Место и роль идеала в профессиональной социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование места и роли идеала в профессиональной социальной работе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие идеала и определить его роль в социальной работе;
- рассмотреть содержание идеала профессиональной социальной работы;
- определить ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы.
Объектом исследования выступает идеал профессиональной социальной работы.
Предметом исследования выступает ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…….. 3
1.Идеал и его роль в социальной работе…………………………….. 5
2.Содержание идеала профессиональной социальной работы…….. 13
3.Ценностный смысл идеала профессиональной социальной
работы…………………………………….……………………….……. 17
Заключение…………………………………………………….….…… 21
Список использованных источников……………………….….…….. 24

Файлы: 1 файл

Место и роль идеала в профессиональной социальной работе2.docx

— 49.28 Кб (Скачать файл)

     В профессиональной социальной работе идеал  не просто констатирует профессиональные цели и предпочтения, но и вычленяет  в деятельности наиболее существенные моменты, придавая им социально значимый статус. Вследствие этого в качестве идеала социальной работы на данном этапе развития российского общества выступают моральные требования и ценности, реализация которых может обеспечить создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности клиентов, максимальной в данных конкретно-исторических условиях их самореализации, благодаря чему могут быть реализованы права человека на свободу и справедливость, счастье и развитие и тем самым будет достигнута главная цель социальной работы - социально активная личность, благо клиента и общества, гуманные общественные отношения. Идеал социальной работы включает в себя как непременные условия достижения желаемого результата совершенствование социальной работы как профессиональной деятельности, повышение ее эффективности и качества, доступности и всеобщности. Это требует совершенствования личностно-нравственного облика специалиста, роста его профессионального мастерства. Принимаемые в качестве условий достижения идеала совершенствование социальной работы и социального работника, а также частичное преобразование социальной системы являются важнейшими структурными компонентами самого идеала.

     Улучшение условий жизни населения, изменение  его потребностей выдвинет на первый план другие задачи: возможно, приоритетным направлением деятельности социальной работы станет не помощь в выживании, а духовно-нравственное их совершенствование, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки и т.п. Собственно социальная работа может в связи  с этим приобрести качественно иной характер. По мере изменения социально-экономических  условий и содержания и форм социальной работы идеал неизбежно будет изменяться. Оставаясь по смыслу все теми же представлениями о будущем совершенном состоянии клиента, социального работника, социальной работы и общества, отдельные черты этих идеальных образов могут стать существенно более глубокими, развитыми. Соответственно возрастут требования со стороны общества к социальной работе и конкретным специалистам; большим влиянием в обществе будет пользоваться социальная работа и, соответственно, большими возможностями в части совершенствования общественных отношений и общественной структуры будет обладать. Таким образом, идеал социальной работы может стать действенным средством совершенствования общественного бытия, а сама социальная работа – существенным средством социального конструирования.

     Система общечеловеческих ценностей содержит в себе в качестве высших ценностей  человека, его честь, достоинство  и права. Социальная работа представляет собой деятельность, направленную на реализацию прав человека, поддержание  его чести и достоинства, создание политических, экономических, культурных, социальных условий, благоприятных  для его самореализации, и, соответственно, является одним из важнейших механизмов реализации общечеловеческих ценностей. Человек признается социальной работой  и ее этической системой высшей ценностью  в качестве важнейшего основания  деятельности, поэтому система общечеловеческих ценностей является одним из наиболее влиятельных факторов, оказывающих  воздействие на формирование системы  ценностей профессиональной социальной работы [7, стр.411].

     Социальная  работа вследствие этого может быть определена как особый вид социальной деятельности, направленной на формирование, осмысление и реализацию гуманистических  ценностей и идеалов с целью  преобразования социальной реальности и создания такой социальной ситуации, в которой возможным станет достижение гуманистического идеала и подлинного благополучия личности и общества, обеспечение их плодотворного сотрудничества и взаимодействия. Вследствие этого идеал социальной работы может рассматриваться как одна из ее высших профессиональных ценностей.

