Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработать методический комплекс по теме «Семейные конфликты».
Основными задачами являются:
Изучение понятий «конфликт» и «семейный конфликт»
Рассмотрение классификаций семейных конфликтов, а так же типов семей в зависимости от глубины и частоты конфликтов.
Выявить причины семейных конфликтов и их последствия
Рассмотреть особенности конфликтов во взаимодействии родителей и детей
Изучить способы разрешения семейных конфликтов.
Разработать методические рекомендации студентам по данной теме.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы конфликтов 5
1.1. Основные понятия и классификации конфликтов 5
1.2. Функции и причины конфликтов. 11
2. Основные понятия и способы разрешения семейных конфликтов 14
2.1. Понятие семейного конфликта. Классификация семейных конфлик-
тов 14
2.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей 21
2.3. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов 25
2.4. Разрешение конфликтов между супругами 26
3. Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты» 30
3.1. Вопросы для обсуждения на практических (семинарских) занятиях. 30
3.2. Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата для студентов 33
3.3. Рекомендуемый список основной и дополнительной литературы по теме «Семейные конфликты». 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Кому, например, не знакома внутренне напряженная ситуация “и хочется и колется” (стремление начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с другой) или проблема буриданова осла (когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями).

В своей работе особое внимание я хочу уделить семейным конфликтам, т.к. семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного, взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Цель данной работы –  разработать методический комплекс по теме «Семейные конфликты».

Основными задачами являются:

  • Изучение понятий «конфликт» и «семейный конфликт»
  • Рассмотрение классификаций семейных конфликтов, а так же типов семей в зависимости от глубины и частоты конфликтов.
  • Выявить причины семейных конфликтов и их последствия
  • Рассмотреть особенности конфликтов во взаимодействии родителей и детей
  • Изучить способы разрешения семейных конфликтов.
  • Разработать методические рекомендации студентам по данной теме.

Объектом являются семейные конфликты.

Предметом – методическая разработка, включая теоретическое описание, методические рекомендации по проведению практических занятий и организации самостоятельной работы студентов.

 

1. Теоретические основы конфликтов

1.1. Основные понятия и классификации конфликтов

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий.  Следует отличать слова «ссора», «скандал», «спор», «перепалка» от слова «конфликт».

Слово «конфликт» происходит от латинского слова conflictus и определяется как наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Таким образом, конфликт – это, в первую очередь, несовпадение взглядов, столкновение противоположных точек зрения на какую-то проблему, но это вовсе не означает, что конфликт должен стать ссорой, скандалом, выяснением отношений. Можно сказать так: любая ссора – это конфликт, но далеко не любой конфликт – это ссора. Основной задачей участников конфликта является учиться решать разногласия, не доводя их обсуждение до ссоры.

Огромное разнообразие субъектов, целей, мотивов, областей, видов, систем и уровней, временных рамок и человеческого взаимодействия могут послужить основанием для типологии конфликтов. Одним из наиболее широких и очевидных оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта:

  1. внутриличностные,
  2. межличностные,
  3. между личностью и группой,
  4. межгрупповые,
  5. межгосударственные (или между коалициями государств).

Рассмотрим каждый из приведенных выше видов конфликта более подробно.

Внутриличностный конфликт

Носитель внутриличностного конфликта — отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями “Оно” и “Сверх-Я” (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).

Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.

В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным.

По своему содержанию и форме сам внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основании могут лежать самые разнообразные внутриличностные причины, например:

    • противоречие потребностей;
    • противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой;
    • противоречие между различными ролями индивида;
    • трудность выбора между различными вариантами поведения.

Межличностный конфликт

Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.

Такие взаимодействия могут происходить в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической ит.д. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д.

Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

Конфликт между личностью и группой

Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще и причины, обусловленные групповой организацией.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Межгрупповой конфликт

Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Малая социальная группа — это совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья. Количественный состав малой группы может варьироваться от нескольких человек до нескольких десятков людей.

