Введение
Человеческое общение самая ценная вещь на земле.
Общаются между собой все. Реализуя свои материальные
и духовные потребности, человек посредством
общения вступает в разного рода отношения
- производственные, политические, идеологические,
нравственные и т. д. Управленческое
общение - это общение с целью руководить
людьми, т.е. изменять их деятельность
в определенном направлении, поддерживать
в заданном или формировать в необходимом
направлении. Термин «руководить» применим
только по отношению к людям. Актуальность данной темы в
том, что без общения невозможно организовать
деятельность, обмениваться необходимой
информацией. Так же обусловлена тенденцией
изучения сущности процесса управления
и управленческих отношений. В процессе
общения выражается отношение руководителя
к подчиненным, устанавливается взаимопонимание
и эмоциональное единство, передаются
психические состояния, готовность к сотворчеству
и сотрудничеству. Для нормальной, эффективной
организации труда и для управления совместной
координированной деятельностью большое
значение имеет коммуникация, т.е. всё,
что связанно с приёмом, передачей и переработкой
информации. Для менеджера, как управленца,
особо важную роль играет управленческое
общение. Менеджер должен знать как правильно
нужно вести общение с подчиненными и
начальством.
Целью курсовой работы является подробное
изучение такого процесса как управленческое
общение, его форм, и выявление барьеров,
которые могут мешать успешной управленческой
деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть формы управленческого
общения;
2. Выявить факторы повышения
эффективности управленческого общения
3. Разработать методы преодоления
барьеров в общении
Глава 1. Теоретические
основы управленческого общения
1.1 Понятие «управленческое
общение»
Общение - атрибутивное свойство
человека, основной способ его жизнедеятельности
в обществе. Реализуя свои материальные
и духовные потребности, человек посредством
общения вступает в разного рода отношения
- производственные, политические, идеологические,
нравственные и т.д.
Производственные отношения
являются структурообразующим элементом
всей системы общественных отношений.
В процессе производства неизбежно возникает
потребность в таком виде деятельности,
как управление, предполагающем планирование,
организацию, мотивацию и контроль, а также
тесно связанные с осуществлением этих
функций коммуникации и принятие решений.
Исходя из этого, управленческое общение
можно определить как общение, вызванное
необходимостью осуществления управленческих
функций с учетом обратной связи.
Управленческие отношения предполагают
тесное диалектическое взаимодействие
между объектом управления (от отдельных
структурных подразделений до общества
в целом) и субъектом управления, осуществляющих
сознательное воздействие на объект для
достижения поставленных целей. Взаимоотношения
между субъектом и объектом нельзя рассматривать
как односторонний процесс воздействия
субъекта на объект, во-первых, потому,
что всякий субъект управления в свою
очередь является и объектом управления
со стороны организации более высокого
уровня производственной иерархии, а во-вторых,
потому, что объект управления не пассивен
по отношению к субъекту управления: посредством
обратной связи он в неменьшей степени
оказывает на него воздействие, заставляя
вносить коррективы как в формирование
самого субъекта управления (его состав,
структуру), так и в процесс реализации
выполняемых им функций.1
Так же управленческое общение -
это специфическая форма делового общения, связанная
с руководством людьми. Менеджер вступает
в управленческое общение с подчиненными,
чтобы:
1. Отдать распоряжения, указания, что-либо
порекомендовать, посоветовать;
2. Получить «обратную» (контрольную) информацию от
подчиненного о выполнении задания;
3. Дать оценку выполнения задания подчиненным;
Понимание между руководителем и подчиненным
является необходимым, но недостаточным условием для
выполнения распоряжения руководителя.
Важно, чтобы подчиненный согласился это
сделать, принял распоряжение руководителя.
1.2 Формы управленческого
общения
Выделяют несколько форм управленческого
общения:
Субординационная
форма общения. Это общение между руководителями
и подчиненными, в основу которого положены
административно-правовые нормы. Такое
общение складывается как между руководителями
и исполнителями, так и между руководителями
разных уровней. Субординационная форма
общения может носить линейный, функциональный
и смешанный, линейно функциональный характер.
При линейных отношениях у каждого руководителя
может быть несколько подчиненных, но
каждый подчиненный непосредственно имеет
только одного руководителя. Что касается
функциональных отношений, то работник
(или сектор) может подчиняться нескольким
руководителям одновременно, причем каждый
из этих руководителей контролирует осуществление
конкретной функции.2
Служебно-товарищеская
форма общения. Это общение между коллегами,
в основу которого положены административно-моральные
нормы.
Дружеская форма
общения. Это общение между руководителями,
между руководителями и подчиненными.
В основе такого общения лежат морально-психологические
нормы взаимодействия. В зависимости от
уровня управления, его вертикальных и
горизонтальных «срезов», производственных
и общественных условий, индивидуально-психологических
качеств людей руководитель выбирает
ту или иную форму управленческого общения.
