Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработать методический комплекс по теме «Семейные конфликты».
Основными задачами являются:
Изучение понятий «конфликт» и «семейный конфликт»
Рассмотрение классификаций семейных конфликтов, а так же типов семей в зависимости от глубины и частоты конфликтов.
Выявить причины семейных конфликтов и их последствия
Рассмотреть особенности конфликтов во взаимодействии родителей и детей
Изучить способы разрешения семейных конфликтов.
Разработать методические рекомендации студентам по данной теме.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы конфликтов 5
1.1. Основные понятия и классификации конфликтов 5
1.2. Функции и причины конфликтов. 11
2. Основные понятия и способы разрешения семейных конфликтов 14
2.1. Понятие семейного конфликта. Классификация семейных конфлик-
тов 14
2.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей 21
2.3. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов 25
2.4. Разрешение конфликтов между супругами 26
3. Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты» 30
3.1. Вопросы для обсуждения на практических (семинарских) занятиях. 30
3.2. Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата для студентов 33
3.3. Рекомендуемый список основной и дополнительной литературы по теме «Семейные конфликты». 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.

Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:

  • создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;
  • создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;
  • создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.

Проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна, приступах ярости.

Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.

2.4. Разрешение конфликтов между супругами

Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.

Одно из условий завершения конфликта  любящих супругов — не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других — родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения супружеских конфликтов, как развод . По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий:

  1. эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви;
  2. физический развод, приводящий к раздельному проживанию;
  3. юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака.

Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам.

Негативные последствия развода  для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности.

Так же, одним из способов урегулирования супружеских конфликтов является психологическое консультирование. Его сущность заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих конфликты, особенно при переходе семьи из одной стадии развития в другую.

Основные задачи психологического консультирования:

  • индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к специалисту с целью решения сложных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтов;
  • выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций;
  • оказание помощи супругам в выявлении их ошибок и выборе правильного поведения в трудных ситуациях семейной жизни;
  • обучение методам саморегуляции психического состояния.

Семейное консультирование рассматривается  как одна из форм супружеской терапии, поскольку речь идет о более простых, поверхностных и кратковременных психотерапевтических воздействиях, в основном в конфликтных и кризисных ситуациях. Консультации позволяют найти выход из конкретных конфликтных ситуаций, при этом применяются прежде всего такие методы, как экспликация, поощрение, индивидуальные рекомендации и советы.10

Психологическое консультирование сопряжено с определенными трудностями:

  1. Проблема времени. Психолог должен за короткий срок определить причины, мотивы, условия конфликта, показать супругам возможности восстановления их отношений;
  2. Различная степень конфликтности семейной жизни у супругов.

Значительная  часть обращающихся за психологической  помощью это недавно поженившиеся молодые люди. Для них коррекция психологической несовместимости эффективна. Однако нередко психолог имеет дело с семьями, которые неизбежно эволюционируют к разводу. Эффективность их психологического консультирования незначительна.

Еще одна группа консультируемых — люди с противоречивой системой мотивов, как препятствующих, так и содействующих сохранению супружеских отношений. Первая группа мотивов обусловливает сохранение конфликтов, вплоть до готовности идти на развод, в то время как мотивы, содействующие сохранению семьи, делают возможным психологическую коррекцию супружеских отношений.

  1. Повышенная агрессивность консультируемого по отношению к супругу и консультанту. Особенность конфликтных семей, находящихся на стадии развода, — упрощенная мотивировка такого решения. Это затрудняет полную диагностику супружеских отношений. Важно заинтересовать консультируемых в более глубоком раскрытии их семейных и личных, проблем, а также трансформировать ситуацию, где психолог проводит экспертизу взаимоотношений супругов, в ситуацию, когда сами они с помощью психолога переосмысливают мотивы конфликта.
  2. Наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения супругов значительно усложняет положение консультируемых и работу психолога-консультанта.11

Психологу-консультанту не всегда удается  нормализовать отношения супругов, которые обратились за помощью. Р. Мэй подчеркивает необходимость психологу-консультанту развивать в себе то, что А. Адлер назвал мужеством несовершенства, т.е. умение мужественно принимать неудачу.

 

3. методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты»

Настоящие методические указания предназначены  для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 040104 – Организация работы с молодежью,  и составлены в соответствии с учебным планом по теме «Семейные конфликты».

Настоящие методические указания направлены на углубленное изучение темы «Семейные конфликты».

3.1. Вопросы для обсуждения на практических (семинарских) занятиях.

Целью семинарских занятий  является более глубокое рассмотрение и изучение одной из предложенных тем, а так же ее обсуждение и дальнейшие выводы по выбранной теме. К каждому семинару студентам необходимо готовиться самостоятельно. Перед занятиями учащийся должен изучить соответствующие темы семинаров и разделы настоящих методических указаний, а так же зафиксировать основную информацию в тетради, либо подготовить небольшое сообщение по выбранной теме.

В ходе семинарского занятия  каждый студент имеет право выступить с докладом по теме, а так же высказать свое мнение. Содержание (информация) доклада каждого выступающего не должна повторять содержание предыдущего, следует только дополнять предоставленную ранее информацию.

После выступлений с  сообщениями, начинается обсуждение или  дискуссия  конкретных вопросов по выбранной теме. В ходе обсуждения каждый студенты высказывают свои мнения, а так же внимательно слушают друг друга. Каждый с уважением относится к мнению коллеги, даже если оно абсолютно противоположно своему собственному и пытается доказать правильность своего мнения через веские аргументы, ссылаясь на литературу по данной теме, либо нормативные документы, либо свой личный жизненный опыт.

 

В конце обсуждения, участники должны сделать выводы обо всем услышанном. Раскрыли ли они полностью предложенную им тему, действительно ли эта тема актуальна на сегодняшний момент (если нет, то какие темы можно предложить в альтернативу) и помогло ли им самим это обсуждения лучше разобраться и понять изучаемую ими, в рамках учебного плана, дисциплину.

Рекомендованный список тем и дополнительных вопросов для обсуждения на семинарских занятиях.

  1. Понятие «конфликт». Классификация конфликтов.
  • Какие конфликты наиболее часто встречаются вам в повседневной жизни?
  • Какие конфликты по вашему мнению самые опасные? Почему?
  1. Функции и причины конфликтов.
  • Какие причины конфликтов вы бы выделили в качестве основных в современном обществе?
  1. Понятие «семейный конфликт». Отличительные особенности семейных конфликтов. Функции семейных конфликтов. Конструктивный и деструктивный конфликты и их о<span class="dash041e_0431_044b_04

Информация о работе Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты»