Методы профессионального отбора и их практическое применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ психофизиологических аспектов безопасности труда персонала.
Задачи работы:
- Выявить особенности психических процессов, свойств и состояний, влияющих на безопасность труда.
- Определить основные психофизиологические причины производственного травматизма и профзаболеваний.
- Изучить эргономические основы обеспечения безопасности труда.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда ……………………………………………………………………...4
Глава 2. Основные психофизиологические причины производственного травматизма и профзаболеваний………………………………………………………28
Глава 3. Эргономические основы обеспечения безопасности труда………...34
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы …………………………………………..47
Приложения……………………………………………………………………...48

Файлы: 1 файл

курсовая по ППД.docx

— 2.37 Мб (Скачать файл)
  1. 4. Виды трудовой деятельности

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд. Основные виды трудовой деятельности представлены на рис. 2.

Физический труд характеризуется  прежде всего повышенной мышечной нагрузкой  на опорно-двигательный аппарат и  его функциональные системы —  сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Рис. 2. Вилы трудовой деятельности человека

 

Умственный труд связан с приемом  и переработкой информации и требует  напряжения внимания, памяти, активизации  процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного  труда характерно снижение двигательной активности — гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность — ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависит от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных  видах трудовой деятельности чисто  физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере; труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана  с затратами энергии: чем интенсивнее  деятельность, тем больше затраты  энергии. Так, при выполнении работы, требующий значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в cутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движении. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; т. к. он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций — подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны — операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций — памяти, внимания, наличием стрессовых ситуации, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности — творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению электрокардиограммы, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

 

  1. 5. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10... 12 МДж; работников механизированного труда и сферы обслуживания — 12,5... 13 МДж, для работников тяжелого физического груда — 17...25 МДж.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы (рис. 3) по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности производственной среды ( Р.2.2.2006—05. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса) .

 

Рис. 3. Классификация условий труда по степени тяжести

 

Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического  труда, - это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение  в пространстве.

Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность  труда – это эмоциональная  и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т.д.), монотонность нагрузок, режим работы.

Труд по степени тяжести  трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные  по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия  труда) и тяжелый трех степеней (вредные  условия труда).

Критериями отнесения  труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия (в кгс), прилагаемого за смену, для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы. Величины указанных критериев для женщин на 40...60 % меньше, чем для мужчин.

Например, для мужчин, если масса поднимаемых и перемещаемых тяжестей (не более двух раз в час) до 15 кг — труд легкий, до 30 кг — средней тяжести, более 30 кг — тяжелый, для женщин — соответственно — 5 и 10 кг.

Оценка класса тяжести  физического труда проводится на основе учета всех критериев, при этом оценивают класс по каждому критерию, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному критерию. (В табл. 1 приложения 1 представлена классификация труда по показателям тяжести трудового процесса).

Труд по степени напряженности  трудового процесса подразделяется на следующие массы: оптимальный — напряженность труда легкой степени, допустимый — напряженность труда средней степени, напряженный труд трех степеней.

Критериями отнесения  труда к тому или иному классу являются степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей; монотонности труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Оценка напряженности  труда основана на анализе трудовой деятельности, который проводится с учетом всего комплекса факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.

Например, труд авиадиспетчера требует большой интеллектуальной нагрузки, связанной с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой взаимосвязанных параметров в условиях дефицита времени и при повышенной ответственности за конечный результат. Труд характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью  и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.

Труд учащихся средних  специальных учебных заведений требует решения простых задач по известным правилам и алгоритмам, восприятия информации с последующей коррекцией своих действий, выполнения заданий, длительного сосредоточенною наблюдения, нагрузки на зрительные анализаторы. По этим критериям труд учащихся в зависимости от организации процесса обучения, продолжительности учебных занятий в день, одно или двухсменного обучения можно по напряженности отнести к легкой (оптимальные условия трудового процесса) или средней степени (допустимые условия). (В табл. 2 приложения 1 представлена классификация труда по степени напряженности трудового процесса).

Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный — по напряженности.

Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения анализаторов и т. д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда. К таким видам труда можно отнести труд водителей, наборщиков типографий, пользователей ЭВМ, вводящих в память большие объемы информации и т. д. Труд людей этих профессий характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рук или плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов (прежде всего зрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т.д. Труд спасателей характеризуется большими физическими нагрузками, эмоциональным напряжением из-за ответственности за жизнь людей, нерегулярностью работы в любое время суток. Однако особенностью труда спасателя является непостоянство физического и эмоционального напряжения.

 

1.6. Классификация условий труда по факторам производственной среды

Здоровье человека в значительной степени зависит не только от характеристик  трудового процесса — тяжести  и напряженности, но и от факторов среды, в которой осуществляется трудовой процесс.

На сегодняшний день перечень реально действующих негативных факторов, как производственной среды, так бытовой и природной, насчитывает более 100 видов.

Параметрами производственной среды, которые влияют на состояние здоровья человека, являются следующие факторы:

    • физические факторы: климатические параметры (температура, влажность, подвижность воздуха), электромагнитные излучения различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное — тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля, ионизирующие — радиационные излучения, шум, вибрация, ультразвук, аэрозоли раздражающего действия (пыли), освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность);
    • химические факторы: вредные вещества, в том числе Пии логической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);
    • биологические факторы: патогенные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты.

По факторам производственной среды  условия труда подразделяются на четыре класса (рис. 4):

    • 1 класс — оптимальные условия труда — условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);
    • 2 класс — допустимые условия труда — характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;
    • 3 класс — вредные условия труда — характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и(или) его потомство;

Рис. 4. Классификация условий труда по производственным факторам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени вредности:

1 степень - характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения и возникает риск развития заболевания;

2 степень — характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний ;

3 степень — характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;

4 степень — условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

К вредным условиям труда  можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума.

Например, при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны до 3 раз создаются вредные условия труда 1 степени; при превышении от 3 до 6 раз — 2 степени; от 6 до 10 раз — 3 степени; от 10 до 20 раз — 4 степени, при превышении предельно допустимых уровней (ПДУ) шума до 10 дБ (децибелл) — 1 степень вредных условий труда; от 10 до 25 дБ — 2 степень; от 25 до 40дБ — 3 степень; от 40 до 50 дБ — 4 степень.

Информация о работе Методы профессионального отбора и их практическое применение