Методики по детской психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 09:55, тест

Описание работы

Тест "Рисунок семьи"
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Файлы: 1 файл

методики по детской псих.docx

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Тест "Рисунок  семьи"

Считают, что идея использования рисунка семьи  для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.

Цель  применения данной проективной  методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы  оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений  в семье.

Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?1', следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.

Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".

Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".

Инструкция 4: " Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа".

Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи".

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии  ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания  следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно  задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут  нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или  скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных  людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них  самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса  провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок  склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.

При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного  ребенком чувства: чувства к отдельным  членам семьи, почему ребенок не нарисовал  кого-нибудь из членов семьи (если так  произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так  как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" и т.п.).

Можно задать ребенку  для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них  должны выявить негативные чувства  к членам семьи, 3 – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета  в цирк. Кого бы ты позвал  с собой?

2. Представь, что  вся твоя семья идет в гости,  но один из вас заболел и  должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из  конструктора дом (вырезаешь бумажное  платье для куклы), и тебе не  везет. Кого ты позовешь на  помощь?

4. Ты имеешь .... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый  остров. С кем бы ты хотел  там жить?

6. Ты получил в  подарок интересное лото. Вся  семья села играть, но вас одним  человеком больше, чем надо. Кто  не будет играть?

Обработка теста "Рисунок  семьи" проводится по следующей схеме:

Выделяемые признаки Отметки о наличии  признаков
1 Общий размер рисунка  
2 Кол-во членов семьи  
3 Соответствующие размеры  членов семьи  
  мать  
  отец  
  сестра брат  
  дедушка бабушка  и т.д.  
4 Расстояние между  членами семьи

Наличие каких-либо признаков между ними

 
5 Наличие животных  
6 Вид изображения:

схематическое изображение

реалистическое

эстетическое в интерьере,

на фоне пейзажа  и т.д.

метафорическое изображение  в движении, действии

 
7 Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...)  
  Степень аккуратности исполнения  

 

При выполнении задания  по данным инструкциям оценивается  наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место  уделяет им ребенок, выполняющий  тест, и т.д.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА "Рисунок  СЕМЬИ"

На основании особенностей изображения можно определить: 1) степень развития изобразительной  культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность  изображения или четкость и выразительность  обра-

зов, изящество линий, эмоциональная выразительность  – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2) особенности состояния  ребенка во время рисования.  Наличие сильной штриховки, маленькие  размеры часто свидетельствуют  о неблагоприятном физическом  состоянии ребенка, степени напряженности,  скованности и т.п., тогда как  большие размеры, применения ярких  цветовых оттенков часто говорят  об обратном: хорошем расположении  духа, раскованности, отсутствии  напряженности и утомления;

3) особенности внутрисемейных  отношений и эмоциональное самочувствие  ребенка можно определить по  степени выраженности положительных  эмоций у членов семьи, степени  их близости (стоят рядом, взявшись  за руки, делают что-то вместе  или хаотично изображены на  плоскости листа, далеко отстоят  друг от друга, сильно выражены  отрицательные эмоции и т.д.).

В рисунках (по Л. Корману) анализируют:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование  пространства, аккуратность);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).

Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и  выполнение задания) предлагают специальные  вопросы, подталкивающие испытуемого  к обсуждению темы отношений в  семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), предусматривают прямой положительный илиотрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?"), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.

Методика "Рисунка  семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обла-

дает значимостью  с точки зрения выбора тактики  деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений  межличностных отношений, так как  дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В  рисунках дети могут выразить то, что  им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности  и естественности задания эта  методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога  с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.  
 
 

Тест  Гилфорда (модифицированный) на изучение творческого мышления

Данный  тест направлен на изучение креативности, творческого мышления для детей возрастной группы от 5 до 15 лет
 
Исследуемые факторы:  
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.  
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.  
3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.  
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.  
 
Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.  
Время проведения процедуры — около 40 минут.  
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).  
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.  
 
 
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)  
 
Задача : Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.  
Инструкция для испытуемого: "Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? "   Инструкция зачитывается устно.  
Время выполнения субтеста — 3 мин.  
При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.  
 
Оценивание  
 
Результаты выполнения теста оценивались в баллах.  
Имеются три показателя: 
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.  
 
Б = n. где Б — беглость, n — число уместных ответов.  
 
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.  
 
2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.  
 
Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек.  
 
Категории ответов

·  1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

·  2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

·  3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

·  4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

·  5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

·  6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

·  7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

·  8. Сдача в макулатуру.

·  9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

·  10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

·  11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

·  12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше). 
 
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.  
 
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).  
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.  
За одну категорию начисляется 3 балла.  
 
Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий.  
 
3) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.  
 
Один оригинальный ответ — 5 баллов.  
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.  
 
0р = 5 k. где 0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.  
 
Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.  
 
Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.  
 
Т 1 — суммарный показатель первого субтеста,  
Б 1 — беглость по 1 субтесту,  
Г 1 — гибкость по 1 субтесту,  
Ор 1 — оригинальность по 1 субтесту,  
n — общее число уместных ответов,  
m — число категорий,  
k — число оригинальных ответов.  
 
 
Субтест 2. Последствия ситуации  
 
Задача : Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.  
Инструкция для испытуемого: "Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. " 
Время выполнения субтеста — 3 минуты.  
 
Оценивание  
 
Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.  
Имеются два показателя.  
 
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных последствий.  
1 ответ (1 следствие) — 1 балл.  
 
Б = n.  
 
2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке  
30—40 человек).  
1 оригинальный ответ — 5 баллов.  
 
0р = 5 k. где 0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.  
 
Т 2 = n + 5 k.  
 
Т 2 — суммарный показатель второго субтеста.  
 
Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.  
 
 
Субтест 3а. Слова  
 
Модификация для детей 5—8 лет.  
Субтест проводится индивидуально.  
 
Задача : Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.  
Инструкция для испытуемого :1 часть. "Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». " 
На ответ дается 2 минуты.  
2 часть. "Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». " 
На ответ дается 2 минуты.  
Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.  
 
Оценивание  
 
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.  
Имеются два показателя.  
 
1) Беглость — общее число приведенных слов.  
1 слово — 1 балл.  
 
Б = n , где Б — показатель беглости, n — общее число слов.  
 
Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.  
 
2) Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек.  
1 оригинальное слово — 5 баллов.  
 
0р = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных слов.  
 
Т 3 = n + 5 k.  
 
Т 3 — суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5—8 лет).  
 
 
Субтест 3б. Выражение  
 
Модификация для детей 9—15 лет  
Задача : Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.  
Инструкция для испытуемого : "Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами. " 
Время выполнения субтеста — 5 минут.  
 
Оценивание  
 
Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.  
 
1) Беглость — число придуманных предложений (n).  
1 предложение — 1 балл.  
 
Б = n.  
 
2) Гибкость — число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».  
1 слово — 0,1 балла.  
 
Г = 0,1 m. где Г — показатель гибкости, m — число слов, используемых один раз.  
 
3) Оригинальность  
 
Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.  
Одно оригинальное предложение — 5 баллов.  
 
Ор = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных предложений.  
 
Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.  
 
Т 3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет).  
 
 
Субтест 4. Словесная ассоциация  
 
Задача : Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.  
Инструкция для испытуемого : "Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? " 
Время выполнения субтеста — 3 минуты.  
 
Оценивание  
 
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.  
 
1) Беглость — суммарное число приведенных определений (n).  
Одно определение — 1 балл.  
 
Б = n. где Б — показатель беглости.  
 
2) Гибкость — число категорий ответов.  
 
Одна категория — 3 балла.  
 
Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число категорий ответов.  
 
Категории ответов

Информация о работе Методики по детской психологии