов группы. Поэтому тренер должен стремиться не только сформировать у себя такое понимание, но и выявлять лидеров среди членов команды, которые проявляют большую социальную чувствительность.

 

 

Тренер должен оценивать и свою роль лидера с точки зрения параметра  ориентации на задачу или на межличностные  отношения. Если окажется, что он ориентирован главным образом на задачу, то ему  следует учесть как сильные, так  и слабые стороны этой позиции  и, может быть, выбрать помощника или капитана команды, который дополнял бы его установки и ориентацию.

 

 

Тренеру следует выбирать капитана не путем выявления популярности его у различных членов команды, а попытаться определить формальными  и неформальными способами, кого в группе считают наиболее способным помочь достижению общегрупповых целей. Так, лидеры в школе или в профессиональной команде не всегда подходят для выполнения роли лидеров в команде.

 

 

Тренер, как лидер команды с  очевидными признаками власти, и лидер-спортсмен должны суметь сформировать у себя правильное отношение к умеренной внутригрупповой напряженности и конфликтам, возникающим между членами команды. Наличие умеренных межличностных конфликтов, по-видимому, свидетельствует о том, что большинство членов команды ориентированы больше на задачу, чем на межличностные отношения, что обычно характерно для групп, выступающих более успешно.

 

 

Тренер, ставящий перед собой задачу добиться успеха, должен быть в состоянии выдержать  тяготы временной непопулярности во время напряженных тренировок и отказаться от шуток и дурачества ради серьезных и длительных успехов в предстоящих соревнованиях. Если окажется, что тренер, стремящийся к достижению успеха, работает с командой, члены которой ориентированы главным образом на установление хороших дружеских отношений, ему следует быть готовым к возможным огорчениям и необходимости замены ряда спортсменов с выраженной межличностной ориентацией на игроков, чьи установки более соответствуют его собственным. Если же у игроков большая потребность в достижении успеха, а тренер ориентирован на межличностные отношения, то ему придется быть готовым к появлению известной враждебности и критики со стороны спортсменов*.

 

* Мне довелось  быть свидетелем этого по крайней  мере в двух командах. В одном случае игроки даже устроили собрание, пригласили тренера и предложили ему «перестроиться».

 

 

В индивидуальных видах спорта спортсмену может потребоваться  большая эмоциональная поддержка  со стороны тренера-лидера, в отличие  от командных видов спорта, где помощь, поддержка и даже технические указания спортсмен может получить у своих партнеров. Результаты исследования, проведенного в Канаде, позволяют предположить, что спортсмены в индивидуальных видах спорта более критично относятся к своим тренерам, чем спортсмены в командных видах.

Информация о работе Лидерство