Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 07:47, курсовая работа
Исследования, касающиеся этой области основаны на диагностике и данных детекторов лжи. Несмотря на огромное количество работ, различных публикаций, посвященных этой теме, актуальность обсуждаемой темы, нет точных эмпирических данных, направленных на изучение закономерностей порождения и понимания лжи в системе межличностных отношений.
Изучение лжи получило широкое распространение в работах таких известных психологов как: Пол Экман, Фрай О.Целью их исследовательской деятельности было изучение эмоционального аспекта личности, его невербальное проявление( в частности мимика человека, жестикуляция), связанное с наличием провокационного фактора.
Введение
3-5
Глава 1. Ложь как психологический феномен. Основные понятия причины, разновидности , мотивация искажения информации……
6-17
Глава 2. Ложь – как средство манипуляции в межличностных отношениях……………………………………………………………
18-22
Глава 3. Влияние лжи на способ построения взаимоотношений…..
23-26
Заключение…………………………………………………………………
27-28
Список использованной литературы…………………………………….
Формирование манипулятивных тенденций поведения, начиная с детского возраста, и проявление их в различных сферах жизни американский исследователь Э. Шостром достаточно полно описал в книге «Человек-манипулятор».[20]
Ученые, придерживающиеся мнения, что в формировании психика большую роль играют биологические и наследственные факторы среды ,которые в дальшейшем предопределяют развитие человека, прямо пропорционально зависят от состояния экологии и условий проживания индивида.
На одном из семинаров
по психодиагностике известный специалист
в данной области Л. Собчик высказала
предположение, что существуют генетическая
предрасположенность к альтруиз
В.В. Знаков отмечает, что
«обращаясь к анализу психологических
механизмов вранья нередко его нужно
рассматривать как внешнее
Кроме того,он утверждает и то, что на проявление лживого поведения большую роль играет и социальный фактор среды.
Еще в 1855 году
К.С. Аксаков писал в царю
докладной записке: «
Ж. Дюпра считал, что для некоторых рас и стран ложь есть неотъемлемая часть их жизни.[19] например гасконцы знамениты своей склонностью к различным выдумкам, как правило это связано с желанием покрасоваться перед другими, и не имеет под собой серьезной негативной или же корыстной подоплеки ; нормандцы считаются неразговорчивыми,скрытными,; итальянцы же наоборот отличаются плутовством, англичане –изощренностью в общении,неискренностью, греки – неискренностью, турки – неверностью, азиаты не заслуживающими доверия; а большая часть «низших рас» считается неспособными к честности. Конечно из данного высказывания можно выделить излишне категоричное суждение, но при этом нельзя полностью отрицать фактор воспитания и национальных традиций, оказывающих довольно сильное влияние на характер установления межличностных контактов. Взять хотя бы норму поведения, принятую рядом религий, согласно которой вранье единоверцам считается преступлением, а обмануть «неправедного» вполне допустимо.
Вообще, вопрос о принципах действия групп и организаций, включая религиозные, политические, финансовые, – тайные и открытые, – объединенные на самых разных основаниях, нуждается в более подробном рассмотрении с точки зрения влияния корпоративности на нормы поведения входящих в них членов. Солидарность внутри предполагает честность и доверительность, внешние контакты, наоборот, предусматривают ограничение информации, допускают ложь для защиты интересов конкретной структуры.[6]
Для формирования общественных отношений характерно огромное количество внешних факторов, влияние которых накладывает свой отпечаток на характер поведения человека, будь то семья или какие-либо социальные структуры, которые прямым или косвенным образом осуществляют использование человеком в дальнейшем лживых и манипулятивных действий для достижения определенных целей.
Не случайно личностные особенности индивида, связанные с тенденциями к манипулированию другими людьми и использованию разнообразных форм лжи в обыденной жизни и деловых отношениях, получили название «макиавеллизм» – по имени философа оправдывающего любые средства для достижения поставленной цели ( Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. )
Зачастую, люди такого склада
характера для достижения собственных
выгод искажают передаваемые сведения,
либо ограничивают ее, от чего контекст
передаваемого сообщения
Глава 3. Влияние лжи на способ построения взаимоотношений.
Как правило одна сфера человеческих взаимоотношений не может быть основана лишь на правде и искренности, любая деятельность, связанная с наличием человеческого общения строится на базе лжи или неискренности.
И если спросить первого встречного, – доводилось ли ему сказать неправду, и если он ответит «нет» — можете быть уверены, что перед вами отъявленный лжец. Лгут все – и лидеры наций и простые обыватели. Все насквозь пропитано ложью – философия, искусство, религия, мораль.. И однако, если зло, агрессивность и некоторые иные «действующие лица» аксиологической оппозиции давно попали под свет исследования, то ложь умело держалась в тени. [1]Во все времена и эпохи, люди уделяли огромное внимание изучению феномена лжи, особое внимание этой проблеме уделяли и такие знаменитые философы как Августин, кант, Ницше, по мнению которого ложь — это прежде всего негативная составляющая— религии, культуры, морали и т.д. «Отблески, порой яркие блестки — но случайного, отраженного от иных предметов, света — едва ли не все, чем можно похвастать относительно нашего с ней знакомства» [12]
Ложь является воздействием. Это не просто коммуникативный акт, а специфическое воздействие из числа осуществляемых через коммуникацию, и оно направлено — непосредственно — на адресата лжи[20]
При этом цели лгущего могут быть разнообразны: формирование или сохранение отношения адресата к чему-либо, воздействие на его поведение, текущее состояние, устойчивые характеристики, наконец — на само существование адресата. Уже этой грубой классификации достаточно, чтобы показать, сколь велики возможности лжи как инструмента воздействия.[17]
Непосредственным объектом воздействия лжи является другой субъект. Однако на субъекта вообще непосредственно воздействовать нельзя, ибо субъектность есть свободная активность. Она формируется на основе ориентации относительно некоторой действительности, то есть ее оценки субъектом под углом зрения той или иной внутренней направленности (от витальных потребностей до служения Абсолютному духу [22]
Для установления любых социальных отношений, человек волей или неволей использует ложь. Попытайся мы объяснить ложь простым самообманом или обманом окружающих, то природа этого явления оставалась бы нераскрытой. И так было бы до тех пор, пока мы не связали бы ложь с самою жизнью и не сказали: жизнь есть ложь, а ложь есть жизнь( знаков)
Поэтому нам следует не просто констатировать факт лживости общественных отношений, но и предать им истинную форму зла. Когда все повязаны ложью, никто не за что не несет ответственности. “Но наибольшее значение, пишет Бердяев, имеет ложь социальная, утверждаемая как долг. Это она заполняет жизнь государств и обществ, поддерживает цивилизацию, это ею гордятся, как предохранением от распада и анархии [2] Ложь оказывает сильное воздействие на отношения между людьми, оно сказывается на доверии окружающих, которое в свою очередь оказывает влияние на характер взаимоотношений.
