Методы воспитательной работы в художественном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:43, реферат

Описание работы

Цель. Изучить методы воспитательной работы в художественном коллективе.
Объект. Воспитательная работа.
Предмет исследования. Деятельный процесс воспитательной работы в художественном коллективе.
Методы исследования. 1) Научный анализ литературы.
Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы руководителями (педагогами) дополнительного образования : театральных кружков, студий и др. художественных образований.

Файлы: 1 файл

Курсовая_психология_полная.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА - это процесс все более глубокого и полного отражения объективной реальности, внешнего мира, «действительных отношений» людей (К.Маркс) в сознании и поведении человека, т.е. в субъективных («личных») отношениях человека к миру.  Именно в художественном коллективе ребенок может сформировать свой взгляд на мир посредством творчества. Поэтому очень важно знать какими методами возможно достичь данной цели.

Научная разработанность темы. Общетеоретическую и методологическую базу исследования составили труды крупнейших отечественных мыслителей (М.М.Бахтин, B.Г.Белинский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, В.М.Соловьев, П.Б.Струве, П.А.Флоренский, C.Л.Франк, Н.Г.Чернышевский и др.), педагогов (ГТ.П.Блонский, Н.Ф.Бунаков, В.П. Вахтеров, А.Я.Герд, П.Ф.Каптерев, Н.А.Корф, Н.К.Крупская, П.Ф.Лесгафт, А.В. Луначарский, А.С.Макаренко, В.Ф.Одоевский, В.Я.Стоюнин, С.Т.Шацкий и др.), психологов (В.М.Бехтерев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.П.Кащенко, A.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, А.П.Нечаев, М.М.Рубинштейн, Н.Е. Румянцев и др.), искусствоведов и деятелей театрального искусства (А.А.Брянцев, Н.И.Сац, К.С.Станиславский, А.И.Южин и др.).

Следует подчеркнуть  принципиально важное значение классических философских работ, содержащих концепции художественного творчества (И.Кант, Ф.Шеллинг, Л.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон), а также современных исследований по философии образования. В художественной практике одним из первых по проблеме воспитания в художественном коллективе стал К.С. Станиславский. В своих трудах он сформировал основные методы и принципы воспитания актера. Ими пользуются и по сей день не только в театральных учреждениях. Особенно четко они звучат в “Этике”. Константин Сергеевич раскрывает правила работы в творческом коллективе: основополагающим является  “железная” дисциплина.

Цель. Изучить методы воспитательной работы в художественном коллективе.

Объект. Воспитательная работа.

Предмет исследования. Деятельный процесс воспитательной работы в художественном коллективе.

Методы  исследования. 1) Научный анализ литературы. 

Практическая  значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы руководителями (педагогами) дополнительного образования : театральных кружков, студий и др. художественных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Воспитательная работа как психо-педагогическая проблема.

1.1. Воспитание  как составная часть педагогического  процесса.

Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки — это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом; «Воспитание это целенаправленное управление процессом развития личности. Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в документах, которые определяют государственную политику в области образования.  Все документы ориентированы на повышение социального статуса воспитания в системе образования, на формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания. Государственные документы дают возможность педагогу  четко определить цели и задачи воспитания, определить приоритеты успешности воспитательной работы. Данные документы обращают внимание классного руководителя на необходимость координационного взаимодействия всех участников воспитательного процесса; учащихся, педагогов, родителей. В них говорится о том, что педагог должен уделять преимущественное внимание организации психолого-педагогического просвещения  родителей, привлечению семьи к участию в жизни детского коллектива, оказанию помощи семье в решении проблем воспитания. Документы указывают на то, что педагог может и должен использовать в работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности. Сегодня педагог выполняет три взаимосвязанные функции: Организация разнообразной деятельности в коллективе,  Забота о развитии каждого ребенка, Помощь в решении возникающих проблем. Так же можно выделить несколько типов задач, которые решает педагог в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями: Социальные задачи, включают в себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности. Диагностические задачи — правильная организация системы воспитания. Для этого педагог должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этими нормами. Воспитательные связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной жизни. Процессуальные задачи — выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности. Педагог как руководитель коллектива реализует свои функции относительно всего коллектива в целом и каждого ученика в отдельности.педагог решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри коллектива, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в работе педагога является содействие саморазвития личности, реализация ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Содержание деятельности педагога определяется его функциями, которые можно распределить на три уровня: 1. Целевые функции. К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основными функциями, определяющими содержание деятельности педагога, являются следующие: - воспитание детей; - социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды. Задача классного руководителя заключается в интегрировании усилий всего педагогического коллектива в реализации этих функций. 2. Социально – психологические функции.организаторская (поддержка положительной детской инициативы, связанной с повышением уровня жизни; внимание акцентируется не столько на организации деятельности учащихся классным руководителем сколько на помощи в самоорганизации); функция сплочения коллектива (классный руководитель акцентирует свое внимание на развитии ученического самоуправления); 3. Организация и управление деятельностью. Диагностическая функция (педагог определяет исходный уровень и постоянно отмечает изменения воспитанности учеников, эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребёнка на выявление причин неэффективности результатов и даёт возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом); функция целеполагания (взаимодействие классного руководителя с учащимися в определении целей воспитательной деятельности; при этом доля участия педагога зависит от возраста учащихся; реализация этой функции отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя); функции контроля и коррекции (эти функции направлены на выявление положительных и отрицательных результатов взаимодействия классного руководителя с учащимися; на основе анализа этих результатов осуществляется коррекция деятельности классного руководителя). Реализуя свои функции, педагог  осуществляет выбор форм работы с детьми, которые различаются:

  1. по видам деятельности — учебная, трудовая, спортивная, художественная; 2) по способу влияния педагога — непосредственные В свою очередь, по времени проведения формы работы делятся на: - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов) - продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель) - традиционные (регулярно повторяющиеся).

