Ложь - как неотъемлемая составляющая в системе межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Исследования, касающиеся этой области основаны на диагностике и данных детекторов лжи. Несмотря на огромное количество работ, различных публикаций, посвященных этой теме, актуальность обсуждаемой темы, нет точных эмпирических данных, направленных на изучение закономерностей порождения и понимания лжи в системе межличностных отношений.
Изучение лжи получило широкое распространение в работах таких известных психологов как: Пол Экман, Фрай О.Целью их исследовательской деятельности было изучение эмоционального аспекта личности, его невербальное проявление( в частности мимика человека, жестикуляция), связанное с наличием провокационного фактора.

Содержание работы

Введение
3-5
Глава 1. Ложь как психологический феномен. Основные понятия причины, разновидности , мотивация искажения информации……
6-17
Глава 2. Ложь – как средство манипуляции в межличностных отношениях……………………………………………………………
18-22
Глава 3. Влияние лжи на способ построения взаимоотношений…..

23-26
Заключение…………………………………………………………………
27-28
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

курсач динара.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

 

Х.Г. Лернер пишет: «Размышляя о жизни женщины, я вынуждена была обратить особое внимание на слово «pretending» (притворство, симулирование, разыгрывание из себя), оно чаще отражает желание, уводящее с верного пути, защитить других и гарантировать сохранение себя, а также наших отношений. Pretending естественным образом происходит из ложного и ограниченного определения себя, которое женщина часто усваивает без вопросов и сомнений. Т.о. оно тесно связано с женственностью, то есть это просто-напросто, что учит делать женщин культура». Эта ложь основывается на самоубеждении и самообмане [3] Г.Лассистер , на основе видов агрессии, выделяет три типа обмана: просоциальный (обман во благо обществу), антисоциальный (ложь, совершенная, чтобы обойти закон) и санкционированный (безобидная ложь, выдумки, уклончивость, которая находится в пределах границ социальных норм и морали; она занимает промежуточное место между двумя первыми) [12]

А.Игнатенко ввел собственную  классификацию случаев обмана, собранных  им при изучении восточных трактатов. Он выделял обман в чистом виде (дезинформацию), амфиболию (неопределенность высказывания), подмену (предметов или  людей), лжесвидетельство, нарушение клятвы, ложные письма (поддельные и подметные), оговор, заведомо фальшивые предсказания, притворство, провокацию и создание ложных обстоятельств

Также классификацию разновидностей лжи представила и И.П. Шкуратова, по мнению которой помимо представленных видов лжи существует также ложь-сокрытие( когда человек не говорит всей правды, причем его цели не обязательно могут быть корыстными), этикетная ложь( основанная на нормах и правилах поведения при определенных ситуациях), ложь-заблуждение ( ложь, при которой несмотря на неистинность сообщений, у человека создается впечатление о правильности своих действий),ложь-фантазирование( как правило это довольно безобидный тип лжи, существующих для придания наибольшего авторитета и «веса» своей личности в глазах окружающих), ложь-оправдание ( применяется с целью выставить себя в наиболее выгодном свете, в ситуации разоблачения)

ложь-розыгрыш (когда  у человека  при  помощи целенаправленно  созданном алгоритме действий формируется представление о ком-либо, или о конкретной ситуации); ложь- сплетни; ложь-надувательство- разновидность лжи, при которой человек ,может стать жертвой мошенников и аферистов, связанная с финансовой деятельностью, профессиональная ложь( связанная с атрибутами профессиональной деятельности, в частности с этическими нормами)

Наряду с обманом  других бытию индивида приписан и  самообман. Б. Шалютин отмечает, что понятие самообмана фиксирует одно из капитальных фактов внутренней жизни человеческого Я - обман ценностным (смысловым) «Я» коллективного «Я». Самообман как и всякая ложь, оказывается актом воздействия.[18]

В данном случае самообман  можно рассматривать, как способ «обмана самого себя», это может  происходить тогда, когда и лжец, и так называемая жертва представлены в одном лице. Например, когда человек, обладая какими-либо сведениями не верит в их достоверность, на основании чего у него происходит непринятие и отторжение полученной информацию.

