Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:20, контрольная работа
Объект исследования – агрессия и агрессивность.
Предмет – агрессия как личностное образование в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза - на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Введение
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе, в университете, в семье. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Объект исследования – агрессия и агрессивность.
Предмет – агрессия как личностное образование в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза
- на протяжении старшего подросткового
возраста агрессивность выступает
как относительно устойчивое личностное
образование.
1.Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.
Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.
Агрессия
- злобное, неприятное, причиняющее
боль окружающим, поведение.
Имеющиеся определения можно условно
разделить на 2 большие группы:
1.
Представление об агрессии как
мотивированных действиях,
2.
Агрессия как акты
По мнению этих авторов:
-агрессия
обязательно подразумевает
-в
качестве агрессии может
-жертва
должна обладать мотивацией
Из
отечественных психологов эту точку
зрения разделяют Т.Г. Румянцева
и И.Б. Бойко. Они рассматривают
агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется
в контексте социального
В
свете теории социального учения,
предложенной Бандурой, агрессия рассматривается
как некое специфическое
Итак,
рассмотрев все основные теоретические
концепции агрессии, мы примем за рабочее
следующее обобщающее определение
этого явления:
Агрессия-это любая форма поведения, нацеленного
на оскорбление или причинение вреда другому
живому существу, не желающему подобного
обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия- это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями- такими как злость; с мотивами- такими как стремление, навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.
Необходимо
разграничивать понятия «агрессия»
и «агрессивность». Агрессия- это
поведение (индивидуальное или коллективное),
направленное на нанесение физического,
либо психологического вреда или
ущерба. Агрессивность - относительно
устойчивая черта личности, выражающаяся
в готовности к агрессии, а так
же в склонности воспринимать и интерпретировать
поведение другого как
Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.
2.Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность
человека к агрессивным действиям
пытались объяснять по-разному. Одной
из первых возникла точка зрения, согласно
которой у животных и у человека
существует врожденный "инстинкт агрессивности".
Фрейд указывал на инстинктивные
основы человеческого стремления к
разрушению, считая бесплодными попытки
приостановить этот процесс.
Человеческая агрессивность имеет свои
эволюционные и физиологические корни.
К числу физиологических факторов агрессии
относятся половые гормоны.
Согласно
теории фрустрации, агрессия - это не
автоматически возникающее в
недрах организма влечение, а следствие
фрустрации, т. е. препятствий, возникающих
на пути целенаправленных действий субъекта,
или же не наступление состояния,
к которому он стремился. Эта теория
утверждает, что, во-первых, агрессия всегда
есть следствие фрустрации и, во-вторых,
фрустрация всегда влечет за собой
агрессию.
Другой взгляд на происхождение агрессивного
поведения а представлена в теории социального
учения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное
поведение возникло и распространилось
на определенный объект, необходимо чтобы
существовало два условия: первое - чтобы
препятствие, возникшее на пути целенаправленной
деятельности, вызвало у человека реакцию
гнева и второе - чтобы в качестве причины
возникновения препятствия был воспринят
другой человек.
Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией учения, о которой мы уже говорили в первой главе.
Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие учения, подражания другим людям.
Агрессивное
поведение в этой концепции трактуется
как результат следующих
1.
Оценки субъектом следствий
2.Наличие фрустрации.
3.Наличие
эмоционального
4.Наличие
подходящего объекта
Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия - неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.
Во
- первых, различают реактивную и
спонтанную агрессию. Ряд немаловажных
различий отметил С. Фешбах, разграничив
друг от друга экспрессивную, враждебную
и инструментальную агрессию. Экспрессивная
агрессия представляет собой -
непроизвольный взрыв гнева и ярости,
нецеленаправленный и быстро прекращающийся,
причем источник нарушения спокойствия
не обязательно подвергается нападению.
Наиболее
важно различение враждебной и инструментальной
агрессии. Целью первой является главным
образом нанесение вреда
Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие :
Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
Обида
- зависть и ненависть к
Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Различают
агрессию и по механизму возникновения
и действия, а механизм и принцип
действия во многом зависят от восприятия
и оценки человеком ситуации, в
частности - намерений, приписываемых
другому лицу, возмездия за агрессивное
поведение, способности достичь
поставленной цели в результате применения
агрессивных действий, оценки подобных
действий со стороны других людей
и самооценки.
Рассмотрим их более подробно, т.к. именно
эти факторы и определяют агрессивное
поведение у человека.
Намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т. е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.
Ожидание
достижения цели агрессии и возмездия
за агрессивное поведение: Пока субъект
располагает возможностями
Информация о работе Методы исследования агрессивности в современной психологии