Методы профессионального отбора и их практическое применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ психофизиологических аспектов безопасности труда персонала.
Задачи работы:
- Выявить особенности психических процессов, свойств и состояний, влияющих на безопасность труда.
- Определить основные психофизиологические причины производственного травматизма и профзаболеваний.
- Изучить эргономические основы обеспечения безопасности труда.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда ……………………………………………………………………...4
Глава 2. Основные психофизиологические причины производственного травматизма и профзаболеваний………………………………………………………28
Глава 3. Эргономические основы обеспечения безопасности труда………...34
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы …………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………...48

Файлы: 1 файл

курсовая по ППД.docx

— 2.37 Мб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Казанский (Приволжский ) федеральный  университет»

Институт управления территориального развития

Кафедра управления человеческими ресурсами

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине  «Психофизиология профессиональной деятельности»

Тема: Методы профессионального отбора и их практическое применение

Автор курсовой работы                                                                Галицын И.  В.

Группа                                                                                            408

Научный руководитель                                                                Забирова Л. М.

 

 

 

 

 

Казань 2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психические  процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда ……………………………………………………………………...4

Глава 2. Основные психофизиологические причины производственного травматизма и профзаболеваний………………………………………………………28

Глава 3. Эргономические основы обеспечения безопасности труда………...34

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы …………………………………………..47

Приложения……………………………………………………………………...48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный человек  живёт в мире опасностей - природных, технических, экологических и др. Опасности часто взаимодействуют  между собой и тем самым  зачастую усугубляют последствия. Например, разрушительная сила землетрясения  становится причиной массовых жертв, что, в свою очередь, может привести к  распространению опасных инфекций. В мире растёт число аварий, пожаров  и катастроф. В них гибнет намного  больше людей, чем на производстве. Отмечается рост числа стихийных  бедствий. По данным Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), в мире растёт заболеваемость неврозом (с 1909 по 1974 год  в 24 раза). В мире насчитывается более 500 миллионов инвалидов, каждый пятый  стал им в результате несчастного  случая. В России ежегодно под колёсами автомобилей погибает более 30 тысяч  человек, примерно 8 тысяч ежегодно погибает на производстве. По количеству смертей от несчастных случаев на каждую тысячу жителей мы в 3 раза опережаем  Западную Европу (в России 1,5, а в Западной Европе - 0,5 смертей). В докладах Министерства по чрезвычайным ситуациям России отмечается, начиная с 1991-92 гг., стремительное ухудшение безопасности во всех отраслях народного хозяйства и других сферах жизни общества.

Целью работы является анализ психофизиологических аспектов безопасности труда персонала.

Задачи работы:

- Выявить особенности  психических процессов, свойств  и состояний, влияющих на безопасность  труда.

- Определить основные  психофизиологические причины производственного  травматизма и профзаболеваний.

- Изучить эргономические  основы обеспечения безопасности  труда.

 

 

 

Глава 1

Психические процессы, свойства и  состояния, влияющие на безопасность труда

Психология безопасности рассматривает  психические процессы, свойства и  анализирует различные формы  психических состояний, наблюдаемых  в процессе трудовой деятельности В  структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния (рис. 1.)

Рис. 1. Структура психической деятельности человека

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Различают  познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности) — это качеств личности (характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека — это структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние па трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.

 

1.1.Психические процессы, определяющие безопасность человека

Память — это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.

Запоминание тесно связано с  забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается на 65 %. Следовательно, для того, чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и  т. д.

Внимание — это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для  привлечения внимания человека к  опасностям используются различные  средства — звуковые, зрительные, световые и т. д. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость сообщений (текст из нескольких слов) и т. д.

Мышление — это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Ошибочное решение может принести к авариям, травмам, несчастным случаям.

При принятии решений важную роль имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой можно отнести чувства, эмоции, настроение.

Чувства — это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и ряд других факторов могут являться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение весьма важны  для оценки реальной ситуации и обеспечения  безопасно его.

Чувственный тон  — это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных ситуаций, является идиосинкразия — болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета уменьшает утомляемость человека и снижает степень риска возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используют при эстетическом оформлении рабочей зоны — световом, цветовом, звуковом.

Эмоции — это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа — стенические и астенические. Стенические эмоции — решимость, радость, воодушевление, азарт — побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции — боязнь, опасение, страх, испуг, ужас способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитывается при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью  принятия  быстрых и адекватных решений (летчики авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процессами).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта — эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными сложившейся ситуации действиям, В состоянии аффекта, например, отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, характеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, т. к. аффект может являться основной причиной реализации опасной ситуации — аварии или травмы.

Настроение — это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться причиной возникновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев. Это обстоятельство необходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля — это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с  подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Создание безопасных для труда условий, строгое соблюдение правил и требований безопасности должно всячески стимулироваться — морально, материально и т. д., чтобы формировать в трудовом коллективе устойчивые мотивы безопасного поведения, безопасного труда.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности — риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного  рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь-проигрышей (карьерных, личностных и т. д.). Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами, например характером, темпераментом, легкомыслием, боязливостью и т. д.

 

1. 2.  Психические свойства человека, влияющие на безопасность

 Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств образует структура характера. Психологи классифицируют много структур характеров. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. С понятием характера неразрывно связано понятие темперамента.

Темперамент — это характеристика динамических психологических особенностей — интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из задачи психологии труда  и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

 

1.3. Психологическое состояние человека и производственная безопасность

Психологическое состояние человека оказывает существенное влияние на безопасность, производительность и качество труда. Психологические состояния, имеющие место в процессе трудовой деятельности человека, можно подразделить на:

  • длительные — определяющие отношение человека к выполняемой им работе и его общий психологический настрой. Это прежде всего удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде или безразличие к нему, психологическая атмосфера в трудовом коллективе и т. д.;
  • временные — возникающие из-за различных нарушений в производственном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций;
  • периодические — связанные с настроем на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.

Информация о работе Методы профессионального отбора и их практическое применение