 

Иллюзия — это своего рода самообман, на добровольной основе, при котором собеседник соглашается верить тому, что сообщает коммуникатор. При этом если обман — это коммуникационное управление во вред респонденту, то иллюзия — это коммуникационное управление ему во благо.[18]

К разновидностям искажения  информации о себе относят также  такие понятия как макиавеллизм, манипуляция и самопредъявление. "Макиавеллизмом" западные психологи называют "склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях тонкими, едва уловимыми или не физически агрессивными способами, такими как лесть, обман, подкуп или запугивание" ;[21] как стратегию социального поведения, включающую манипуляцию другими в личных целях, зачастую противоречащую их (т.е. других людей) собственным интересам; как психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик [10]Как правило люди, вступая в коммуникативные действия друг с другом передают некоторую часть информационных сведений о себе, своих индивидуально-личностных особенностях. Иногда человек, даже не учавствующий в общении с другими людьми несет в себе определенный набор данных, которые окружающие считывают с него( обращая внимание на внешний вид человека, можно судить о его социальных или личностных качествах). По мнению Гофмана у человека существует 2 способа самовыражения, это открытый способ- при котором человек, произвольно дает сведения о себе, непроизвольный- способ, при котором человек «выдает» данные о себе.

 

Э.Гоффман рассматривает  самопредъявление через ролевое  поведение. В созданной им концепции «социальной драматургии». Самопредъявление- это проирывание перед окружающими специально созданного образа или роли перед окружающими людьми с определенной целью.

 

В.Н.Куницина предложила другой видклассификации: «самопрезентация - целенаправленно созданный, организованный, процесс представления своей личности перед другими людьми, при помощи вербальных( речь, интонации, эмоциональный окрас) и невербальных( мимика, жестикуляция) средств коммуникации)

 

 В качестве часиного  случая самопрезентации, Н.В.Перепелица, отмечает псевдосамораскрытие-(неполная,заведомо ложная и искаженные сведения). По мнению Е.В.Зинченко в данном случае можно говорить о ложном самораскрытии .Представления о лжи можно рассматривать как результат обобщения опыта субъекта, касающегося лжи и её различных проявлений в общении.

Таким образом, виды лжи, несмотря на некоторые различия, объединяет то, что все они рассматриваются  как специфическое воздействие, направленное непосредственно на собеседника ( причем с точки зрения самообмана, ложь направлена на самого себя).  

 

Мотивация искажения  информации

Как правило,эмоции, которые доминируют  при стимуляции обмана это как правило страх, либо боязнь, может быть и малодушие. Истоком подобной   лжи может являться любовь к близким, жалость, желание не причинять боль. Кроме того данные эмоции могут стимулироваться как жадностью, так и тщеславием и завистью

Б.С.Шалютин считает, что лгут все[18]Но при этом цели, которые преследует человек могут быть разнообразными, это может быть навязывание мнения адресата к кому или чему-либо, желание как-либо воздействовать на поведение, на его нынешнее состояние,  или наконец и на само существование данного человека

 

Одним из мотивов выступает самозащита - термин, который ввел Мюррей для  обозначения потребности защитить себя от критики, вербально оправдать свои действия .[12] Как считает К. Меллитан, существуют частные случаи ,когда человек, может исказить истинность передаваемых сообщений, с целью соблюдения определенных рамок этикета, без корыстных мотивов, либо в ситуации когда ложь  может принести ему определенную выгоду.

Истоки формирования мотивации  обмана, установление причин, по которым  он считает нужным умолчать о некоторых  известных ему фактах, по мнению В.В.Знакова, следует искать в ролевой  позиции, а также в моральных принципах субъекта [6]М.А. Красников пишет, что сокращение имеющихся взаимоотношений лжеца со своим партнером и изменения этих отношений в желательную для лжеца сторону является одним из важнейших мотивов лжи в межличностном общении . Для субъекта, скрывающего правду, ложь выступает своеобразной мотивацией. Через нее он «вплетен» (по С.Л. Рубинштейну) в жизнь другого человека (сопереживает, проявляет эмпатию). Высказывания лгуна могут и не совпадать с действительными мотивами, сознательно маскируя первопричину лжи.[11]

 В настоящий момент существует множество работ, посвященных изучению детской и подростковой лжи, (это труды И.П. Шкуратовой ,Е.В. Зинченко , Е.А. Душиной , А.В. Павлюк и др )[4]Подростки часто лгут потому, что компания сверстников ждет от них определенных решений и действий, а взрослые же ждут  от них совершенно иного; и иногда неспособность что-либо объяснить взрослым и оправдать свои позиции приводит к наличию лживых действий. Как правило это происходит потому, что многие из них стремятся адаптироваться в компании сверстников, в которой существуют определенные ценности и нормы, для взрослых же эти ценности не являются значимыми, что часто провоцирует проявление так называемой «подростковой лжи»

И относительно несерьезная на первый взгляд проблема, создает впоследствии огромные трудности. Родителям необходимо знать мотив лжи, провоцирующие факторы, последствия такого поступка. Знание того, что могло спровоцировать ребенка на такой шаг, поможет выбрать верную тактику поведения, спрогнозировать дальнейшие действия

Проанализировав работы исследователей, можно выявить мотивы, способствующие проявлению лжи:

- Криминальный (мошенничество – обман ради наживы)

- боязнь наказания, ответственности

- боязнь навредить другому человеку

- как средство манипуляции другими людьми, с целью извлечения личной выгоды.