     Аксиологический подход (или аксиологическая компонента интегративного комплексного подхода) может иметь как минимум двоякий  смысл, который реализуется в  практике: с одной стороны, он состоит  в выделении, обосновании и анализе  профессионально-значимых ценностей, соотнесении их с социально-значимыми  и общечеловеческими ценностями и формировании на этой основе теоретических  основ, а также содержания, форм и  направлений практической социальной деятельности, их всестороннем анализе  и оценке. Исследование и обоснование профессионально-значимых ценностей профессиональной социальной работы может существенным образом укрепить теоретические основания практической профессиональной деятельности, способствовать познанию ее смысла и содержания [6, стр. 194].

     С другой стороны, аксиологический подход заключается в формировании этического и ценностного сознания личности как профессионального социального работника, так и его клиента, непосредственно участвующих в социальной работе на основе профессионально-значимых и общечеловеческих ценностей. При этом следует учитывать, что социальная работа не ограничивается взаимодействием социального работника и клиента: социальный работник, занятый непосредственным решением проблем клиента, при необходимости может и должен привлекать к участию в этой деятельности представителей любых учреждений, организаций и структур, в чьем ведении находится решение актуальных вопросов, а также частных лиц. Значит, система ценностей профессиональной социальной работы непременно приходит во взаимодействие с ценностными системами других видов деятельности, в первую очередь профессиональной, а также с индивидуальными ценностными системами индивидов, в той или иной мере причастных к социальной работе. В связи с этим система ценностей профессиональной социальной работы оказывает влияние на системы ценностей профессиональных групп, с представителями которых вступает во взаимодействие социальный работник, отдельных индивидов, но и сама при этом испытывает ответное влияние с их стороны.

     Таким образом, идеал социальной работы может играть роль ориентира не только для специалистов как представителей профессиональной группы, но и для социума в целом, поскольку отражает одно из наиболее приоритетных направлений развития общества - достижение блага каждого человека и всего общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Содержание  идеала профессиональной социальной  работы 
 

     Социальный  идеал - это особый специфический  способ познания и освоения действительности, особое функциональное состояние общественного  сознания, которое концентрированно отражает в образе желательного будущего потребности дальнейшего развития, одна из форм опережающего отражения  действительности человеческим сознанием, система представлений о совершенном  общественном устройстве, совокупность высших ценностей в той или  иной мировоззренческой системе [11, стр. 135].

     В социальной работе целесообразно рассматривать  следующие идеальные конструкции:

     - идеальное состояние клиента;

     - идеальное состояние социального работника;

     - идеальное состояние социальной работы;

     - идеальное состояние общества.

     Личностный  смысл профессионального идеала обусловлен социальной позицией человека, и его главными составляющими  являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки.

     Выбор профессионального пути связан с  выбором реальных жизненных ценностей, эти ценности определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Образ профессии, как когнитивное эмоциональное образование, служит мотивирующим фактором оценки себя. В свою очередь, результат оценки мотивирует к постановке тех или иных профессиональных и жизненных целей.

     Социология  рассматривает социальный идеал  как отражение тенденций общественного  развития, как активную силу, организующую деятельность людей.

     Социологический подход к идеалу предполагает проведение четких различий между желаемым, действительным и возможным. Чем сильнее стремление достичь идеал, тем более реалистически должно быть мышление государственного и политического деятеля, тем больше внимания должно уделяться изучению практики экономических и социальных отношений, действительным возможностям общества, реальному состоянию массового сознания социальных групп и мотивам их деятельности и поведения.

     Ориентация  только на идеал часто приводит к  определенному искажению действительности; видение настоящего сквозь призму будущего нередко ведет к тому, что действительное развитие отношений подгоняется  под заданный идеал, т.к. возникает  постоянное стремление этот идеал приблизить, зачастую игнорируются реальные противоречия, негативные явления, нежелательные  следствия предпринимаемых действий.

