Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 04:06, доклад
Работа по специфике определения методологических проблем в психологической науке
Трудности определения предмета психологической науки
Методологические принципы психологии.
Трудности
определения предмета
психологической
науки
Любой
учебник по основам какой-либо науки
начинается обычно с определения ее предмета.
Но по отношению к психологической науке
дать такое определение крайне сложно
по следующим причинам.
Во-первых,
предмет любой науки не дан (задан)
исследователю раз и навсегда, а меняется
с развитием науки. На протяжении своего
исторического пути психологическая наука
также изменяла свой предмет, однако —
в отличие от многих иных дисциплин —
так и не достигла стадии более или менее
общепринятого решения этого вопроса.
Одни психологи на вопрос о предмете психологии
отвечают, что это душа, другие говорят,
что психология изучает явления и функции
(акты) сознания, третьи — поведение, четвертые
— деятельность и т.д.1. Таким образом,
современная психология развивается в
условиях крайнего плюрализма точек зрения
на решение как проблемы предмета исследования,
так и других фундаментальных вопросов,
и пока психологи не создали единой общепсихологической
теории, способной охватить своими объяснениями
все изучаемые в психологии феномены и
соединить в целостную непротиворечивую
систему все имеющиеся в ней подходы и
точки зрения (многие психологи сомневаются
в том, что такое вообще возможно).
Во-вторых, психологическая наука — одна
из самых сложных наук вообще. «Ни в одной
науке, — писал известный отечественный
психолог Лев
Семенович Выготский
(1896—1934), — нет стольких трудностей, неразрешимых
контроверз, соединения различного в одном,
как в психологии. Предмет психологии
— самый трудный из всего, что есть в мире,
наименее поддающийся изучению; способ
ее познания должен быть полон особых
ухищрений и предосторожностей, чтобы
дать то, чего от него ждут» [17, 4/7]2.
Широко известны также слова А.Эйнштейна
о том, что решение физических проблем
— это детская игра по сравнению с научно-психологическими
исследованиями детской игры.
В-третьих, психология находится в
тесной взаимосвязи едва ли не со всеми
иными науками о природе, обществе и человеке,
и поэтому всегда имеется опасность подмены
собственно психологического исследования
физиологическим, социологическим и т.д.,
что в конечном счете может привести психологию
к утрате собственного предмета. В истории
психологии неоднократно встречались
попытки подобного рода, и поэтому психологическая
наука должна четко отграничивать свой
предмет от предмета другой науки, даже
если объекты этих наук совпадают3.
Поэтому, отложив на некоторое время определение
предмета (и объекта) психологической
науки, дадим пока лишь расшифровку термина
«психология». Его можно буквально
перевести как «наука о душе» (от древнегреч.
psyche — душа, logos — разумное слово, наука).
Авторами этого термина, зафиксировавшего
исторически первое представление о предмете
психологии, историки психологии называют
немецких схоластов Р. Гоклениуса и О.
Кас-смана [33]. Самым интересным является
то, что в тот момент, когда этот термин
появился (1590 г.), психология как наука
уже встала перед необходимостью уйти
от сложившегося ранее понимания психологии
как учения о душе и начать эмпирически
(т.е. опытным путем) изучать явления сознания.
В XVII в. возникла эмпирическая психология
как
наука
о явлениях сознания.
Впоследствии новых определений предмета психологии было много, но неизменным оставалось одно — название науки, которое фиксировало преемственность в развитии научно-психологического знания. Тем же исследователям, которые хотели отказаться от термина «психология» по причине изменения предмета психологической науки, Л.С.Выготский отвечал: «Мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства; ...мы не хотим получить от истории чистенькое и плоское имя; мы хотим имя, на которое осела пыль веков... Мы должны рассматривать себя в связи и в отношении с прежним; даже отрицая его, мы опираемся на него» [17, 428]. Кстати говоря, неизменность названия науки, несмотря на изменения ее предмета, может означать также и то, что все ее представители так или иначе изучают с разных сторон одну и ту же реальность, выступающую объектом психологии (и некоторых других наук).
А вот какова природа данной реальности
— это вопрос, который, как и проблема
определения предмета исследования, относится
к наиболее сложным проблемам психологической
науки. В русском языке сложилась традиция
использовать для обозначения этой реальности
то же слово, что и для науки, ее изучающей,
— «психология». Так, к примеру, говорят
о детской психологии или психологии подростка,
имея в виду очень разные по сути явления:
и особенности восприятия ребенком мира,
и специфику его мышления, и способы поведения
в разных ситуациях, и его изобразительное
творчество и многое другое. Возможно,
для решения каких-то житейских или практических
задач эта неопределенность не имеет значения,
но для психологической науки требуются
строгие определения объекта и предмета
психологии и соотнесение друг с другом
родственных, но не тождественных понятий
«психология», «психика», «поведение»
и др. Чтобы приблизиться к решению этой
сложной задачи, представим сначала те
явления принципы и проблемы, которые
попадали в поле зрения людей, называвших
себя психологами, в разные годы и в различных
школах.
Методологические
принципы психологии.
Применительно к психологии следует назвать следующие принципы:
Специфика
психологического познания
Следует
обратить внимание на то, что для
человека как познающего субъекта (и
для его психики как
О
происходящем в чужом внутреннем
мире люди всего лишь догадываются
по наблюдаемым причинам и следствиям
этих движений души. Наблюдаемые причины
психических явлений – это
воздействующие на носителя внутреннего
мира раздражители (ситуации воздействия).
Наблюдаемые следствия
О
происходящем в своем внутреннем
мире люди узнают путем рефлексии, то
есть самонаблюдения, самоанализа, включающего
наблюдение как за своим внешним
видом и поведением, так и за
содержанием и протеканием
Психология
традиционно характеризуется
Для начала
выясним, что такое собственно проблема.
По мнению составителей "Словаря
иностранных слов", проблема - это
теоретический или практический
вопрос, требующий разрешения, исследования.
"Словарь русского языка" С.И.Ожегова
подчеркивает, что проблема это трудный
вопрос, требующий разрешения. Наконец,
в "Философском
Чтобы как-то справиться с этим многообразием проблем психологии, попробуем их упорядочить. Для этого попытаемся выделить классы психологических проблем. Разумеется, такое выделение неизбежно имеет условный характер. Представляется, что выделение классов проблем целесообразно осуществлять в соответствии с видами психологического знания. М.С.Роговин и Г.В.Залевский выделяют три вида психологического знания. Первый вид - знание о психических процессах и индивидуальных особенностях, которое есть "предметное знание". Второй вид - знание о самом процессе психологического исследования, о том, как получается, фиксируется и совершенствуется предметное знание о психике - "знание методологическое". Третий вид знания - "знание историческое", в котором отражается закономерная последовательность развития первых двух видов знания и которое помогает нам понять общее состояние психологии на каждый конкретный период времени, при каждом хронологическом срезе. Такое расчленение представляется удобным. В предметном знании условно можно выделить два уровня: уровень феноменологии и уровень теории. Тогда психологические проблемы могут быть отнесены к одному из следующих классов: 1) феноменологические, 2) теоретические, 3) методологические, 4) историко-психологические.
Любая
наука имеет дело с некоторой
феноменологией, эмпирическими явлениями.
В психологии это психические
явления. Так, в психологии могут
быть выделены явления памяти, мышления,
восприятия и т.д. Хотя на первый взгляд
может показаться, что этот феноменологический
уровень относительно самостоятелен,
это не так. Психика изначально целостна,
поэтому выделение в ней иных
явлений определяется теоретическими
и методологическими
"Гуссерль приводит известный пример со шкатулкой, которую я рассматриваю, вращая. Здесь в каждый момент я получаю различные ощущения, "переживаемое содержание" моего сознания каждую минуту меняется, но тем не менее я "вижу" одну и ту же шкатулку, имею один и тот же "предмет". Мы видим с несомненностью, что сами ощущения отделяются здесь от того, что ощущается. Зрительные ощущения и "видимый" через них предмет - две вещи разные".
Не случайно многие авторы предпочитают не дифференцировать эти два уровня и говорят о предметном знании. Осознавая всю условность и произвольность такого разделения, будем говорить о феноменологическом и теоретическом уровнях и, соответственно, о наличии феноменологических и теоретических проблем. Феноменологический уровень важен тем, что в нем реально определяются потенциальные пространства психической реальности. Поясним это. В экспериментах С.Грофа (с использованием ЛСД, а позднее и других техник) наблюдались феномены измененных состояний сознания, трансперсональные феномены, феномены систем конденсированного опыта (СКО) и т.п. Эти феномены представляют бесспорную психическую реальность. Согласно взглядам некоторых психологов, эти феномены достойны изучения, могут быть разработаны теории, объясняющие эти феномены. Согласно мнению других, этих феноменов как бы не существует вовсе: они представляют собой артефакт или откровенное жульничество, поэтому об их специальном изучении вопрос даже не ставится. Таким образом, мы можем констатировать, что в представлении разных исследователей диапазоны пространств психической реальности не совпадают. Кто-то включает парапсихологические феномены в проблемное поле психологии, кто-то нет. Естественно, что то или иное решение определяется теоретическим осмыслением. Итак, феноменологические проблемы проявляются в определении пространств психической реальности, ее расчленении на отдельные явления.