Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработать методический комплекс по теме «Семейные конфликты».
Основными задачами являются:
Изучение понятий «конфликт» и «семейный конфликт»
Рассмотрение классификаций семейных конфликтов, а так же типов семей в зависимости от глубины и частоты конфликтов.
Выявить причины семейных конфликтов и их последствия
Рассмотреть особенности конфликтов во взаимодействии родителей и детей
Изучить способы разрешения семейных конфликтов.
Разработать методические рекомендации студентам по данной теме.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы конфликтов 5
1.1. Основные понятия и классификации конфликтов 5
1.2. Функции и причины конфликтов. 11
2. Основные понятия и способы разрешения семейных конфликтов 14
2.1. Понятие семейного конфликта. Классификация семейных конфлик-
тов 14
2.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей 21
2.3. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов 25
2.4. Разрешение конфликтов между супругами 26
3. Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты» 30
3.1. Вопросы для обсуждения на практических (семинарских) занятиях. 30
3.2. Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата для студентов 33
3.3. Рекомендуемый список основной и дополнительной литературы по теме «Семейные конфликты». 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Любая классификация конфликта является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения.1

1.2. Функции и причины конфликтов.

Конфликты выполняют ряд функций, которые связаны с влиянием конфликта на внешнюю среду и собственные подсистемы. Такие функции характеризуют динамику конфликта. Выделяют следующие функции конфликта:

  1. По направленности:
    • конструктивные,
    • деструктивные;
  2. По сфере действия:
    • внешние,
    • внутренние.2

Основные функции конфликта связаны с его влиянием на противоречие, породившее конфликт; настроения; взаимоотношения; эффективность индивидуальной деятельности оппонентов; эффективность совместной деятельности группы; взаимоотношения в группе; внешнюю микро- и макросреду и др.

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием следующих групп факторов и причин:

  1. объективных:
    • объективных;
    • организационно-управленческих;
  2. субъективных:
    • социально-психологических;
    • личностных.

К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки, ситуации.

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой — либо еще способ разрешения объективного противоречия. Жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, неправомерно. Это связано с тем, что в основе чисто субъективной причины конфликта может, в конечном счете, лежать фактор, от человека мало зависящий, т.е. объективный. Наконец, не существует конфликта, не обусловленного объективными и субъективными факторами.

Организационно-управленческие причины конфликтов подразделяются на:

  • Структурно-организационные причины.

Заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.

  • Функционально-организационные причины.

Этот ряд причин связан с неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками, например, неопределенность функциональных связей между администрацией президента и правительством (проблема прав и обязанностей).

  • Личностно-функциональные причины.

Связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

  • Ситуативно-управленческие причины.

Причины, обусловленные ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач (принятие ошибочного управленческого решения).

Под социально-психологическими причинами конфликтов понимают возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностного общения; несбалансированное ролевое поведение при взаимодействии двух людей. Кроме того, к этому ряду причин относится непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть связано не с действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а с подходом к проблеме с различных сторон. Также влияние имеют различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга.

Личностные причины конфликтов - отсутствие достаточной психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия (конфликтоустойчивость).3

 

 

 

2. Основные понятия и способы разрешения семейных конфликтов

2.1. Понятие семейного конфликта. Классификация семейных конфликтов

Понятие «семейный конфликт» можно определить как противоречивое поведение супругов и других членов семьи в сфере семейных отношений (личных и имущественных), как столкновение супружеских и родственных амбиций с целью установления собственного приоритета в решении жизненно важных вопросов семьи.

Эти конфликты имеют  свои особенности, учет которых необходим при предупреждении и разрешении таких конфликтов.