     Другая  крайность практического мышления - отказ или недооценка идеала, видение только сиюминутных интересов, умение схватить интересы ныне функционирующих институтов, учреждений, социальных групп без анализа и оценки перспектив их развития, данных в идеале. И та, и другая крайности ведут к одному и тому же результату – волюнтаризму и субъективизму на практике, к отказу от стороннего анализа объективных тенденций развития интересов и потребностей общества в целом, его отдельных групп [2, стр. 87].

     Идеалы  наталкиваются на сопротивление  действительности, поэтому они воплощаются  не в полной мере. Что-то из данного  идеала претворяется в жизнь, что-то видоизменяется, что-то отсеивается  как элемент утопии, что-то откладывается  на более отдаленную перспективу.

     Это столкновение идеала с действительностью  раскрывает важную особенность бытия  человека: человек не может жить без идеала, цели; критического отношения к настоящему. Но человек не может жить и одними идеалами. Его дела и поступки побуждаются реальными интересами, он должен постоянно сообразовывать свои действия с наличными средствами претворения идеала в жизнь [16, стр. 98].

     Идеал профессиональной социальной работы во всей множественности и сложности его сущности и формы можно проследить на протяжении развития человечества. Причем социальный идеал можно анализировать не только как абстрактно-теоретичекое учение. Наиболее интересно рассматриваем социальный идеал на конкретном историческом материале (например, античный идеал "золотого века", раннехристианский идеал, идеал просвещения, коммунистический идеал).

     Традиционный  взгляд, сложившийся в нашем обществоведении, сводился к тому, что существовал  лишь один подлинный коммунистический идеал, в основе которого лежит строгая  теория научного развития. Все остальные  идеалы считались утопическими.

     Многим  импонировал некий идеал грядущего  равенства и изобилия. Причем в  сознании каждого человека этот идеал  приобретал индивидуальные черты.

     Социальная  практика доказывает, что идеал профессиональной социальной работы может меняться в зависимости от многих обстоятельств. Необязательно он может сводиться к обществу равенства. Множество людей, наблюдая на практике отрицательные последствия эгалитаризма, хотят жить в обществе предельной стабильности и относительно справедливой иерархии.

     В настоящее время, по данным социологических  исследований, российское общество не имеет какого-либо господствующего  представления о желаемом пути социального  развития. Разуверившись в социализме, подавляющая часть людей так и не восприняла никакого другого общественного идеала.

     В то же время на Западе идет постоянный поиск социального идеала, способного мобилизовать людскую энергию.

     Идеал профессиональной социальной работы в современных условиях выступает новый тип цивилизации, призванный спасти человечество; обеспечить гармонию с природой, социальную справедливость, равноправие во всех сферах человеческой жизни [8, стр. 311].

     Мировая социальная практика показывает, что общество не может успешно развиваться без определения основных принципов социального устройства, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности.

     Таким образом, идеал профессиональной социальной работы включает в себя как непременные условия достижения желаемого результата совершенствование социальной работы как профессиональной деятельности, повышение ее эффективности и качества, доступности и всеобщности. Это требует совершенствования личностно-нравственного облика специалиста, роста его профессионального мастерства. Идеалы наталкиваются на сопротивление действительности, поэтому они воплощаются не в полной мере. Идеал профессиональной социальной работы может меняться в зависимости от многих обстоятельств. Именно поэтому, чем сильнее стремление достичь идеал, тем более реалистически должно быть мышление государственного и политического деятеля, тем больше внимания должно уделяться изучению практики экономических и социальных отношений, действительным возможностям общества, реальному состоянию массового сознания социальных групп и мотивам их деятельности и поведения. 
 
 
 
 

     3.Ценностный смысл  идеала профессиональной социальной  работы 
 

Информация о работе Место и роль идеала в профессиональной социальной работе