Методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 14:54, реферат

Описание работы

Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и валидны. Все это справедливо и по отношению к психологии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
Методы психологии…………………………………………..4
Наблюдение……………………………………………..5
Cамонаблюдение………………………………………..7
Эксперимент…………………………………………….8
Опрос…………………………………………………….8
Тестирование…………………………………………..10
Методы моделирования……………………………….14
Методы анализа…………………………………….….15
Биологический метод……………………………….…16
Физиологические методы.………………………….....16
Заключение…………………………………………………...18
Литература……………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

    По форме вопросы бывают:

  • закрытые (представляются варианты ответов и представляется выбор) подразделяются на вопросы типа «да-нет», альтернативные и «вопросы-меню»;
  • открытые (не предлагаются никакие варианты);
  • полузакрытые (когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что ещё», т.е респондент подчёркивает выбранный им ответ);
  • прямые (вопросы, позволяющие получить прямую информацию от респондента);
  • косвенные (вопросы, позволяющие получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов);

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

Устный опрос бывает двух видов:

  • методом беседы (беседа в непринуждённой обстановке, а содержание вопросов меняется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого);
  • методом интервью (беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений);

Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется[3, c. 86-94].

 

ТЕСТИРОВАНИE

В настоящее время широкое применение получил метод тестирования, который когда-то в отечественной науке и практике недооценивался.

Тест (с англ. - проба, проверка) – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности. Популярность данного метода обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а так же возможностью составить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов.

Принято выделять несколько вариантов тестов:

  • тесты - опросники;
  • тесты - задания;
  • проективные тесты;

Тест - опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней.                              Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологического качества. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому человек склонен приписывать другим людям неосознаваемые союственные качества (особенно недостатки).

Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф. Гальтон (1822-1911). На Международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал антропометрическую лабораторию (в дальнейшем переведенную в Южно-Кенсингтонский музей в Лондоне). Через нее прошло свыше девяти тысяч испытуемых, у которых измерялись наряду с ростом, весом и т. д. различные виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Тесты и статистические методы, предложенные Гальтоном, в дальнейшем получили широкое применение для решения практических вопросов жизни. Это было началом создания прикладной психологии, получившей название «психотехника».

Этот термин вошел в лексикон ученых после публикации статьи Д. Кеттелла (1860-1944) "Mental Tests and Measurement" («Умственные тесты и измерения») в 1890 г. в журнале Mind с послесловием Гальтона. «Психология, — пишет в этой статье Кеттелл, — не сможет стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Шаг в этом направлении может быть сделан путем применения серии умственных тестов к большому числу людей. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах».

В 1905 г. французский психолог А. Бине создал один из первых психологических тестов — тест для оценки интеллекта. В начале XX в. французское правительство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников, с тем чтобы использовать ее для правильного распределения школьников по ступеням обучения. Впоследствии различными учеными создаются целые серии тестов. Их направленность на оперативное решение практических задач обусловила быстрое и широкое распространение психологических тестов. Например, Г. Мюнстерберг (1863-1916) предложил тесты для профессионального отбора, которые создавались следующим образом: первоначально они проверялись на группе рабочих, достигших лучших результатов, а затем им подвергались вновь принимаемые на работу. Очевидно, что предпосылкой этой процедуры служила идея взаимозависимости между психическими структурами, необходимыми для успешного выполнения деятельности, и теми структурами, благодаря которым испытуемый справляется с тестами.

В период Первой мировой войны использование психологических тестов приобрело массовый характер. В это время США активно готовились к вступлению в войну. Однако они не имели такого военного потенциала, как прочие воюющие стороны. Поэтому еще до вступления в войну (1917 г.) военные власти обратились к крупнейшим психологам страны Э. Торндайку (1874-1949), Р. Йерксу (1876-1956) и Г. Уипплу (1878-1976) с предложением возглавить решение проблемы применения психологии в военном деле. Американская пси-хологическая ассоциация и университеты быстро развернули работу в этом направлении. Под руководством Йеркса были созданы первые групповые тесты для массовой оценки пригодности (в основном по интеллекту) призывников к службе в различных родах войск: ар-мейский тест «альфа» для грамотных и армейский тест «бета» для неграмотных. Первый тест был похож на вербальные тесты А. Бине для детей. Второй тест состоял из невербальных заданий. Были обследованы 1 700000 солдат и около 40 000 офицеров. Распределение показателен делилось на семь частей. В соответствии с этим по степени пригодности испытуемые делились на семь групп. В первые две группы входили лица с самыми высокими способностями к исполнению обязанностей офицеров и подлежащие направлению в соответствующие военные учебные заведения. Три последующие группы имели среднестатистические показатели способностей исследуемой совокупности лиц.