К примеру, вертикальная модель общения
наиболее целесообразна на уровне управления
предприятием, цехом, тогда как на уровне
бригады она малоэффективна.
Современная наука выделяет
следующие основные этико-психологические
принципы управленческого общения:
1. Принцип создания
условий для проявления личностного потенциала
сотрудников, их профессиональных знаний,
опыта, способностей. Этому во многом способствует
делегирование полномочий руководителя,
т.е. передача подчиненным ряда задач или
некоторых видов деятельности из сферы
действий руководителя. Некоторые руководители
опасаются того, что подчиненные будут
рассматривать это делегирование как
попытку переложить свою работу на их
плеч и. Такие опасения неизбежно приводят
к снижению эффективности управления:
объект текущей работы препятствует осуществлению
основной функции руководителя - определению
и реализации стратегических целей предприятия.
А подчиненные при этом чувствуют недоверие
к себе. Техника делегирования полномочий
предполагает подбор подходящих сотрудников,
распределение сфер ответственности,
координацию выполнения порученных задач,
стимулирование и консультирование подчиненных,
контроль и оценку их деятельности. Делегировать
необходимо специализированную деятельность,
частные вопросы, рутинную и подготовительную
работу, но не окончательную формулировку
целей, планов, программ. Не подлежат делегированию
такие функции руководителя, как установление
целей, принятие решений, контроль результатов,
руководство сотрудниками и мотивация
их деятельности, задачи особой важности
и высокой степени риска, актуальные срочные
дела строго доверительного характера.
2. Принцип полномочий
и ответственности. Каждый работник должен четко
знать свою должностную компетенцию, т.е.
задачи, обязанности и права по их реализации.
Руководитель призван заботиться о создании
социального, служебного и персонального
статусов своих сотрудников. Социальный
статус - это соблюдение конституционных
прав и обязанностей, общественных полномочий,
определенных правопорядком и моралью.
Служебный статус - это регламентация
служебных прав и обязанностей работника,
использование его в соответствии с профессиональной
квалификацией, систематическая и справедливая
оценка личностно-деловых качеств. Персональный
статус означает удовлетворенность работников
своими отношениями в группе, расположенность
к проявлению своих способностей.
3. Принцип поощрения
и наказания. Всякий человек стремится к
самоутверждению, и большинство из нас
- к признанию именно в производственной
сфере. Поэтому руководитель должен уметь
видеть не только наиболее активных и
добросовестных работников, но и отмечать
отдельные, пусть небольшие, успехи каждого
подчиненного. Несвоевременная и неадекватная
оценка личности руководителем и коллективом
вызывает у нее желание восстановить справедливость,
что в случае недооценки заслуг кого-либо
из сотрудников чревато снижением уровня
его трудовых достижений и появлением
у него чувства неудовлетворенности и
обиды. К сожалению, 46% руководителей предпочитают
тактику кнута, а не пряника. Никто не отрицает
наказания как меры воздействия на подчиненного,
но эта мера не может быть главенствующей,
и применять ее нужно только строго индивидуально,
в соответствии с проступком. При этом
следует помнить, что оценке подлежит
именно поступок, а не личность «нарушителя»
в целом. Разговор-наказание должен строиться
по схеме: положительные эмоции (высокая
оценка личности в целом) - отрицательные
(анализ проступка) - и вновь положительные
(выражение веры в то, что подобная ситуация
не повторится). Критика легче переносится
на фоне самокритики.
4. Принцип рационального
использования рабочего времени руководителя. Исследования показывают, что
из каждой сотни менеджеров лишь один
имеет достаточно рабочего времени, десятерым
требуется на 10% больше времени, сорока
менеджерам нужно дополнительно 25% времени,
остальным не хватает и дополнительных
50%. Описано много принципов и приемов
использования рабочего времени. Отметим
лишь два принципа: принцип приоритетов
и принцип Парето. Суть принципа приоритетов
проста: распределять дела в порядке их
значимости и начинать с самого существенного.
Согласно принципу итальянского экономиста
В. Парето «80—20», в процессе работы за
20% расходуемого времени менеджер достигает
80% результатов, а остальные 80% затраченного
времени дают лишь 20% общего итога.3
1.3
Структура управленческого общения
Общение - сложный процесс взаимодействия
между людьми, заключающийся в обмене
информацией, а также в восприятии и понимании
партнерами друг друга. Субъектами общения
являются живые существа, люди. В принципе
общение характерно для любых живых существ,
но лишь на уровне человека процесс общения
становиться осознанным, связанным
вербальными и невербальными актами. Человек,
передающий информацию, называется коммуникатором,
получающий ее - реципиентом. К структуре
общения можно подойти по-разному, в данном
случае будет охарактеризована структура
путем выделения в общении трех взаимосвязанных
сторон: коммуникативной, интерактивной
и перцептивной.
