Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:28, курсовая работа
Цель данной работы – разработать методический комплекс по теме «Семейные конфликты».
Основными задачами являются:
Изучение понятий «конфликт» и «семейный конфликт»
Рассмотрение классификаций семейных конфликтов, а так же типов семей в зависимости от глубины и частоты конфликтов.
Выявить причины семейных конфликтов и их последствия
Рассмотреть особенности конфликтов во взаимодействии родителей и детей
Изучить способы разрешения семейных конфликтов.
Разработать методические рекомендации студентам по данной теме.
Введение 3
1. Теоретические основы конфликтов 5
1.1. Основные понятия и классификации конфликтов 5
1.2. Функции и причины конфликтов. 11
2. Основные понятия и способы разрешения семейных конфликтов 14
2.1. Понятие семейного конфликта. Классификация семейных конфлик-
тов 14
2.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей 21
2.3. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов 25
2.4. Разрешение конфликтов между супругами 26
3. Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты» 30
3.1. Вопросы для обсуждения на практических (семинарских) занятиях. 30
3.2. Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата для студентов 33
3.3. Рекомендуемый список основной и дополнительной литературы по теме «Семейные конфликты». 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.
Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:
Проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна, приступах ярости.
Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.
Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.
Одно из условий завершения конфликта любящих супругов — не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других — родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.
Отдельно стоит остановиться на
таком радикальном способе
Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам.
Негативные последствия
Так же, одним из способов урегулирования супружеских конфликтов является психологическое консультирование. Его сущность заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих конфликты, особенно при переходе семьи из одной стадии развития в другую.
Основные задачи психологического консультирования:
Семейное консультирование рассматривается как одна из форм супружеской терапии, поскольку речь идет о более простых, поверхностных и кратковременных психотерапевтических воздействиях, в основном в конфликтных и кризисных ситуациях. Консультации позволяют найти выход из конкретных конфликтных ситуаций, при этом применяются прежде всего такие методы, как экспликация, поощрение, индивидуальные рекомендации и советы.10
Психологическое консультирование сопряжено с определенными трудностями:
Значительная часть обращающихся за психологической помощью это недавно поженившиеся молодые люди. Для них коррекция психологической несовместимости эффективна. Однако нередко психолог имеет дело с семьями, которые неизбежно эволюционируют к разводу. Эффективность их психологического консультирования незначительна.
Еще одна группа консультируемых — люди с противоречивой системой мотивов, как препятствующих, так и содействующих сохранению супружеских отношений. Первая группа мотивов обусловливает сохранение конфликтов, вплоть до готовности идти на развод, в то время как мотивы, содействующие сохранению семьи, делают возможным психологическую коррекцию супружеских отношений.
Психологу-консультанту не всегда удается нормализовать отношения супругов, которые обратились за помощью. Р. Мэй подчеркивает необходимость психологу-консультанту развивать в себе то, что А. Адлер назвал мужеством несовершенства, т.е. умение мужественно принимать неудачу.
Настоящие методические указания предназначены для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 040104 – Организация работы с молодежью, и составлены в соответствии с учебным планом по теме «Семейные конфликты».
Настоящие методические указания направлены на углубленное изучение темы «Семейные конфликты».
Целью семинарских занятий является более глубокое рассмотрение и изучение одной из предложенных тем, а так же ее обсуждение и дальнейшие выводы по выбранной теме. К каждому семинару студентам необходимо готовиться самостоятельно. Перед занятиями учащийся должен изучить соответствующие темы семинаров и разделы настоящих методических указаний, а так же зафиксировать основную информацию в тетради, либо подготовить небольшое сообщение по выбранной теме.
В ходе семинарского занятия каждый студент имеет право выступить с докладом по теме, а так же высказать свое мнение. Содержание (информация) доклада каждого выступающего не должна повторять содержание предыдущего, следует только дополнять предоставленную ранее информацию.
После выступлений с сообщениями, начинается обсуждение или дискуссия конкретных вопросов по выбранной теме. В ходе обсуждения каждый студенты высказывают свои мнения, а так же внимательно слушают друг друга. Каждый с уважением относится к мнению коллеги, даже если оно абсолютно противоположно своему собственному и пытается доказать правильность своего мнения через веские аргументы, ссылаясь на литературу по данной теме, либо нормативные документы, либо свой личный жизненный опыт.
В конце обсуждения, участники должны сделать выводы обо всем услышанном. Раскрыли ли они полностью предложенную им тему, действительно ли эта тема актуальна на сегодняшний момент (если нет, то какие темы можно предложить в альтернативу) и помогло ли им самим это обсуждения лучше разобраться и понять изучаемую ими, в рамках учебного плана, дисциплину.
Рекомендованный список тем и дополнительных вопросов для обсуждения на семинарских занятиях.
Информация о работе Методические рекомендации студентам по изучению темы «Семейные конфликты»