Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:28, курсовая работа
Цель данной работы – разработать методический комплекс по теме «Семейные конфликты».
Основными задачами являются:
Изучение понятий «конфликт» и «семейный конфликт»
Рассмотрение классификаций семейных конфликтов, а так же типов семей в зависимости от глубины и частоты конфликтов.
Выявить причины семейных конфликтов и их последствия
Рассмотреть особенности конфликтов во взаимодействии родителей и детей
Изучить способы разрешения семейных конфликтов.
Разработать методические рекомендации студентам по данной теме.
Введение 3
1. Теоретические основы конфликтов 5
1.1. Основные понятия и классификации конфликтов 5
1.2. Функции и причины конфликтов. 11
2. Основные понятия и способы разрешения семейных конфликтов 14
2.1. Понятие семейного конфликта. Классификация семейных конфлик-
тов 14
2.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей 21
2.3. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов 25
2.4. Разрешение конфликтов между супругами 26
3. Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты» 30
3.1. Вопросы для обсуждения на практических (семинарских) занятиях. 30
3.2. Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата для студентов 33
3.3. Рекомендуемый список основной и дополнительной литературы по теме «Семейные конфликты». 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Любая классификация конфликта является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения.1
Конфликты выполняют ряд функций, которые связаны с влиянием конфликта на внешнюю среду и собственные подсистемы. Такие функции характеризуют динамику конфликта. Выделяют следующие функции конфликта:
Основные функции конфликта связаны с его влиянием на противоречие, породившее конфликт; настроения; взаимоотношения; эффективность индивидуальной деятельности оппонентов; эффективность совместной деятельности группы; взаимоотношения в группе; внешнюю микро- и макросреду и др.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием следующих групп факторов и причин:
К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки, ситуации.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой — либо еще способ разрешения объективного противоречия. Жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, неправомерно. Это связано с тем, что в основе чисто субъективной причины конфликта может, в конечном счете, лежать фактор, от человека мало зависящий, т.е. объективный. Наконец, не существует конфликта, не обусловленного объективными и субъективными факторами.
Организационно-управленческие причины конфликтов подразделяются на:
Заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.
Этот ряд причин связан с неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками, например, неопределенность функциональных связей между администрацией президента и правительством (проблема прав и обязанностей).
Связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.
Причины, обусловленные ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач (принятие ошибочного управленческого решения).
Под социально-психологическими причинами конфликтов понимают возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностного общения; несбалансированное ролевое поведение при взаимодействии двух людей. Кроме того, к этому ряду причин относится непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть связано не с действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а с подходом к проблеме с различных сторон. Также влияние имеют различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга.
Личностные причины конфликтов - отсутствие достаточной психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия (конфликтоустойчивость).3
Понятие «семейный конфликт» можно определить как противоречивое поведение супругов и других членов семьи в сфере семейных отношений (личных и имущественных), как столкновение супружеских и родственных амбиций с целью установления собственного приоритета в решении жизненно важных вопросов семьи.
Эти конфликты имеют свои особенности, учет которых необходим при предупреждении и разрешении таких конфликтов.
Существует две основных функции конфликта позитивная (конструктивная) и негативная (деструктивная). Конструктивная функция способствует принятию обоснованных решений, созданию условий для устранения конфликтов, стимулированию развития отношений и их оптимизации. Конструктивный конфликт в молодой семье характеризуется следующими признаками:
С. Кратохвил описывает возможные позитивные результаты конфликтов4:
Деструктивный конфликт, с отличие от конструктивного, характеризуется тем, что:
На уровне внутрисемейного функционирования деструктивная функция конфликта может проявляться в нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять единство семьи, снижать ее сплоченность, способность противостоять трудностям.5
Конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу.
По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:
В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами, родителями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками.
Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Обычно выделяют пять основных типов супружеских конфликтов:
Основной причиной возникновения конфликта является неудовлетворение потребностей супругов. Исходя из этого, выделяют основные причины супружеских конфликтов:
Информация о работе Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты»