Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:43, реферат
Цель. Изучить методы воспитательной работы в художественном коллективе.
Объект. Воспитательная работа.
Предмет исследования. Деятельный процесс воспитательной работы в художественном коллективе.
Методы исследования. 1) Научный анализ литературы.
Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы руководителями (педагогами) дополнительного образования : театральных кружков, студий и др. художественных образований.
Введение
Актуальность. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА - это процесс все более глубокого и полного отражения объективной реальности, внешнего мира, «действительных отношений» людей (К.Маркс) в сознании и поведении человека, т.е. в субъективных («личных») отношениях человека к миру. Именно в художественном коллективе ребенок может сформировать свой взгляд на мир посредством творчества. Поэтому очень важно знать какими методами возможно достичь данной цели.
Научная разработанность темы. Общетеоретическую и методологическую базу исследования составили труды крупнейших отечественных мыслителей (М.М.Бахтин, B.Г.Белинский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, В.М.Соловьев, П.Б.Струве, П.А.Флоренский, C.Л.Франк, Н.Г.Чернышевский и др.), педагогов (ГТ.П.Блонский, Н.Ф.Бунаков, В.П. Вахтеров, А.Я.Герд, П.Ф.Каптерев, Н.А.Корф, Н.К.Крупская, П.Ф.Лесгафт, А.В. Луначарский, А.С.Макаренко, В.Ф.Одоевский, В.Я.Стоюнин, С.Т.Шацкий и др.), психологов (В.М.Бехтерев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.П.Кащенко, A.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, А.П.Нечаев, М.М.Рубинштейн, Н.Е. Румянцев и др.), искусствоведов и деятелей театрального искусства (А.А.Брянцев, Н.И.Сац, К.С.Станиславский, А.И.Южин и др.).
Следует подчеркнуть принципиально важное значение классических философских работ, содержащих концепции художественного творчества (И.Кант, Ф.Шеллинг, Л.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон), а также современных исследований по философии образования. В художественной практике одним из первых по проблеме воспитания в художественном коллективе стал К.С. Станиславский. В своих трудах он сформировал основные методы и принципы воспитания актера. Ими пользуются и по сей день не только в театральных учреждениях. Особенно четко они звучат в “Этике”. Константин Сергеевич раскрывает правила работы в творческом коллективе: основополагающим является “железная” дисциплина.
Цель. Изучить методы воспитательной работы в художественном коллективе.
Объект. Воспитательная работа.
Предмет исследования. Деятельный процесс воспитательной работы в художественном коллективе.
Методы исследования. 1) Научный анализ литературы.
Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы руководителями (педагогами) дополнительного образования : театральных кружков, студий и др. художественных образований.
Глава 1. Воспитательная работа как психо-педагогическая проблема.
1.1. Воспитание
как составная часть
Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки — это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом; «Воспитание это целенаправленное управление процессом развития личности. Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в документах, которые определяют государственную политику в области образования. Все документы ориентированы на повышение социального статуса воспитания в системе образования, на формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания. Государственные документы дают возможность педагогу четко определить цели и задачи воспитания, определить приоритеты успешности воспитательной работы. Данные документы обращают внимание классного руководителя на необходимость координационного взаимодействия всех участников воспитательного процесса; учащихся, педагогов, родителей. В них говорится о том, что педагог должен уделять преимущественное внимание организации психолого-педагогического просвещения родителей, привлечению семьи к участию в жизни детского коллектива, оказанию помощи семье в решении проблем воспитания. Документы указывают на то, что педагог может и должен использовать в работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности. Сегодня педагог выполняет три взаимосвязанные функции: Организация разнообразной деятельности в коллективе, Забота о развитии каждого ребенка, Помощь в решении возникающих проблем. Так же можно выделить несколько типов задач, которые решает педагог в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями: Социальные задачи, включают в себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности. Диагностические задачи — правильная организация системы воспитания. Для этого педагог должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этими нормами. Воспитательные связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной жизни. Процессуальные задачи — выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности. Педагог как руководитель коллектива реализует свои функции относительно всего коллектива в целом и каждого ученика в отдельности.педагог решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри коллектива, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в работе педагога является содействие саморазвития личности, реализация ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Содержание деятельности педагога определяется его функциями, которые можно распределить на три уровня: 1. Целевые функции. К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основными функциями, определяющими содержание деятельности педагога, являются следующие: - воспитание детей; - социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды. Задача классного руководителя заключается в интегрировании усилий всего педагогического коллектива в реализации этих функций. 2. Социально – психологические функции.организаторская (поддержка положительной детской инициативы, связанной с повышением уровня жизни; внимание акцентируется не столько на организации деятельности учащихся классным руководителем сколько на помощи в самоорганизации); функция сплочения коллектива (классный руководитель акцентирует свое внимание на развитии ученического самоуправления); 3. Организация и управление деятельностью. Диагностическая функция (педагог определяет исходный уровень и постоянно отмечает изменения воспитанности учеников, эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребёнка на выявление причин неэффективности результатов и даёт возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом); функция целеполагания (взаимодействие классного руководителя с учащимися в определении целей воспитательной деятельности; при этом доля участия педагога зависит от возраста учащихся; реализация этой функции отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя); функции контроля и коррекции (эти функции направлены на выявление положительных и отрицательных результатов взаимодействия классного руководителя с учащимися; на основе анализа этих результатов осуществляется коррекция деятельности классного руководителя). Реализуя свои функции, педагог осуществляет выбор форм работы с детьми, которые различаются:
Также следует учитывать следующие принципы.
Принцип открытости. Учащиеся планируют жизнь в своем коллективе совместно с педагогом, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если педагог хочет включить в план какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.
Принцип привлекательности будущего дела. Педагог может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится, в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.
Принцип деятельности. Иногда можно слышать от педагога таки слова: «Дети ничего не хотят делать, им все неинтересно». Однако с этими доводами соглашаться трудно. Ребятам нужна активная полезная и значимая деятельность. Деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности (все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне урока. Этому могут служить предметные вечера, фестивали, парады учебных планет, конкурсы - живая и конкретная деятельность.
Принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если педагог использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот — растет.
Принцип обратной
связи. Большое значение в работе
педагога имеет принцип обратной
связи. Проведя любое мероприятие
педагог обязан побеседовать с учащимися
и изучить их мнение, их настроение,
степень их участия в проведённом мероприя
Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке мероприятия — это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда педагог навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия в каком-либо мероприятии. Стимулом сотворчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в пору порученном деле.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку нужно
чувствовать собственную
1.2. Методика воспитательной работы как педагогическая система.
КОНКРЕТНАЯ МЕТОДИКА воспитания - это последовательность действий и способов взаимодействия воспитателей и воспитанников в конкретных формах организации воспитательной деятельности. Например: методика школьного праздника, методика коллективного планирования, методика коллективных творческих дел и т.п.
Конкретная методика включает в себя три ключевых звена: планирование, повседневную организаторскую работу, обсуждение и оценку сделанного.
МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ - может пониматься как алгоритм конструирования и организации воспитательного процесса, а также алгоритмическое предписание для осуществления результативной воспитательной деятельности.
Это обобщенно-родовое понятие, обозначающее определенный класс педагогических явлений и содержательно характеризующее каждое из них. Методика воспитания представляет собой целостный образ логически организованного процесса осуществления результативной воспитательной деятельности в соответствующих условиях (педагогических, социальных, психологических и т.д.) системы социального воспитания.
В другом значении
— это систематизированные
МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (методика коллективной организации деятельности, «методика Иванова»)
Авторская методическая система И.П.Иванова, характеризующаяся следующими признаками: стратегия «общей заботы об улучшении окружающей жизни», тактика воспитательных отношений «содружества старших и младших» в совместной творческой деятельности, технология «коллективной организаторской деятельности».