По мысли Р. Александера [12]любое общественное устройство в целом заинтересовано в корректной, правдивой информации ради общего блага, поэтому члену общества становится выгодно изображать себя как можно более честным, порядочным и достойным доверия. Следовательно, всякий «акт доброй воли» есть результат трезвого расчета, а «совесть» - набор общественных моральных норм, закрепленный в памяти поколений.
Если отдельный человек (ради успешного выживания в первую очередь своих детей) генетически готов обманывать конкурентов, то государство для общей безопасности должно препятствовать чрезмерному потоку лжи, которая способна разрушить общественные отношения, как избыток фальшивых денег разрушает финансовую систему. Поэтому всякое государство взывает к совести и восхваляет правду.[2]
Таким образом, вырабатывается некий универсальный закон и усредненный «уровень правды» – то, что считается истинным на сегодняшний день. Это позволяет осуществлять определенный моральный отбор: общество не приемлет ни отъявленных лгунов, ни чересчур активных правдолюбцев (вспомним Христа или Джордано Бруно), поскольку и те и другие угрожают стабильности. Развитие общества – достижение нового «уровня правды», а вместе с тем и формирование новых законов – происходит по мере постижения новых истин достаточно большим количеством людей.[2]
Особое место в развитии понимания лжи играет и фольклор, содержащий первые модели человеческих взаимоотношений. Обман в фольклоре и представления родителей об обмане содержат важный культурно-специфический опыт, с которым ребенок сталкивается сравнительно рано.[14]В своем поведении ребенок не обязательно будет использовать тот же самый обман, что свойственен сказочным персонажам, и не обязательно будет следовать воспитательным нотациям родителей. Однако этот культурно-специфический опыт может стать критерием выделения обмана как особого вида поведения и способствовать углублению в его понимании.
Лжи подвержены почти все слои общества, независимо от социального положения и статуса.[1] Ложь распространена в политике, экономике, искусстве, иногда даже в науке, в межгрупповых и межличностных отношениях. Людей, которые редко врут, очень мало. В отличие от других качеств человека, которые возникают, формируются у личности посредством соответствующего воспитания и обучения, лживость люди могут осваивать совершенно самостоятельно
Среди социальных
форм обмана и самообмана
Следовательно, необходимость, возможность и желание человека соврать определяется социально-демографическими, ситуативными факторами, индивидуально-личностными особенностями человека
В нашей жизни ложь уже давно стала довольно обыденным явлением, ведь, как правило, существуют обстоятельства, которые толкают каждого из нас исказить факты. Но при этом большинство из нас лгут в экстренных случаях, - например в ситуации угрозы нашего физического или психического благополучия. Не все обладают способностью лгать правдоподобно, то есть, таким образом, чтобы не обнаружить собственным поведением факта лжи. Но даже людям, эффективным во лжи, не удается обмануть всех.
Данная работа посвящена рассмотрению проблемы лжи в рамках социальной психологии как коммуникативного феномена.
В работе содержится анализ отечественной и зарубежной литературы по данной теме. Кроме того, здесь рассматриваются теоретические заключения, относительно причин, целей, форм лжи и разновидностей ее проявления. Кроме того, работа содержит описание результатов исследований зарубежных и отечественных авторов, которые изучали явление лжи в различных ситуациях взаимодействия, в разных областях человеческой деятельности, исследование мотивации к искажению информации.
Основной проблемой лжи в психологической науке, выявленной в нашей работе, является малая изученность аспектов проблемы. Наибольшее внимание уделено изучению причины и мотивации задействия лжи, для построения межличностных отношений. Также в работе были рассмотрены понятия лжи, обмана, неправды, причины лжи, характер влияния на взаимоотношения Трудности, с которыми пришлось столкнуться во время написания работы, заключались в основном в нехватке литературы по теме. Несмотря на отсутствие научной печатной литературы, обнаружилось наличие различного рода статей известных психологов по заданной проблематике в сети Интернет, что помогло в изучении темы.
Вывод:
Ложью можно назвать сознательное искажение одним человеком известной истины, которым он вводит в заблуждение другого, при этом, не предупреждая первого о своих намерениях.
Исследуя материал по данной теме, становится очевидным тот факт, что ложь имеет как положительные, так и отрицательные аспекты, т. е. служит своеобразным регулятором отношений, который зачастую действует на неосознанном уровне, так уж сложилось, что в нашем сознании нет места для такого рода анализа, и то, как часто лгут люди не подвергается осознанному управлению.
Информация о работе Ложь - как неотъемлемая составляющая в системе межличностных отношений