Средние социальные группы — это например, коллектив предприятия, учебного заведения, воинской части. Для таких групп характерна институциональная организация, а основная их роль и задача обусловлены официальным общественным статусом. Типичная средняя группа — относительно самостоятельная организация, имеющая свой статус и функции в системе общественного разделения труда или внетрудовой деятельности (политические объединения, группы по интересам). Данные группы, как правило, носят не временный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся структуру, иерархию, администрацию, органы управления.

К большим социальным группам относятся такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения. Такие группы конституируются на основе общих для всех членов существенных признаков (экономических, политических, религиозных и т.д.).

Следует отметить, что именно конфликт между большими социальными группами некоторые исследователи называют социальным конфликтом в собственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов, а также конфликтов между малыми группами.

Такого взгляда, в частности, придерживался К. Маркс и его последователи, называя социальным конфликтом противоборство между общественными классами. Такого же взгляда придерживаются и некоторые современные авторы, утверждающие, например, чтонациональные, расовые, этнические или социальные классовые отношения в сумме составляют сущность социального конфликта, поскольку конфликт становится “социальным”, когда в него включаются отношения между большими социальными группами или “категориями”, а не между индивидами или малыми группами.

Причины межгрупповых конфликтов могут быть самые разные: экономические, политические, национально-этнические и т.д. Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта и способов их разрешения.

Межгосударственный конфликт

Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.). В основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоречия интересов стран. Одна из отличительных черт такого конфликта в современных условиях — опасность массового уничтожения людей в случае развязывания военных действий между государствами.

Важнейшим центром урегулирования межгосударственных конфликтов и поддержания международного миропорядка является Организация Объединенных Наций (ООН), у которой имеются уникальные возможности и преимущества перед другими международными организациями. Одна из важнейших задач ООН — предотвращение всеми имеющимися у нее средствами вооруженных конфликтов и защита гражданского населения от гибели в тех горячих точках планеты, где эти конфликты все-таки произошли.

Таковы основные типы конфликтов, выделенных на основе их субъектов. При этом следует иметь в виду, что все названные типы конфликтов находятся между собой во взаимодействии и влияют друг на друга. Так, международный конфликт очень часто оказывает влияние на внутригосударственный. Например, война с другим государством может способствовать консолидации (или, напротив, конфронтации) политических сил внутри страны. А межгрупповые конфликты могут подвигнуть правительство развязать межгосударственный конфликт. Внутриличностный конфликт так или иначе проявится в межличностных и других отношениях и может вызвать не только межличностный конфликт, но и международный, если, например, государственная власть находится в руках руководителя-невротика. С другой стороны, межличностный конфликт может вызвать внутриличностный конфликт, повлиять на внутригрупповые отношения и т.д.

Рассмотренная типология конфликтов по их субъектам представляется наиболее важной, поскольку именно субъекты конфликта, вступающие в противоборство, главным образом и определяют характер конфликта, его содержание и динамику.

Приведенная классификация конфликтов, конечно, не является законченной. Она может быть расширена посредством выделения других типов конфликтов по самым разным основаниям.

  1. По сферам жизнедеятельности людей:
    • бытовые;
    • семейные;
    • трудовые;
    • воинские;
    • учебно-педагогические и др.
  2. По характеру объектов, из-за которых возникают конфликты:
    • ресурсные;
    • статусно – ролевые;
    • социокультурные;
    • идеологические и др.
  3. По направленности воздействия и распределения полномочий:
    • конфликты “по вертикали” (начальник — подчиненный, вышестоящая организация — нижестоящая организация);
    • конфликты “по горизонтали” (между руководителями одного ранга, между коллегами).

Помимо этого, различают также конфликты:

    • явные и латентные;
    • конструктивные и деструктивные;
    • кратковременные и длительные;
    • реалистические и нереалистические;
    • локальные, региональные и международные и т.д.

Информация о работе Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты»