Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 09:55, тест
Тест "Рисунок семьи"
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Протокол исследования, проводившегося с дошкольниками. Участники – Женя Г. (6 лет 2 мес.) и Маша Б. (6 лет 3 мес).
Взрослый кладет перед детьми картинку «Елочка» и дает каждому участнику мозаичные фигуры. Дети сразу дружно принимаются за выполнение задания. Женя кладет на середину стола свою фигурку и обращается к Маше.
Женя (Маше). Так?
Маша (Жене). Так, так. (Маша привстала со стульчика и внимательно посмотрела на картинку. Дети по очереди кладут фигурки, как на рисунке.)
Женя (Маше). Давай ставь.
Маша (Жене). Куда? (Женя показывает.) Почти уже готово!
Женя (Маше). Зеленую сейчас надо ставить. (Дети поправляют фигурки. Елочка получается аккуратная.)
Женя (взрослому). Все! А можно, мы еще построим?
Маша (взрослому). Мы построили! (Удетей счастливый вид, они довольны выполнением задания.)
При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяются в четыре комплексных параметра (симптомокомплекса).
1. Отрицательная нравственная направленность личности:
2. Положительная нравственная направленность личности:
3. Общительность, контактность ребенка:
4. Заинтересованность в предложенной деятельности:
Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу. Так, например, в приведенном примере каждый из его участников получает следующее количество баллов:
Женя:
Маша:
Методика
«Подели игрушки (одежду для кукол,
военную технику)»
Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или военную технику (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит. Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.
Цель: выявить уровень сформированности
«Я-концепции».
Данная методика позволяет выявить индивидуальные
представления испытуемых об обсуждаемых
качествах и оценить меру адекватности
их представления о себе.
Методика включает в себя сочетание стандартного
набора так называемых шкал самооценки
(по Дембо) и беседы с испытуемым о каждой
из характеристик, по которым ему предстоит
оценивать себя.
Беседа проводится по типу клинической,
но обязательно включает пять стандартных
вопросов:
1. Что ты больше всего на свете любишь?
Что вообще ты любишь, что тебе нравится?
2. Чего ты больше всего на свете не любишь?
Чего ты не любишь, что тебе не нравится?
3. Представь себе человека, который бы
тебе так нравился, что ты хотел бы быть
таким, как он, хотел бы быть похож на него.
Какой это человек? Каким бы ты хотел быть?
На кого бы ты хотел быть похож?
4. Представь себе человека, который бы
тебе так не нравился, что ты ни за что
не хотел бы быть таким, как он, не хотел
бы быть на него похож. Какой это человек?
Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты
не хотел быть похож?
5. Что ты можешь рассказать о себе? Какой
ты сам?
После беседы детям предъявляются шкалы
Дембо с характеристиками, названными
детьми в ответах на вопросы 3, 4, 5 и стандартный
набор («хороший-плохой», «добрый-злой»,
«умный-глупый», «сильный-слабый», («смелый-трусливый»,
«лучший ученик-худший ученик», «самый
старательный-самый небрежный»).
Инструкция к тесту
Инструкция к шкалам Дембо звучит следующим
образом: «Здесь расположены все люди
на свете - от самых умных до самых глупых
(сопровождается движением руки вдоль
отрезка сверху внизу), от самых глупых,
до самых умных (движение вдоль отрезка
снизу вверх). На самом верху находятся
самые умные люди на свете, в самом внизу
- самые глупые, посередине средние. Где
ты среди всех этих людей? Обозначь свое
место».
После того, как ребенок делает пометку,
его спрашивают: «ты такой на самом деле
или хотел бы быть таким? Отметь, какой
ты на самом деле и каким хотел бы быть».
Аналогичное исследование повторяется
по всем шкалам. Рассказы детей о себе
сопоставляются с их самооценкой по циклам
Дембо.
Анализ результатов
теста
В результате экспериментатор выявляет
уровень сформированности «Я-концепции»
испытуемых, используя следующие критерии:
Ребенок отвечает коротким рассказом
о себе, который квалифицируется как вербальная
экспликация «Я-концепции» (ответы типа:
«я - хороший»).
Ребенок отвечает о себе «самокритично»
(типа: «я - нормальный, средний…»). Самокритичные
дети, как правило начинают с идеальной
самооценки и лишь затем, по просьбе экспериментатора,
отмечают реальную.
Дети, обнаруживающие «Я-концепцию», вначале
помечают реальную самооценку, а затем,
по просьбе экспериментатора, идеальную.
Самооценка этих детей и рассказ о себе
должны содержательно совпадать.
Присуждение себе максимально высоких
баллов по всем шкалам в отличие от оценивания
себя промежуточными баллами и дифференцированно
свидетельствует о неспособности детей
к самооценке.