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
* планирование и осуществление воспитательной работы по тематическим периодам;
* реализацию
стадий коллективной
* применение системы функций товарищеской воспитательной заботы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - сложившееся в воспитательной практике на основе определенного методического подхода устойчивое сочетание логически взаимосвязанных педагогических технологий (результативных способов осуществления педагогической деятельности), подчиненных определенной стратегии воспитания и реализуемых в соответствующей тактике воспитательного взаимодействия. В науке — логически выстроенный комплекс идей об организации воспитательного процесса, представленных на уровне общей, частных и конкретных методик.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - это действия педагога или действия воспитанников, обусловленные (заданные, спровоцированные) действиями педагога, приводящие к искажению методики, разрушению организации воспитательного процесса, деформации получаемых результатов деятельности и воспитания.(см. исп. Лит. 14,15,16)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТОВАРИЩЕСКОГО ПОБУЖДЕНИЯ .С помощью этой группы методов у человека создается и укрепляется нужный эмоционально волевой настрой, развиваются высокие чувства, стремления, интересы, потребности, составляющие эмоционально-волевую сторону личности человека.
В этой группе можно выделить три подгруппы.
В первую входят следующие методы и приемы, с помощью которых возбуждается чувство радости и веры в свои силы, чувство чести, желание действовать на пользу и радость другим людям и себе:
* увлечение радостной перспективой — ближней, средней, дальней;
* увлечение добрым делом;
* увлечение творческим поиском;
* увлечение героическим;
* увлечение
красивым, прекрасным в природе,
в искусстве, в поступках
* увлечение необычным, таинственным, загадочным;
* увлечение смешным, веселым (юмором);
* товарищеское поощрение;
* товарищеская похвала;
* товарищеская награда.
Ко второй группе методов и приемов относятся те, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство ответственность за себя и за товарищей:
* товарищеское требование;
* товарищеский контроль;
* товарищеское напоминание;
* товарищеская помощь;
* товарищеское осуждение (его виды: товарищеское порицание словом, взглядом, мимикой, жестом;
* товарищеская
критика — развернутое
К третьей подгруппе относятся те методы и приемы, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство веры в свои силы и чувство ответственности:
* доверие к человеку;
* товарищеское внушение;
* обращение к человеку, как к товарищу, за помощью.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТОВАРИЩЕСКОГО ПРИУЧЕНИЯ
С помощью этих методов в упражнениях (т.е. повторяющихся действиях, происходящих в стабильных обстоятельствах) развиваются умения, навыки и привычки человека, действенная сторона его личности:
* оптимальный
режим жизни — осуществление
жизненно важных функций в
определенное время, в
* товарищеское творческое поручение;
* творческая товарищеская игра;
* товарищеское соревнование;
* товарищеские традиции (традиции товарищеской заботы, традиции коллективной чести);
* товарищеский личный пример.
Особую роль в воспитании играет товарищеский личный пример как комплексный метод воспитательной заботы о других людях — заботы прямой, и, по преимуществу, скрытой. Товарищеский личный пример — это методы товарищеского побуждения и приучения в их единстве.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТОВАРИЩЕСКОГО УБЕЖДЕНИЯ
С помощью этих
методов у человека развивается
понимание важности, красоты тех
или иных действий, формируются взгляды,
убеждения, т.е. развивается познавательно-
* короткое товарищеское разъяснение;
* рассказ-размышление;
* беседа-размышление;
* убеждение на собственном опыте;
* обсуждение собственного опыта и опыта других;
* товарищеский спор.(см. ис. лит. 3,4,5,6 )
Глава 2. Особенности методов воспитания в художественном коллективе
2.1. Содержание
воспитательной работы в
В каждой образовательной области присутствуют элементы культуры, образования и воспитания, допрофессиональной подготовки. Организуя учебно-воспитательный процесс и реализуя содержание образования, педагог создает условия для саморазвития и самовоспитания ребенка, знакомя с высокими образцами культуры, поддерживая детскую инициативу. Творит сегодняшнюю и завтрашнюю культуру вместе с ребенком. При этом педагог развивается сам. Для педагога важно, что в процессе творческого воспитания и развития личности ребенка, происходит гражданское становление Чело-века.
Информация о работе Методы воспитательной работы в художественном коллективе