В это же время разработка тестов как психологического метода осуществлялась и в России. Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А. Ф. Лазурского (1874-1917), Г. И. Россолимо (1860-1928), В. М. Бехтерева (1857-1927) и П. Ф. Лесгафта (1837-1909).

Особо заметный вклад в разработку тестовых методов внес Г. И. Россолимо, который был известен не только как врач-невролог, но и как психолог. Для диагностики индивидуальных психических свойств он разработал методику их количественной оценки, дающую целостное представление о личности. Методика позволяла оценить 11 психических процессов, которые в свою очередь разбивались на пять групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы (воображение и мышление). По каждому из этих процессов предлагались задания, в зависимости от выполнения которых по специальной шкале оценивалась «сила» каждого процесса. Сумма положительных ответов отмечалась точкой на графике. Соединение этих точек давало «психологический профиль» человека. Задания варьировали по категориям испытуемых (для детей, для интеллигентных взрослых, для неинтеллигентных взрослых). Кроме этого Россолимо предложил формулу перевода графических данных в арифметические.

Сегодня тесты — это наиболее широко используемый метод психологического исследования. Все же необходимо отметить тот факт, что тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники. При выполнении данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу прежде всего необходимо отнести проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпоч-тительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемому предъявляют картинки с изображением неопределенной ситуации, после чего психолог предлагает описать события, отраженные на картинке, и на основе анализа интерпретации испытуемым изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого[5, 47-50].

 

МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов.

Модели могут быть:

    • техническими:
    • логическими;
    • математическими;
    • кибернетическими и т. д.

      Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.                                        

      Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях.

Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики[6, c. 99].

Развитие компьютеров и программного обеспечения для них дало толчок к моделированию психических явлений на основе законов работы ЭВМ, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач близки к операциям и логике, на основе которых работают компьютерные программы. Это привело к попыткам представить и описать поведение человека по аналогии с работой компьютера. В связи с этими исследованиями стали широко известны имена американских ученых Д. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама, а также российского психолога Л. М. Веккера.

 

МЕТОДЫ АНАЛИЗА

К методам анализа результатов деятельности относятся методы опосредственного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Анализ результатов (продуктов) деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приёмы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду, и т.д. Всё это требует собирания значительного материала, его классификации и систематизации по важнейшим признакам.

Большое значение для психологов имеет метод изучения документов. В них заключены большие информационные возможности.

Документы классифицируются по форме, в которой тот или иной документ фиксирует содержащуюся в нём информацию:

  • по форме изложения – на статистические и вербальные;
  • общей значимости – на официальные и неофициальные;
  • способу фиксации информации – на письменные ( рукописные и печатные), иконографические (картины, кино- и фотодокументы и др.), статистические данные (количественные показатели), фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, аудиозаписи и др.)[8, c.286-287].

    Контент-анализ  – это метод выявления психологических особенностей автора текста (или других носителей информации), в котором выделяются смысловые единицы и осуществляется замер частоты их повторения. На этой основе делаются выводы о личностной направленности автора сообщения. Возможные скрытные тенденции определяются посредством факторного анализа.

 

БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

   В последнее время  всё более широкое распространение  получает биологический метод. Сущность  этого метода заключается в  собрании и анализе материалов  биографического характера, проливающего  свет на психологические особенности  личности человека и их развитие. Сюда относятся установление  конкретных биографических данных  личности, изучение его автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и  свидетельств очевидцев, а так  же аудио- или видеозаписей, кино- и фотодокументов и других  материалов[2,c. 74-75].

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

   Применение физиологических  методов в психологии обусловленно следующими обстоятельствами:

  • физиологические характеристики имеют важное значение для контроля состояния человека, особенно при выполнении  деятельности оператора;
  • любое психологическое проявление имеет физиологическую основу;
  • в клинической практике и физиологии труда накоплен определённый опыт обработки и анализа физиологических характеристик; имеется также богатый арсенал приборов для проведения физиологических измерений.

Важнейшие физиологические характеристики:

    • электроэцефалограмма (ЭЭГ) характеризует биоэлектрическую активность головного мозга;
    • электромиограмма (ЭМГ) представляет регистрацию биопотенциалов мышц человека;
    • кожно – гальваническая реакция (КГР) характеризует изменение электрического сопротивления или разности потенциалов кожи;
    • электрокардиограмма (ЭКГ) заключается в регистрации электрических явлений, возникающих в сердечной мышце;
    • электроокулограмма (ЭОГ) характеризует электрическую активность глазных мышц;
    • пневмограмма (ПГ) представляет собой запись внешнего дыхания;
    • речевой ответ (РО) изучается по спактральным и временным характеристика речи человека[11,c. 346].

Информация о работе Методы психологии