Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:32, доклад
Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей, подходы ученых к классификации методов различны. Методы юридической психологии: I.
-психологический анализ уголовного дела;
- метод психоанализа, способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.
9. Метод составления психологического портрета преступника (ППП), или, как его еще называют, "криминальный психологический профиль неизвестного преступника", "поисковый психологический портрет (профиль) преступника", с помощью которого составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника, включающая не только его психологические, но и социально-демографические, поведенческие признаки, сведения об образе жизни, необходимые для установления этого лица, особенно когда в этих признаках есть какие-либо отклонения.
Концептуальное построение психологического портрета неизвестного преступника основано на личностной детерминированности любого поведения человека. Нахождение ответов на вопросы: что, каким образом и почему произошло на месте происшествия, обычно приводит к искомому - определению того, кто мог совершить данное преступление, через составление его психологического портрета, отражающего существенные для характеристики его личности и поведения признаки. На этом и базируется основная предпосылка составления и успешного использования метода ППП.
Для наиболее полного составления
психологического портрета преступника
используются результаты осмотра места
происшествия, фото- и видеосъемки,
материалы исследования трупа, его
фрагментов, повреждений на них, информация
о перемещении жертвы до смерти и
следы перемещения трупа, сведения
о личности потерпевшего (так называемый
психологический профиль
Составление ППП проходит несколько этапов:
Свои особенности имеет составление психологического портрета преступника в ситуации захвата заложников. В подобных случаях особое внимание уделяется вербальным и невербальным признакам его поведения, мотивационной сфере, психологическим особенностям личности.
Характеристика
психологических методов
В настоящее время имеется достаточно большое количество разнообразных психодиагностических методик, которые подробно рассматриваются в различных специальных методических руководствах и хорошо известны психологам. Юристу же необходимо иметь общее представление о тех тестах, которые чаще используются психологами при проведении судебно-психологической экспертизы, при отборе на службу в правоохранительные органы, понимать сам подход, выбираемый психологом при обследовании той или иной личности, принципы подбора и психодиагностических методик применительно к той задаче, которую предстоит решать, и умело использовать получаемую от психолога информацию, правильно оценивая ее содержание.
Условно существующие тесты и прежде всего те из них, которыми пользуются специалисты (эксперты) - психологи в сфере правоохранительной деятельности, условно можно разделить на четыре большие группы.
1. Психофизиологические
методы диагностики
Поскольку для измерения всех этих характеристик функциональных состояний, влияющих на психику человека, необходима специальная аппаратура, тестовые методики данной группы иногда называют аппаратными методами исследования.
Указанные психофизиологические
методы чаще применяются при проведении
судебно-психологической
2. Интеллектуальные психологические тесты, с помощью которых исследуется интеллектуальный уровень развития человека.
Среди различных тестовых методик, которые начали появляться и которые стали использовать IQ, следует назвать:
Результаты, полученные с помощью данной методики, зависят от способности обследуемого логически мыслить, особенностей его восприятия, пространственного воображения, умственной работоспособности, умения концентрировать внимание, от сосредоточенности в работе, сообразительности. Низкие результаты позволяют выявлять лиц со сниженным интеллектом.
Результаты применения данного теста на прокурорских работниках и слушателях некоторых юридических вузов показали, что его можно успешно использовать в комплексе с другими тестами при отборе кандидатов в правоохранительные органы.
3. Личностные (анкетные) тесты в виде опросников, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности путем получения от испытуемого односложных ответов на строго определенные вопросы-утверждения. Выбор краткого ответа на какой-либо вопрос зависит от степени выраженности того или иного свойства у испытуемого. Благодаря этому лицо, подвергающееся тестированию, сообщает о себе такие сведения, анализируя которые, можно довольно точно определить свойства его характера, некоторые способности, ведущие мотивы поведения, направленность личности, составить прогноз относительно его возможного поведения в дальнейшем.
Среди данной группы методов исследования личности большое распространение получили:
а) Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) в виде двух адаптированных к нашей социокультурной среде вариантов:
- СМИЛ (стандартизированный
многофакторный метод
- ММИЛ (методика многостороннего
исследования личности Ф.Б.
б) 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кэттелла (16-ФЛО). Предназначен для диагностики широкого круга личностных характеристик обследуемых, их психологических особенностей. С его помощью можно оценить уровень интеллектуального развития, а также такие особенности личности, которые могут привести к социально дезадаптивному поведению, алкоголизации, способствовать возникновению различного рода психических отклонений;
в) опросник Г. Айзенка (EPI);
г) патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков А.Е. Личко и некоторые другие.
Названные методики отличаются
своей надежностью, практичностью,
высоким уровнем достоверности.
Поэтому их используют не только при
проведении судебно-психологической
экспертизы, но и при проведении
профессионального
4. Проективные (прожективные) тесты. В основе построения этих тестовых методик лежит механизм проекции. В психологии под проекцией понимается психический процесс бессознательного перенесения, приписывания субъектом другим людям своих собственных качеств, состояний, взглядов, идей, доминирующих потребностей, мотивов, "значащих переживаний", "личностных смыслов". Проекция может также выражаться в неправильных, ошибочных умозаключениях, принимаемых решениях, обусловленных каким-то прежним, ранее усвоенным, иногда негативным опытом. Эти психические явления в виде стимулов, побуждений бывают настолько скрыты, что часто не отражаются в сознании человека, хотя их влияние на поведение человека велико.
В практике проведения судебно-психологических экспертиз по уголовным делам среди данной группы тестов наибольшее распространение получили:
Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Данный тест является одним из распространенных невербальных проективных методов исследования личности.
В психологии апперцепция - это свойство, закономерность восприятия, проявляющаяся в зависимости от прошлого опыта человека, его психической жизни, индивидуально-психологических особенностей личности.
Впервые ТАТ был описан в 1935 г. американским психологом-клиницистом Г. Мерреем и применен для изучения фантазий. В настоящее время в юридической практике тест применяется чаще всего, когда перед экспертом-психологом ставится вопрос о том, какими индивидуально-психологическими особенностями характеризуется личность обвиняемого (подсудимого и т.д.), о его мотивационной сфере, ведущих потребностях, движущих силах его поступков, побуждениях, толкнувших его на противоправный путь. С помощью ТАТ выявляются причины расстройств процессов смыслообразования, появления внутренних конфликтов, психосоматических заболеваний, неврозов, психотических расстройств.
Материалы ТАТ включают в себя 30 стандартных таблиц с изображением на них достаточно неопределенных картин с человеческими фигурами. Причем чувства и действия этих персонажей выражены с различной степенью ясности, что допускает большую свободу и разнообразие их интерпретаций. На некоторых таблицах имеются сюжеты, специально рассчитанные на то, чтобы вызывать у испытуемого фантазии депрессивного, суицидального либо, напротив, агрессивного характера, выявлять сексуальные, семейные конфликты и т.д.
При предъявлении таблиц испытуемому предлагается по каждой изображенной на них картинке придумать рассказ, в котором нашло бы отражение то, что думают и чувствуют ее персонажи, чего они хотят, к чему стремятся, что привело их к тому, что изображено, и чем все это для них закончится. При этом психолог побуждает испытуемого дать волю своей фантазии. Процедура тестирования, ответы испытуемого, паузы, интонации, мимические и другие реакции испытуемого фиксируются.
Психолог, применяющий ТАТ, помимо знаний психологии в объеме полученного им высшего образования должен еще иметь и соответствующую подготовку, опыт работы с данным методом. Кроме того, следует иметь в виду, что данный тест целесообразно применять в совокупности с другими методами, например из группы анкетных личностных методик (16-ФЛО, MMPI и др.).
Методика чернильных пятен Роршаха. Тест создан швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 г. для исследования личности в целом. Материал данного проективного невербального теста состоит из десяти стандартных таблиц, выполненных в виде двусторонних симметрично расположенных пятен в серо-черных, черно-красных и пастельных тонах в результате складывания листа, на который попал краситель, пополам. Предъявляя испытуемому таблицы с пятнами, психолог просит рассказать его, что он видит, на что может быть похоже пятно. Рассматривая пятно, испытуемый должен проинтерпретировать его изображение как имеющее какое-то определенное содержание.
Тип восприятия или переживаний воспринимаемых образов, по Г. Роршаху, помогает раскрыть особенности эмоциональной, познавательной, интеллектуальной сферы, стиль межличностных отношений человека.