Методы исследования агрессивности в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования – агрессия и агрессивность.
Предмет – агрессия как личностное образование в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза - на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.

Файлы: 1 файл

КР ПСИХ.docx

— 41.25 Кб (Скачать файл)

Благоприятствующие  агрессии ключевые раздражители: Особенности  контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится  оружие, то агрессивность испытуемого  будет повышаться . Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие  лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию. 

Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося  агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после  испытанного одним из них поражения  сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что - 
приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.

Самооценка: Процессы самооценки представляют собой  решающий детерминант агрессивности  субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные  стандарты, которые могут как  препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно  созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия. 
Итак, в самых общих чертах алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так: в начале происходят невидимые наблюдателю и чувственно не оформленные для самого больного процессы отклонения от нормального хода биологической жизни. На этом этапе происходит включение механизмов компенсации, направленных на преодоление возникших патологических изменений.

 

3. Методы  исследования агрессии и агрессивности

 

Самое раннее  и наиболее известное  теоретическое положение, имеющее  отношение к агрессии, - это положение, согласно которому агрессивное поведение  по своей природе инстинктивное. Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически «запрограммированы» на подобные действия. Эту точку зрения разделяли ученые психоаналитического и этологического подходов.

Основоположником  психоаналитического подхода является З.Фрейд. Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объект научного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитической трактовке выступает Танатос  – инстинктивное влечение к смерти и разрушению. В своих ранних работах  он утверждал, что все человеческое проистекает из инстинкта жизни, энергия которого направлена на сохранение, упрочнение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование либидонозных импульсов. Первоначально агрессия как таковая не трактовалась Фрейдом как неотъемлемая часть жизни.

Получается, что агрессивное поведение –  не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта  смерти, но так же и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Но существует вероятность, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким  образом уменьшить вероятность  более опасных действий. Вывод  заключается в следующем: агрессивность  как неотъемлемая характеристика человека требует усмирения.

При рождении побуждается к действию относительно узких кругом возбудителей – первичных или врожденных драйвов. Такие возбудители  связаны с  основными физиологическими процессами, и уменьшение силы возбуждения  существенно  для выживания организма. Таким  образом, освобождение от дистресса  на ранних этапах жизни ребенка зависит  от действия окружающих его взрослых; именно эта связь других людей, особенно матери, со снижением силы первичного драйва и составляет основу процесса социализации.

Экзистенциальная  и гуманистическая психология в  центре своих исследований имеет  творческую личность как целостное  психологическое образование во всей ее сложности и индивидуальности, целью которой является самореализация, самоактуализация и самоисполненность. Важнейшем проявлением жизни  ее сторонники, в частности Ж. Пиаже, рассматривают взаимодействие организма  и среды, направленное на адаптацию  в среде. Адаптация состоит из равновесия процессов ассимиляции  и аккомодации, единство которых  приводит к установлению равновесия между ними и в отношениях организма  со средой.

Основной  задачей науки является выявление  закономерностей, которые максимально  приближаются к общим законам. Методы, с помощью которых решаются эти  задачи, делятся на эмпирические и  теоретические. С нашей точки  зрения, изучение агрессивности с  помощью эмпирических методов, безусловно, дает определенные результаты, однако, даже при наиболее удачном экспериментировании, они уже ограничены самими условиями  эксперимента, которые никогда не могут воспроизводить реальность во всех ее отношениях. Теоретический  метод по сути своей является логическим. Он включает опыт, но в своих построениях  он, безусловно, шире и предполагает закономерности, вытекающие не только из эксперимента.

Изучение  агрессии эмпирически ограничено в  силу искусственности опыта со всеми  вытекающими обстоятельствами. Жизнь  сама ставит естественные эксперименты, которые можно понять логически, но никак не воспроизводить полностью  с целью уточнения тех или  иных аспектов. Поэтому, отдавая дань многим и многим исследователям агрессии, которые в последние годы стали  широко изучать ее именно экспериментированием и получать интересные данные, я  сознательно ограничил работу в  плане постановки различных экспериментов  и пошел по пути наблюдения и анализа  реальности.

 

4.Подросток в семье

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Подростковый  возраст – один из наиболее сложных  периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье. Становление как положительных, так и отрицательных черт, напрямую зависит от стиля родительского воспитания (в равной степени и отцовского, и материнского), от характера и количества дисциплинарных взысканий и наказаний. 

