Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа
Целью работы является анализ психофизиологических аспектов безопасности труда персонала.
Задачи работы:
- Выявить особенности психических процессов, свойств и состояний, влияющих на безопасность труда.
- Определить основные психофизиологические причины производственного травматизма и профзаболеваний.
- Изучить эргономические основы обеспечения безопасности труда.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда ……………………………………………………………………...4
Глава 2. Основные психофизиологические причины производственного травматизма и профзаболеваний………………………………………………………28
Глава 3. Эргономические основы обеспечения безопасности труда………...34
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы …………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………...48
Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд. Основные виды трудовой деятельности представлены на рис. 2.
Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы — сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.
Рис. 2. Вилы трудовой деятельности человека
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности — гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность — ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависит от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.
В современных
видах трудовой деятельности чисто
физический труд встречается редко.
Современная классификация
Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующий значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в cутки и более.
Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.
Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движении. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; т. к. он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием приводит к быстрому нервному истощению и усталости.
На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций — подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.
Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны — операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций — памяти, внимания, наличием стрессовых ситуации, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.
Наиболее сложная форма
Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10... 12 МДж; работников механизированного труда и сферы обслуживания — 12,5... 13 МДж, для работников тяжелого физического груда — 17...25 МДж.
Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы (рис. 3) по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности производственной среды ( Р.2.2.2006—05. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса) .
Рис. 3. Классификация условий труда по степени тяжести
Факторы трудового процесса,
характеризующие тяжесть
Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т.д.), монотонность нагрузок, режим работы.
Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).
Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия (в кгс), прилагаемого за смену, для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы. Величины указанных критериев для женщин на 40...60 % меньше, чем для мужчин.
Например, для мужчин, если
масса поднимаемых и
Оценка класса тяжести физического труда проводится на основе учета всех критериев, при этом оценивают класс по каждому критерию, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному критерию. (В табл. 1 приложения 1 представлена классификация труда по показателям тяжести трудового процесса).
Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие массы: оптимальный — напряженность труда легкой степени, допустимый — напряженность труда средней степени, напряженный труд трех степеней.
Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей; монотонности труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.
Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности, который проводится с учетом всего комплекса факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.
Например, труд авиадиспетчера требует большой интеллектуальной нагрузки, связанной с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой взаимосвязанных параметров в условиях дефицита времени и при повышенной ответственности за конечный результат. Труд характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.
Труд учащихся средних специальных учебных заведений требует решения простых задач по известным правилам и алгоритмам, восприятия информации с последующей коррекцией своих действий, выполнения заданий, длительного сосредоточенною наблюдения, нагрузки на зрительные анализаторы. По этим критериям труд учащихся в зависимости от организации процесса обучения, продолжительности учебных занятий в день, одно или двухсменного обучения можно по напряженности отнести к легкой (оптимальные условия трудового процесса) или средней степени (допустимые условия). (В табл. 2 приложения 1 представлена классификация труда по степени напряженности трудового процесса).
Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный — по напряженности.
Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения анализаторов и т. д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда. К таким видам труда можно отнести труд водителей, наборщиков типографий, пользователей ЭВМ, вводящих в память большие объемы информации и т. д. Труд людей этих профессий характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рук или плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов (прежде всего зрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т.д. Труд спасателей характеризуется большими физическими нагрузками, эмоциональным напряжением из-за ответственности за жизнь людей, нерегулярностью работы в любое время суток. Однако особенностью труда спасателя является непостоянство физического и эмоционального напряжения.
1.6. Классификация условий труда по факторам производственной среды
Здоровье человека в значительной степени зависит не только от характеристик трудового процесса — тяжести и напряженности, но и от факторов среды, в которой осуществляется трудовой процесс.
На сегодняшний день перечень реально действующих негативных факторов, как производственной среды, так бытовой и природной, насчитывает более 100 видов.
Параметрами производственной среды, которые влияют на состояние здоровья человека, являются следующие факторы:
По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса (рис. 4):
Рис. 4. Классификация условий труда по производственным факторам
Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени вредности:
1 степень - характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения и возникает риск развития заболевания;
2 степень — характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний ;
3 степень — характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;
4 степень — условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума.
Например, при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны до 3 раз создаются вредные условия труда 1 степени; при превышении от 3 до 6 раз — 2 степени; от 6 до 10 раз — 3 степени; от 10 до 20 раз — 4 степени, при превышении предельно допустимых уровней (ПДУ) шума до 10 дБ (децибелл) — 1 степень вредных условий труда; от 10 до 25 дБ — 2 степень; от 25 до 40дБ — 3 степень; от 40 до 50 дБ — 4 степень.
Информация о работе Методы профессионального отбора и их практическое применение