  1. Семейные конфликты отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью семейных отношений. Важнейшей особенностью семейных отношений является то, что их основное содержание составляют как межличностные отношения (любовь, кровное родство), так и правовые и нравственные обязательства, связанные с реализацией функций семьи: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативной и регулятивной.
  2. Семейные конфликты отличаются и по причинам: ограничение свободы действий, самовыражения членов семьи; отклоняющееся поведение членов семьи (алкоголизм и др.); наличие противоположных интересов, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи; авторитарный тип взаимоотношений сложившихся в семье в целом; наличие трудноразрешимых материальных проблем; авторитарное вмешательство родственников в семью; сексуальная дисгармония партнеров в браке и др.
  3. Особенности семейных конфликтов проявляются в их динамике, а также в формах протекания. В целом динамика семейных конфликтов характеризуется классическими этапами (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, открытое противоборство, развитие открытого противоборства, разрешение конфликта и эмоциональное переживание конфликта).
  4. Существенной особенностью семейных конфликтов является и то, что они могут иметь тяжелые социальные последствия. Нередко они заканчиваются трагически. Часто приводят к различным заболеваниям членов семьи. Тяжелые последствия семейные конфликты имеют для детей.

Существует две основных функции конфликта позитивная (конструктивная) и негативная (деструктивная). Конструктивная функция способствует принятию обоснованных решений, созданию условий для устранения конфликтов, стимулированию развития отношений и их оптимизации. Конструктивный конфликт в молодой семье характеризуется следующими признаками:

  • проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета интересов всех членов семьи;
  • в результате укрепляются отношения между супругами, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты, снижается уровень конфликтности в семье в целом;
  • после наступает улучшение эмоционального климата в семье и в целом и эмоционального статуса каждого члена семьи: исчезают тревоги, страхи, напряженность.

С. Кратохвил описывает  возможные позитивные результаты конфликтов4:

  • кто-либо из супругов что-либо узнал или понял, научился чему-то новому;
  • уменьшилась напряженность вследствие того, что высказывались жалобы, претензии, был дан выход эмоциям, снизилось раздражение;
  • конфликт привел к большему взаимопониманию и сближению, партнеры стали больше чувствовать, что зависят друг от друга и правильно друг друга оценивают;
  • в результате конфликта было найдено решение проблемы, стороны пошли на взаимные уступки, обдумано и обсуждено дальнейшее поведение.

Деструктивный конфликт, с отличие от конструктивного, характеризуется тем, что:

  • проблема не решается — происходит либо полное подчинение одним участников конфликта другого, силовое навязывание своего варианта решения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы — прерывание конфликта (мнимое перемирие);
  • противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребности члена семьи, вышедшего из конфликта «побежденным», остаются неудовлетворенными;
  • в результате возникает эмоциональное отчуждение, дистанцирование, чувство одиночества, тревоги, безысходности (когда конфликты накапливаются); став хронической, такая ситуация может привести к невротизации и депрессии.

На уровне внутрисемейного  функционирования деструктивная функция конфликта может проявляться в нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять единство семьи, снижать ее сплоченность, способность противостоять трудностям.5

Конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу.

По степени опасности  для семейных уз конфликты могут  быть:

  • неопасными — возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния нервного срыва; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться; про такие конфликты часто говорят: «К утру все пройдет»;
  • опасными — разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру, по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т. п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет;
  • особо опасными, которые приводят к разводам.

В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами, родителями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками.

Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Обычно выделяют пять основных типов супружеских конфликтов:

  1. актуальный конфликт, который выражается в ярких эмоциональных всплесках, вызванных какой-либо сиюминутной причиной;
  2. прогрессирующий конфликт, возникающий тогда, когда супруги долго не могут друг к другу приспособиться, вследствие чего растет напряженность;
  3. привычный конфликт, обусловленный сложившимися в семье стереотипами поведения, которые мешают устранить противоречия в устоявшихся между супругами отношениях;
  4. скрытый конфликт, который зарождается и протекает на уровне взаимоотношений супругов, но ими может не осознаваться и определенное время не реализоваться в поведении супругов;
  5. открытый (явный) конфликт. Он имеет затяжной характер, характеризуется недоверием, безразличием, недовольством собой и партнером, длительным плохим настроением, проявлением резких жестов, словесных оскорблений и т. д. 6

 Основной причиной возникновения конфликта является неудовлетворение потребностей супругов. Исходя из этого, выделяют основные причины супружеских конфликтов:

  • психосексуальная несовместимость супругов;
  • неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера;
  • неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;
  • пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.);
  • неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д.;
  • различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.7

Информация о работе Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты»