Методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 14:54, реферат

Описание работы

Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и валидны. Все это справедливо и по отношению к психологии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
Методы психологии…………………………………………..4
Наблюдение……………………………………………..5
Cамонаблюдение………………………………………..7
Эксперимент…………………………………………….8
Опрос…………………………………………………….8
Тестирование…………………………………………..10
Методы моделирования……………………………….14
Методы анализа…………………………………….….15
Биологический метод……………………………….…16
Физиологические методы.………………………….....16
Заключение…………………………………………………...18
Литература……………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Исторический факультет

 

 

 

 


РЕФЕРАТ

по предмету «Психология»

на тему:

«Методы

психологии»

 

                   Выполнила: студентка 3 курса 7 группы з\о

                                                          Специальность: Музейное дело и охрана

                                                         историко-культурного наследия

                                                           Проверила: Комар Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение……………………………………………………….3
  2. Методы психологии…………………………………………..4
    1. Наблюдение……………………………………………..5
    2. Cамонаблюдение………………………………………..7
    3. Эксперимент…………………………………………….8
    4. Опрос…………………………………………………….8
    5. Тестирование…………………………………………..10
    6. Методы моделирования……………………………….14
    7. Методы анализа…………………………………….….15
    8. Биологический метод……………………………….…16
    9. Физиологические методы.………………………….....16
  3. Заключение…………………………………………………...18
  4. Литература……………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и валидны. Все это справедливо и по отношению к психологии.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других, более «старых» наук — философии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме этого психология использует методы современных наук, таких как информатика и кибернетика.

Следует подчеркнуть, что любая самостоятельная наука имеет только ей присущие методы. Такие методы есть и у психологии[2, c.45].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

     Как и каждая наука, психология имеет свой предмет и определённые методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений. Для психологии характерным является системный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений. Многомерный и многоуровневый характер психических процессов обусловливает применение различных методов для возможно полного изучения психики человека и его деятельности.

    Методы психического  исследования должны отвечать  следующим требованиям:

- быть объективными;

- отличаться валидностью и надёжностью.

    Все методы, применяемые  в психологии, имеют своей целью  раскрытие закономерностей психики  и поведения человека. При этом  каждый метод осуществляет это  соответственно с присущими ему  особенностями.

    В современной  психологии различают методы:

    • основные;
    • вспомогательные;
    • дополнительные;
    • обработки и интерпретации.

    К основным  методам относятся: метод наблюдения  и метод эксперимента; к вспомогательным – все остальные методы: метод экспертных оценок, различные методы опроса, метод самонаблюдения, метод тестов, анализ результатов деятельности и т.д.

    Наряду с этим  в настоящее время в психологии  применяются и дополнительные  методы, заимствованные из других  наук, например из физиологии (ЭЭГ, ЭМГ, ЕГР, ЭОГ и др.) и математики (моделирование). Каждый из этих  методов научного исследования  выступает в психологии в различных  и более или менее специфических  формах [2, 45-49].

 

 

 

 НАБЛЮДЕНИЕ

Метод наблюдения в психологии исторически является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Наблюдение – это преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя.

Наблюдение является методом, которым пользуются все люди. Однако научное наблюдение и наблюдение, которым пользуется большинство людей в повседневной жизни (житейское наблюдение), имеют ряд существенных различий.

Основное достоинство метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации, оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком или за отдельным работником, так и за группой лиц. Этот метод удобен для изучения в различных условиях, например в трудовом коллективе, группе детского сада или школьном классе.

Обладая несомненными достоинствами, метод наблюдения имеет и существенные недостатки. Так, наблюдение не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут возникнуть именно те ситуации, которые наиболее интересуют  исследователя. Другим недостатком метода является его значительная трудоёмкость[2, c. 55].

Наблюдения бывают несколько видов:

    • стандартизированное (проведённое строго в соответствии с намеченой программой);
    • свободное (не имеющее заранееустановленных рамок);
    • включённое (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведётся наблюдение). Может быть полное включение (наблюдение проводится скрыто, изнутри, а истинные цели и участие психолога неизвестны наблюдаемым. Он вступает в коллектив или группу и принимает участие в его деятельности наравне со всеми) и простое включение (исследователь выбирает себе нейтральную позицию, не принимает активного участия в групповой деятельности).
    • невключённое (исследователь наблюдает за деятельностью, которую он изучает);
    • внешнее (наблюдение за человеком со стороны);
    • скрытое (примером может служить телепередача «Скрытая камера»);
    • внутреннее (самонаблюдение, интроспекция – наблюдение за своими мыслями и чувствами)[10, 39-40];

Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание.

От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно: а) подчинено определённой цели; б) проводится по определённому плану; в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.

Специфика  наблюдения  как научного  метода  психологии состоит в типе отношения к объекту изучения (невмешательстве) и наличии прямого визуального или слухового контакта наблюдателя с наблюдаемым. Основными характеристиками  наблюдения   как   метода  психологии являются целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя.

Наблюдение может проводиться в разнообразных вариантах.

Стандартизированное наблюдение заключается в последовательном и целенаправленном восприятии и предполагает следующие необходимые условия: чёткий план наблюдения, фиксацию результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверку гипотезы в последующих наблюдениях.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, но всегда предполагает наличие замысла, системы методологических приёмов контроля и осмысления результатов. Чаще всего свободное наблюдение применяется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний объекте исследования.

Скрытое наблюдение, при котором наблюдаемый не знает и не подозревает о том, что за ним ведётся наблюдение. Метод скрытого наблюдения применяется тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, если испытуемый знает, что за ним наблюдают.

Достаточно широко применяется метод включенного наблюдения. Данный метод используется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участником событий. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, что позволяет более объективно судить о происходящих событиях. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу — самонаблюдению [2,51-56].

САМОНАБЛЮДЕНИE

Самонаблюдение, т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Следует отметить, что данный метод помимо преимуществ обладает целым рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно выразить некоторые оттенки наших переживаний.

Тем не менее метод самонаблюдения очень важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится понять его психологическое содержание. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу своих переживаний. Поэтому, для того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оценивать свое состояние и свои переживания[5, c. 57-59].

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТ

Одним из основных методов научного познания вообще и психологического частности является эксперимент.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Он основан на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса[1, c. 21-28].

Эксперимент может быть:

  • лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией. Два вида: синтетический (воспроизводятся более точно все цели и условия данного вида деятельности, например, для трудовой деятельности, используют различные модели рабочих мест операторов, кабины мобильных машин или средств, различные стенды, тренажёры и имитаторы) и аналитический (воспроизводят только какой-то один элемент деятельности, а все остальные элементы сознательно выключаются).
  • естественным, когда изучение проходит в естественных условиях;
  • констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления;
  • формирующим, в процессе которого развиваются определённые качества испытуемых[2, c. 58].

ОПРОС

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вариантов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки и в зависимости от цели исследования, от привлекаемого к опросу круга лиц, от лимита времени и технических возможностей методы опроса бывают:

  • письменными (анкетирование), когда вопросы задаются на бумажном носителе или в электронном виде;
  • устными, когда вопросы ставятся устно;
  • свободными[10, c. 67-68];

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса — анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых па ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.

Основные компоненты анкетного опроса:

  • исследователь;
  • анкета (или опросный лист);
  • респондент (опрашиваемый);

Информация о работе Методы психологии