Стиль и поведение родителей – это  относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности ребенка.

Разные  авторы выделяют различные типы неблагополучных  семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации  не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

Бочкарёва Г.П. выделяет семьи:

1) с  неблагополучной эмоциональной  атмосферой, где родители не только  равнодушны, но и грубы, неуважительны  по отношению к своим детям; 

2) в  которых отсутствуют эмоциональные  контакты между её членами,  безразличие к потребностям ребёнка  при внешней благополучности  отношений. Ребёнок в таких  случаях стремится найти эмоционально  значимые отношения вне семьи; 

3) с  нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально  нежелательные потребности и  интересы, он вовлекается в аморальный  образ жизни.

Дубровина как значимый фактор риска выделяет дисгармоничную семью. Это понятие  включает в себя несколько разнородных  вариантов психологического неблагополучия:

-семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью. К наследственному фактору, делающеющему более вероятным возникновение расстройств у детей,  прибавляются непредсказуемость семейной ситуации;

-собственно дисгармоничные семьи, где основной проблемой являются отношения между членами семьи;

-семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания.

Уровни  родительских отношений:

         1.Безразличное отношение к детям,  их чувствам, переживаниям, отсутствие  полной привязанности к детям,  чувства долга и ответственности  перед детьми. Уровень индифферентного  отношения.

         2.Авторитарные родители: показное  уважение к детям, любовь, за  которым стоит безразличие и  лицемерие. Это уровень демонстрации  своей власти над ребенком, постоянного  подавления мыслей и чувств  собственных детей.

         3. Угождение капризам ребенка,  потакание эгоистическим потребностям. Недоверие к ребенку, чрезмерный  контроль за его поведением. Борьба  за лидерство, за влияние на  ребенка. Игнорируют мнение ребенка,  его право на поступок, манипулируют  им как вещью. Агрессивный стиль  поведения.

        4.Доверие между  родителями  и детьми, общность интересов  семейных и общественных. Совместное  обсуждение проблем, участие в  их решении, чувство ответственности. 

Существует  ряд особенностей семейных отношения  и воспитания, которые способствуют появлению агрессивных качеств  личности ребенка:

    • Недостаток тепла и ласки со стороны родителей;
    • Незаинтересованность детьми, безразличие к детям;
    • Явное отвержение ребенка, проявляющееся в невнимании, жестокости, избегания контактов родителей с ребенком;
    • Отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению;
    • Непоследовательность в применении наказаний;
    • Использование строгих, в том числе физических, наказаний;

Семья должна приспосабливаться к  растущей независимости подростка  по мере того, как они готовят  себя к самостоятельной жизни. Насколько  благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей, в большей степени зависит  от стиля родительского поведения  и динамики семьи.

 

 

 

5.Подросток  в группе сверстников

 

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального  развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается  крайняя самооценка (либо максимально  положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед  широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных  ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими  поведение. Вместе с тем среди  агрессивных подростков встречаются  и дети хорошо интеллектуально и  социально развитые. У них агрессивность  выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Когда наступает отрочество, именно тогда  внешний мир побуждает ребенка  заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочется самому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие между воображаемым и реальностью и самому войти  в те социальные группы, о которых  он много чего напридумывал, но чье  существование подтверждается окружающими. Он тянется к компаниям юношей старше себя, где стремиться стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи  и смешавшись с соответствующей  социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки  вне семьи, он входит в отрочество.

Для подростков существует вероятность  связаться с плохой компанией  и перейти в разряд малолетних правонарушителей. Агрессивность, жестокость, повышенная тревожность принимают  устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося  в компаниях. Но это общение, эта  система отношений, в том числе  и строящихся на почве жестоких законов  асоциальных подростковых групп, является лишь как ситуация замещения при  неприятии подростка в мир  социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания  непонятности ими.   Принадлежность к компании не только сталкивает отдельных  подростка с определенными ожиданиями, но и ставит его перед необходимостью предъявления доказательств своего соответствия и самоконтроля. Повинуясь  законам группы, порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как  им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного "Я" с группой. В работе Ю.В. Гущина были получены любопытные результаты. Дело в том, уровень агрессивности  в выборке подростков – правонарушителей не больше, чем в выборке социально  адаптированных подростков и агрессивность  в данном случае не является обязательным свойством подростка – правонарушителя.

Информация о работе Методы исследования агрессивности в современной психологии