- так называемая добродетельная ложь( ложь во спасение)

- невинная ложь, развлекательного, шуточного характера

- так называемая «мифомания»,т. е. получение удовольствия от собственной лжи-фантазирования

- как компенсаторный защитный механизм

- вследствии желания обладать чем-либо, в случае раннее недостижимого

- желание произвести впечатление на других

- ложь, возникающая из зависти к чему-либо

- Ложь для  установления необходимых межличностных или социальных контактов.

- ложь,вследствии продемонстрировать  себя в более выгодном свете.

- как способ самоутверждения для окружающих( в частности у юношей и подростков)

- для привлечения внимания к своей персоне)

- как неотъемлемая составляющая профессиональной деятельности( врачи, юристы)

Конечно приведенные  выше примеры не являются конечным списком, но именно они являются наиболее часто встречаемыми. Следовательно мы можем сделать вывод о том, что ложь явление довольно распространенное.

Поскольку характерно существование  огромного числа мотивов, побуждающих  и провоцирующих проявление лжи, существует также огромное количество причин вранья( как разновидность  лжи) как корыстными, так и с побуждениями, не имеющими личной выгоды.

Причины искажение истинности информации имеют место быть как  у ребенка, так и у взрослого, и в зависимости от возраста, может наблюдаться иерархичное распределение мотивов, что может быть следствием изменения текущей потребности, либо ценностей, либо может сказаться влияние окружающих людей. В случае того, если человек искажает информацию о самом себе, это может быть обусловлено как личностными особенностями его характера, либо ситуации в которой находится индивид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Ложь - как средство манипуляции в межличностных отношениях.

 

Наиболее важные побудительные  причины, оказывающие влияние на появление склонности ко лжи и  манипулированию другими людьми, следует искать в социализации индивида, в истоках формирования личности.

 Следовательно исходя  из социальной ситуации развития  ребенка ( в каких условиях он воспитывается, кто его окружает, какие материальных и духовные аспекты жизнедеятельности оказывают на него свое влияние) можно проанализировать причины и мотивы генезиса лжи, акцентировать внимание на отношение ребенка к наказаниям( насколько проявляется у него чувство страха),  как обращаются родители с ним( допускается ли жестокость в воспитании, как влияет характер взаимоотношений в семье на формирование самооценки у малыша, как ведет себя в затруднительной или провокационной ситуации, испытывает ли он чувство неуверенности и т.д.)

 

Известно, что человек  уже на ранних этапах развития проявляет  способность избегать неприятные эмоций со стороны агрессивного окружения при помощи некоторой «маскировки» и приспособления. В процессе коммуникации, установлении личностного контакта с ребенком , такие виды  невербальных компонентов, такие как негативный эмоциональный окрас( резкие интонации, окрики), мимика( нахмуренное лицо, поджатые губы), резкая жестикуляция, могут восприниматься ребенком как агрессивные или даже враждебные и провоцируют у него формирование защитных механизмов.

Именно под влиянием сформировавшихся защитных механизмов, ребенок старается скрыть те или иные совершенные поступки или проступки, и прибегает как к  умолчанию, так и вплоть до отрицания совершенного, т.е. начинает использовать манипулятивные действия по отношению к родителям или окружающим, для извлечения выгоды, или предотвращения наказания.

 

Помимо страха «пусковым  механизмом» использования лжи  ребенком является осознание того, что к неискренности, как форме  оказания влияния на самого ребенка  и в качестве способа эффективного психологического воздействия на окружающих, прибегают родители или другие представители его референтных групп(семья, сверстники, соседи)[5] Включение обмана в структуру обычного поведения наступает тем быстрее,

Очень часто можно  проследить прямую зависимость между условиями жизнедеятельности человека и наличием и частотой встречаемости обмана в структуре поведения. (т.е. чем неблагоприятнее условия- жестокое обращение, низкий материальный достаток, негативное отношение окружающих, либо использование лжи и отношение к токовой как к норме, могут также сказаться на переосмыслении ребенком своего поведения и привести к переориентации жизненных ценностей.

Для манипуляции взрослыми, может использоваться различный  спектр действий, в зависимостей от особенностей индивидуально-личностных особенностей ребенка, это могут быть слезы, агрессивность и даже инсцинировка болезненного состояния.

Информация о работе Ложь - как неотъемлемая составляющая в системе межличностных отношений