Рассмотрим данные стороны
человеческого общения со стороны социальной
психологии.
Коммуникативная
сторона общения. Когда говорят о коммуникации
в узком смысле слова, то, прежде всего,
имеют в виду тот факт, что в ходе совместной
деятельности люди обмениваются между
собой различными представлениями, идеями,
интересами, настроениями, чувствами,
установками и пр. Все это можно рассматривать
как информацию, и тогда сам процесс коммуникации
может быть понят как процесс обмена информацией.
Отсюда можно сделать следующий заманчивый
шаг и интерпретировать весь процесс человеческой
коммуникации в терминах теории информации.
Однако такой подход нельзя рассматривать
как методологически корректный, ибо в
нем опускаются некоторые важнейшие характеристики
именно человеческой коммуникации, которая
не сводится только к процессу передачи
информации. Не говоря уже о том, что при
таком подходе фиксируется в основном
лишь одно направление потока информации,
а именно от коммуникатора к реципиенту
(введение понятия «обратной связи» не
изменяет сути дела), здесь возникает и
еще одно существенное упущение. При всяком
рассмотрении человеческой коммуникации
с точки зрения теории информации фиксируется
лишь формальная сторона дела: как информация
передается, в то время как в условиях
человеческого общения информация не
только передается, но и формируется, уточняется,
развивается.
Поэтому, не исключая возможности
применения некоторых положений теории
информации при описании коммуникативной
стороны общения, необходимо четко расставить
все акценты и выявить специфику даже
в самом процессе обмена информацией,
который, действительно, имеет место и
в случае коммуникации между двумя людьми.
При помощи речи осуществляется
кодирование и декодирование информации:
коммуникатор в процессе говорения кодирует,
а реципиент в процессе слушания декодирует
эту информацию. Для коммуникатора смысл
информации предшествует процессу кодирования
(высказыванию), так как он сначала имеет
определенный замысел, а затем воплощает
его в систему знаков. Для «слушающего»
смысл принимаемого сообщения раскрывается
одновременно с декодированием. В этом
последнем случае отчетливо проявляется
значение ситуации совместной деятельности:
ее осознание включено в сам процесс декодирования,
раскрытие смысла сообщения немыслимо
вне этой ситуации.
Точность понимания слушающим
смысла высказывания может стать очевидной
для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет
смена «коммуникативных ролей» (условный
термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»),
то есть когда реципиент превратится в
коммуникатора и своим высказыванием
даст знать о том, как он раскрыл смысл
принятой информации. Диалог, или диалогическая
речь, как специфический вид «разговора»
представляет собой последовательную
смену коммуникативных ролей, в ходе которой
выявляется смысл речевого сообщения,
то есть и происходит то явление, которое
было обозначено как «обогащение, развитие
информации». Однако коммуникативный
процесс оказывается неполным, если мы
отвлекаемся от невербальных его средств.4
Первым среди них нужно назвать
оптико-кинетическую систему знаков, что
включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
Эта общая моторика различных частей тела
отображает эмоциональные реакции человека,
поэтому включение оптико-кинетической
системы знаков в ситуацию коммуникации
придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются
неоднозначными при употреблении одних
и тех же жестов, например в различных
национальных культурах. Паралингвистическая
и экстралингвистическая системы знаков
представляют собой также «добавки» к
вербальной коммуникации. Паралингвистическая
система - это система вокализации, то
есть качество голоса, его диапазон тональность.
Экстралингвистическая система - включение
в речь пауз, других вкраплений, например,
покашливания, плача, смеха, наконец, сам
темп речи.
В целом все системы невербальной
коммуникации, несомненно, играют большую
вспомогательную (а иногда самостоятельную)
роль в коммуникативном процессе. Вместе
с вербальной системой коммуникации эти
системы обеспечивают обмен информацией,
который необходим людям для организации
совместной деятельности.
Интерактивная
сторона общения. Интерактивная сторона общения
связана с взаимодействием людей, с непосредственной
организацией их совместной деятельности,
при этом действие является основным содержанием
общения. Описывая общение, мы чаще всего
используем слова, обозначающие действия.
Например, «при решении вопроса мы топтались
на одном месте» или «он давил на меня,
но я не поддался». В своем собственном
общении мы реагируем на действие партнера,
причем в одном случае нам кажется, что
партнер нас толкает на что-то, а мы сопротивляемся,
в другом - что наши действия едины, мы
«заодно» и т. д. За словами стоят действия,
причем за одними и теми же словами могут
стоять разные действия. Поэтому, общаясь,
мы задаем себе вопрос: «Что собеседник
делает?», отвечаем на него и свое поведение
строим, исходя из полученного ответа.
Что позволяет нам понять смысл действий
партнера?