Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 09:55, тест
Тест "Рисунок семьи"
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
· 1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
· 2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
· 3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
· 4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
· 5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
· 6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
· 7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
· 8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
· 9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
· 10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
· 11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
· 12. Язык, место издания
(английская, иностранная, немецкая, индийская,
отечественная).
Все ответы, относящиеся к одной категории,
учитываются только один раз.
Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов (в случае,
если в ответах присутствуют все двенадцать
категорий, что на практике встречается
исключительно редко, а также отсутствуют
ответы, которым присваивается новая категория).
Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим
ни к какой категории, присваивается новая
категория и, соответственно, добавляется
по 3 балла за каждую новую категорию. В
этом случае максимальный балл может увеличиться.
Г = 3 m. где Г — показатель гибкости,
m — число категорий.
3) Оригинальность — число оригинальных
определений.
Определение считается оригинальным,
если оно приведено всего один раз на выборке
в 30—40 человек.
Одно оригинальное определение — 5 баллов.
0р = 5 k. где Ор — показатель оригинальности,
к— число оригинальных определений.
Т 4 = n + 3 m + 5 k.
Т 4 — суммарный показатель четвертого
субтеста.
Субтест 5. Составление
изображений
Задача : Нарисовать заданные объекты,
пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция для испытуемого : "Нарисуй
определенные объекты, пользуясь следующим
набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник,
полукруг. Каждую фигуру можно использовать
несколько раз, менять ее размеры и положение
в пространстве, но нельзя добавлять другие
фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором
— дом, в третьем — клоуна, а в четвертом
— то, что ты хочешь. Подпиши четвертый
рисунок." Длина стороны квадрата —
8 см (для тестового бланка).
Испытуемому предъявляется набор фигур
и образец выполнения задания — лампа.
Время выполнения
всех рисунков — 8 минут.
Оценивание
Оценивание производится по двум показателям.
1) Беглость — гибкость. В данном показателе
учитываются:
n 1 — число изображенных элементов (деталей);
n 2 — число использованных категорий фигур
(из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.
Одна деталь — 0,1 балла.
Один класс фигур — 1 балл.
n 3 — число ошибок (ошибкой считается использование
в рисунке незаданной фигуры или линии).
Одна ошибка — 0,1 балла.
Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i — 0,1
n 3i ) . где Б — беглость, i — номер рисунка
(от 1 до 4).
Баллы Б суммируются по четырем рисункам.
2) Оригинальность
k 1 — число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается
элемент необычной формы, необычное расположение
элемента, необычное использование элемента,
оригинальное расположение элементов
друг относительно друга.
Один оригинальный элемент — 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько
оригинальных элементов.
k 2 — оригинальность четвертого рисунка
(по теме, по содержанию). Может встречаться
один раз на выборку в 30—40 человек.
k 2 может принимать значения 0 или 1.
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов
(это относится только к четвертому рисунку)
Ор 4 i=1 = 5 k + k 1i . где Ор — оригинальность,
i — номер рисунка (от 1 до 4).
Т 5 = Б + 0р.
Т 5 — суммарный показатель пятого субтеста,
Б — беглость,
0р — оригинальность.
Субтест 6. Эскизы
Задача : Превратить в различные изображения
одинаковые фигуры (круги), приводимые
в квадратах.
Инструкция для испытуемого : "Добавь
любые детали или линии к основному изображению
так, чтобы получились различные интересные
рисунки. Рисовать можно как внутри, так
и снаружи круга. Подпиши название к каждому
рисунку."
Тестовый бланк — это лист стандартной
бумаги (формат А4), на котором изображено
20 квадратов с кругом посередине. Размеры
квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга
— 1,5 см.
Время выполнения
задания — 10 минут.
Оценивание
Проводится по трем показателям:
1) Беглость — число адекватных задаче
рисунков.
Один рисунок — 1 балл.
Б = n. где n — число рисунков (изменяется
от 0 до 20).
Исключаются рисунки, точно повторяющие
друг друга (дубликаты), а также рисунки,
в которых не использован стимульный материал
— круг.
2) Гибкость — число изображенных классов
(категорий) рисунков. Например, изображения
различных лиц относятся к одной категории,
изображения различных животных также
составляют одну категорию.
Одна категория — 3 балла.
Г = 3m. где m — число категорий.
Категории ответов
· 1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
· 2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
· 3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
· 4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
· 5. Игрушки, игры (любые).
· 6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
· 7. Лицо (любое человеческое лицо).
· 8. Люди (человек).
· 9. Машины. Механизмы.
· 10. Посуда.
· 11. Предметы домашнего обихода.
· 12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
· 13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).
· 14. Спортивные снаряды.
· 15. Съедобные продукты (еда).
· 16. Узоры, орнаменты.
· 17. Украшения (бусы, серьги, браслет).
Если рисунок не соответствует
ни одной категории, ему присваивается
новая категория.
3) Оригинальность
Оригинальным считается рисунок, сюжет
которого использован один раз (на выборке
в 30—40 человек).
Один оригинальный рисунок — 5 баллов.
Ор = 5 k. где Ор — показатель оригинальности,
k — число оригинальных рисунков.
T 6 = n + 3 m + 5 k.
Т 6 — суммарный показатель шестого субтеста.
При подсчете баллов по шестому субтесту
следует учитывать все рисунки вне зависимости
от качества изображения. О сюжете и теме
надо судить не только по рисунку, но и
обязательно принимать во внимание подпись.
У маленьких детей, которые не умеют писать,
после окончания работы необходимо спросить,
что изображено на рисунках, и подписать
названия к рисункам. В основном это относится
к возрастной группе 5—7 лет.
Субтест 7. Спрятанная
форма
Задача : Найти различные фигуры, скрытые
в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция для испытуемого : "Найди
как можно больше изображений на этом
рисунке. Что нарисовано на этой картинке?
"
Время выполнения
субтеста — 3 минуты.
Стимульный материал: всего четыре различных
рисунка. Предъявлять следует только один
рисунок. Остальные даны для того, чтобы
можно было провести повторное тестирование
в другое время.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются
в баллах по двум показателям:
1) Беглость — суммарное число ответов
(n).
Один ответ — 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность — число оригинальных,
редких ответов. В данном случае оригинальным
будет считаться ответ, данный один раз
на выборке в 30—40 человек.
Один оригинальный ответ — 5 баллов.
0р = 5 k. где Ор — оригинальность, k —
число оригинальных, редких ответов.
T 7 = n + 5 k.
Т 7 — суммарный показатель седьмого субтеста.
Цветовой тест отношений.
Методика
предназначена для изучения эмоционального
отношения ребенка к
Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.
Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?
Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.
Примечание:
При анализе
результатов необходимо соотнести
цвет, присвоенный каждому понятию,
и эмоциональное значение этого
цвета. Ниже приводится краткая характеристика
каждого цвета, его эмоционально-
Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:
Добрый – желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.
Злой – черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.
Честный – желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.
Лживый – черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.
Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.
Жадный – красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.
Ленивый – коричневый, серый,
синий цвет. То есть дети справедливо считают
ленивого человека слабым, не вовлеченным
в дело, вялым, пассивным, а также холодным.
Методика предназначена для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.
Для проведения методики, необходимы мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур. Можно использовать простые паззлы (puzzle).
В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. При подборе пары необходимо учитывать, что дети скорее придерживаются нравственных норм при общении с теми, к кому они относятся с симпатией. Поэтому в пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это дети, малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой.
Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте!
Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того как взрослый (воспитатель, учитель или психолог, проводящий это исследование) видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок».
Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну.
Примечание