Методики по детской психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 09:55, тест

Описание работы

Тест "Рисунок семьи"
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Файлы: 1 файл

методики по детской псих.docx

— 52.00 Кб (Скачать файл)

·  1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

·  2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

·  3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

·  4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

·  5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).

·  6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).

·  7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

·  8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

·  9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

·  10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

·  11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

·  12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная). 
 
Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз.  
Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.  
 
Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число категорий.  
 
3) Оригинальность — число оригинальных определений.  
 
Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30—40 человек.  
Одно оригинальное определение — 5 баллов.  
 
0р = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, к— число оригинальных определений.  
 
Т 4 = n + 3 m + 5 k.  
 
Т 4 — суммарный показатель четвертого субтеста.  
 
 
Субтест 5. Составление изображений  
 
Задача : Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.  
Инструкция для испытуемого : "Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.  
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок."  Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).  
Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания — лампа.  
Время выполнения всех рисунков — 8 минут.  
 
 
Оценивание  
 
Оценивание производится по двум показателям.  
 
1) Беглость — гибкость. В данном показателе учитываются:  
 
n 1 — число изображенных элементов (деталей);  
n 2 — число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.  
Одна деталь — 0,1 балла.  
Один класс фигур — 1 балл.  
n 3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).  
Одна ошибка — 0,1 балла.  
 
Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i — 0,1 n 3i ) . где Б — беглость, i — номер рисунка (от 1 до 4).  
 
Баллы Б суммируются по четырем рисункам.  
 
2) Оригинальность  
 
k 1 — число оригинальных элементов рисунка.  
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.  
Один оригинальный элемент — 3 балла.  
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.  
k 2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек.  
k 2 может принимать значения 0 или 1.  
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)  
 
Ор 4 i=1 = 5 k + k 1i . где Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1 до 4).  
 
Т 5 = Б + 0р.  
 
Т 5 — суммарный показатель пятого субтеста,  
Б — беглость,  
0р — оригинальность.  
 
 
Субтест 6. Эскизы  
 
Задача : Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.  
Инструкция для испытуемого : "Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку."  
Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см. 
Время выполнения задания — 10 минут.  
 
Оценивание  
 
Проводится по трем показателям:  
 
1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.  
Один рисунок — 1 балл.  
 
Б = n. где n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).  
 
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.  
 
2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.  
Одна категория — 3 балла.  
 
Г = 3m. где m — число категорий.  
 
Категории ответов 

·  1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).

·  2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).

·  3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

·  4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).

·  5. Игрушки, игры (любые).

·  6. Космос (ракета, спутник, космонавт).

·  7. Лицо (любое человеческое лицо).

·  8. Люди (человек).

·  9. Машины. Механизмы.

·  10. Посуда.

·  11. Предметы домашнего обихода.

·  12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).

·  13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).

·  14. Спортивные снаряды.

·  15. Съедобные продукты (еда).

·  16. Узоры, орнаменты.

·  17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

 
 
Если рисунок не соответствует  ни одной категории, ему присваивается  новая категория.  
 
3) Оригинальность  
 
Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30—40 человек).  
Один оригинальный рисунок — 5 баллов.  
 
Ор = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных рисунков.  
 
T 6 = n + 3 m + 5 k.  
 
Т 6 — суммарный показатель шестого субтеста.  
 
При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.  
У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет.  
 
 
Субтест 7. Спрятанная форма  
 
Задача : Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.  
Инструкция для испытуемого : "Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? " 
Время выполнения субтеста — 3 минуты.  
Стимульный материал: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.  
 
Оценивание  
 
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:  
 
1) Беглость — суммарное число ответов (n).  
Один ответ — 1 балл.  
 
Б = n.  
 
2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30—40 человек.  
Один оригинальный ответ — 5 баллов.  
 
0р = 5 k. где Ор — оригинальность, k — число оригинальных, редких ответов.  
 
T 7 = n + 5 k.  
 
Т 7 — суммарный показатель седьмого субтеста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цветовой тест отношений.

Назначение  теста

Методика  предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Описание  теста

Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция  к тесту

Представь себе, что это волшебный дом  с волшебными окошками. В нем живут  разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

Примечание:

  • В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.
Обработка результатов теста

При анализе  результатов необходимо соотнести  цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого  цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое  значение:

  • Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
  • Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
  • Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
  • Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
  • Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
  • Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
  • Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
  • Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

Добрый – желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

Злой – черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.

Честный – желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.

Лживый – черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.

Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.

Жадный – красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.

Ленивый – коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика  «Сделаем вместе»

Назначение  теста

Методика  предназначена для выявления  и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.

Описание  теста

Для проведения методики, необходимы мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных  фигур. Можно использовать простые  паззлы (puzzle).

В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. При подборе пары необходимо учитывать, что дети скорее придерживаются нравственных норм при общении с  теми, к кому они относятся с  симпатией. Поэтому в пару не рекомендуется  брать двух друзей. Лучше, если это  дети, малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений  между собой.

Инструкция  к тесту

Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте!

Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают  игру. После того как взрослый (воспитатель, учитель или психолог, проводящий это исследование) видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок».

Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько  их необходимо для составления предъявленной  картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну.

Примечание

  • Для проведения исследования обычно достаточно 2-3 картинок (не считая тренировочной картинки-образца). При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15-20 мин.
  • Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний, не комментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему неподобающими (отталкивает партнера, забирает все фигурки себе или, наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого – лишь фиксировать поведение детей.

Информация о работе Методики по детской психологии