Методы юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:32, доклад

Описание работы

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей, подходы ученых к классификации методов различны. Методы юридической психологии: I.
-психологический анализ уголовного дела;
- метод психоанализа, способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.

Файлы: 1 файл

Методы юридической психологии..docx

— 40.47 Кб (Скачать файл)

Методы юридической  психологии

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции  и психологии для раскрытия изучаемых  ею объективных закономерностей, подходы  ученых к классификации методов  различны. Методы юридической психологии: I.

  • -психологический анализ уголовного дела;
  • - метод психоанализа, способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.

II. По целям  исследования методы юридической  психологии делятся :

1. Методы  научного исследования. С их помощью  изучаются:

  • - психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права;
  • - разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

2. Методы  психологического воздействия на  личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Диапазон применения этих методов ограничен рамками уголовно- процессуального законодательства и этики.

Их цели:

  • - предупреждение преступной деятельности;
  • - раскрытие преступления и выявление его причин;
  • - перевоспитание преступников, адаптация (приспособление) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.

Они основаны на: уголовно-процессуальной регламентации, научных методах  психологии и тесно связаны с  криминалистикой, криминологией, исправительно-трудовой педагогикой и другими дисциплинами.

3. Методы  судебно-психологической экспертизы.

Цель - наиболее полное и  объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению  следственных или судебных органов. Диапазон ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

III. Методы способов  исследования (классификация методов психологического исследования, предложенная Ананьевым Б.Г.)

1-я группа. Организационные методы:

  • - сравнительный метод - способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивида;
  • - лонгитюдный метод - многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
  • - комплексный метод - Исследования такого рода позволяют установить взаимосвязи между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

2-я группа. Эмпирические методы:

а) наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта;

б) самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого объекта;

в) эксперимент - это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении объекта;

г) психодиагностические методы:

  • - тесты - стандартизированные опросники, в результате применения которых делается попытка получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого психического явления или личности в целом;
  • - анкетирование - один из групповых методов опроса по заранее разработанным вопросам в целях получения различных показателей мнений людей;
  • - опрос - представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов;
  • - социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости;
  • - интервью - метод, заключающийся в сборе информации, получаемой в виде ответов на поставленные вопросы;
  • - беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения;

д) анализ результатов деятельности - метод опосредствованного изучения психических явлений по практическим результатам, предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности человека;

е) биографический метод - изучение личности по имеющимся фактам ее биографии;

ж) моделирование - это создание искусственной модели изучаемого явления, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели исследуется данное явление и делаются выводы о его природе. Применяется в том случае, когда применение других методов затруднено или невозможно.

3-я группа. Методы обработки данных:

  • - количественный (статистический) метод - некоторые методы прикладной математической статистики, используемые в психологии в основном для обработки экспериментальных результатов;
  • - качественный метод - установление различных свойств, особенностей изучаемых психических явлений, дифференциация материала по группам, его анализ.

4-я группа. Интерпретационные методы:

  • - генетический метод - способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим;
  • - структурный метод - установление структурных связей между всеми характеристиками личности.

Характеристика  и условия действенности методов юридической психологии

Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений, как и адекватность самих методов, во многом зависит от характера вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без  какой-либо посторонней помощи, другие же могут применяться только лишь специалистами в той или иной области психологии.

1. Метод беседы (интервью). Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения в психологически благоприятной обстановке получить необходимую информацию об интересующем человеке и других лицах.

В ходе беседы составляется мнение о его развитии, интеллекте, психическом состоянии, о его  отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает составить определенное мнение о субъекте, определить по отношению к нему наиболее тактически правильную линию поведения.

Со своей стороны во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечатление на своего партнера по общению, пробудить у  него интерес к обсуждаемым вопросам, желание отвечать на них, участвовать  в диалоге. Беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех  или иных явлениях. Поэтому она  является важным инструментом налаживания  и поддержания психологического контакта с лицами, с которыми предстоит  продолжать диалог в той или иной форме.

Вопросы о личности того, с кем проводится беседа, не следует  задавать с самого начала. Лучше, если они возникнут естественно как  следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

2. Метод наблюдения. Очевидно, что любой беседе сопутствует взаимное наблюдение, так называемый визуальный контакт партнеров по общению. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия - включенное и невключенное (со стороны) наблюдение.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения.

Наряду с этим следователь  использует информацию и от опосредованного  наблюдения. Сопоставительный анализ результатов непосредственного  и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в  различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.

С этой точки зрения метод  наблюдения дает очень много положительного. Однако справедливо отмечается, что во время наблюдения "можно легко смешать существенное с второстепенным или же интерпретировать некоторые события, исходя из того, что ожидает увидеть наблюдатель, а не из того, что происходит на самом деле". В подобных случаях мы можем столкнуться с наиболее распространенными ошибками, с так называемым гала-эффектом, или эффектом ореола, приводящими к преувеличению или преуменьшению выраженности тех или иных свойств человека.

В целях повышения эффективности  наблюдения, нейтрализации ошибочных  представлений необходимо строже относиться к своим выводам, более объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению  судить о сложных явлениях на основании  первых, порой поверхностных впечатлений.

3. Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой и фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер.

Самонаблюдение может  использоваться юристом как метод  самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше  контролировать собственное поведение.

4. Анкетный  метод. Характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. Применяется при исследовании механизма образования преступного умысла, профессиограммы следователя, профессиональной пригодности и профессиональной деформации следователя. В настоящее время применяется практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применялся "автомат общественного  мнения". Главное достоинство - полная анонимность.

5. Экспериментальный  метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности. В некоторых случаях целью такого эксперимента является получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также по некоторым другим вопросам.

Широко используется экспериментальный  метод при проведении судебно-психологической  экспертизы в целях исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания. С помощью специально разработанных  экспериментально-психологических  методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических  познавательных процессов человека.

Метод эксперимента изучает  зависимость особенностей психических  процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов (по строго определенной программе). Виды: лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент  распространен в научных исследованиях  и при проведении судебно-психологической  экспертизы (применяется сложное  лабораторное оборудование). Недостатки: трудность использования техники  в условиях практической деятельности правоохранительных органов; отличие  протекания психических процессов  в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях.

Недостатки лабораторного  эксперимента преодолеваются при использовании  метода естественного эксперимента.

6. "Биографический" метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих обвиняемого, выясняются сведения о родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники и т.д. Все эти сведения помогают понять причины того или иного поведения человека, мотивы его поступков.

7. Метод обобщения  независимых характеристик.

Перечисленные выше методы существенно дополняются методом  обобщения независимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть  личность во всех ее проявлениях, оценивать  человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Так, например, чтобы наиболее полно  охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, бывает недостаточно одной  лишь характеристики с его последнего места работы. Существенно дополнят представление о нем характеристики с других мест, где он учился или  работал, мнение о нем его родных, знакомых. И хотя в каждом из этих источников информации могут содержаться  элементы одностороннего подхода к  оценке его личности, в целом же, поскольку все эти сведения независимы друг от друга, они позволяют составить  о виновном объективное мнение.

Метод обобщения независимых  характеристик может также успешно  использоваться при составлении  психологического портрета разыскиваемого преступника, о чем речь пойдет ниже.

8. Анализ  результатов деятельности. Данный метод в совокупности с другими особенно широко применяется при изучении личности разыскиваемых преступников, причин совершения ими противоправных деяний.

Информация о работе Методы юридической психологии