Также следует  учитывать следующие принципы.

Принцип открытости. Учащиеся планируют жизнь в своем  коллективе совместно с педагогом, вносят коррективы в предложения  взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если педагог  хочет включить в план какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Принцип привлекательности  будущего дела. Педагог может убедить  и заинтересовать учащихся, показав  им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится, в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип деятельности. Иногда можно слышать от педагога таки слова: «Дети ничего не хотят делать, им все неинтересно». Однако с этими доводами соглашаться трудно. Ребятам нужна активная полезная и значимая  деятельность.  Деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности (все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне урока. Этому могут служить предметные вечера, фестивали, парады учебных планет, конкурсы - живая и конкретная деятельность.

Принцип свободы  выбора. Предлагая ребятам участие  во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если педагог использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот — растет.

Принцип обратной связи. Большое значение в работе педагога  имеет принцип обратной связи. Проведя любое мероприятие  педагог обязан побеседовать с учащимися  и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведённом мероприятии. Если ребята видят, что педагог не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два  слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке мероприятия — это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда педагог навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия в каком-либо мероприятии. Стимулом сотворчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в пору порученном деле.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно  чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Педагог должен видеть участие каждого обучаемого в работе, вне  жизни школы, художественного образования, и даже института. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в после дующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если педагог будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития коллектива. Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально - психологических особенностей ученика и социально - психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Для того, чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Так считал классик педагогической науки К.Д. Ушинский. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, педагогу приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Методика  воспитательной работы как педагогическая система.

КОНКРЕТНАЯ  МЕТОДИКА воспитания - это последовательность действий и способов взаимодействия воспитателей и воспитанников в  конкретных формах организации воспитательной деятельности. Например: методика школьного  праздника, методика коллективного планирования, методика коллективных творческих дел и т.п.

Конкретная  методика включает в себя три ключевых звена: планирование, повседневную организаторскую  работу, обсуждение и оценку сделанного.

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ - может пониматься как алгоритм конструирования и организации воспитательного процесса, а также алгоритмическое предписание для осуществления результативной воспитательной деятельности.

Это обобщенно-родовое  понятие, обозначающее определенный класс  педагогических явлений и содержательно характеризующее каждое из них. Методика воспитания представляет собой целостный образ логически организованного процесса осуществления результативной воспитательной деятельности в соответствующих условиях (педагогических, социальных, психологических и т.д.) системы социального воспитания.

В другом значении — это систематизированные знания об организации воспитательного  процесса и целесообразных способах достижения воспитательных результатов.

МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (методика коллективной организации деятельности, «методика Иванова»)

Авторская методическая система И.П.Иванова, характеризующаяся  следующими признаками: стратегия «общей заботы об улучшении окружающей жизни», тактика воспитательных отношений  «содружества старших и младших» в совместной творческой деятельности, технология «коллективной организаторской деятельности».

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - представляет собой единство трех сторон:

* планирование  и осуществление воспитательной работы по тематическим периодам;

* реализацию  стадий коллективной творческой  деятельности воспитателей и  воспитанников;

* применение  системы функций товарищеской  воспитательной заботы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА  - сложившееся в воспитательной практике на основе определенного методического подхода устойчивое сочетание логически взаимосвязанных педагогических технологий (результативных способов осуществления педагогической деятельности), подчиненных определенной стратегии воспитания и реализуемых в соответствующей тактике воспитательного взаимодействия. В науке — логически выстроенный комплекс идей об организации воспитательного процесса, представленных на уровне общей, частных и конкретных методик.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОШИБКИ - это действия педагога или  действия воспитанников, обусловленные (заданные, спровоцированные) действиями педагога, приводящие к искажению методики, разрушению организации воспитательного процесса, деформации получаемых результатов деятельности и воспитания.(см. исп. Лит. 14,15,16)

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТОВАРИЩЕСКОГО ПОБУЖДЕНИЯ .С помощью этой группы методов у человека создается и укрепляется нужный эмоционально волевой настрой, развиваются высокие чувства, стремления, интересы, потребности, составляющие эмоционально-волевую сторону личности человека.

В этой группе можно  выделить три подгруппы.

В первую входят следующие методы и приемы, с помощью  которых возбуждается чувство радости  и веры в свои силы, чувство чести, желание действовать на пользу и  радость другим людям и себе:

 

    * увлечение  радостной перспективой — ближней, средней, дальней;

    * увлечение  добрым делом;

    * увлечение  творческим поиском;

    * увлечение  героическим;

    * увлечение  красивым, прекрасным в природе,  в искусстве, в поступках окружающих  людей;

    * увлечение  необычным, таинственным, загадочным;

    * увлечение  смешным, веселым (юмором);

    * товарищеское  поощрение;

    * товарищеская  похвала;

    * товарищеская  награда.

 

Ко второй группе методов и приемов относятся  те, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство ответственность за себя и за товарищей:

 

    * товарищеское  требование;

    * товарищеский  контроль;

    * товарищеское  напоминание;

    * товарищеская  помощь;

    * товарищеское  осуждение (его виды: товарищеское  порицание словом, взглядом, мимикой, жестом;

    * товарищеская  критика — развернутое обоснованное  порицание; товарищеское наказание  — лишение человека права на  участие в общих действиях).

 

К третьей подгруппе  относятся те методы и приемы, с  помощью которых возбуждается и  укрепляется чувство веры в свои силы и чувство ответственности:

 

    * доверие  к человеку;

    * товарищеское  внушение;

    * обращение  к человеку, как к товарищу, за  помощью.

МЕТОДЫ И  ПРИЕМЫ ТОВАРИЩЕСКОГО ПРИУЧЕНИЯ

С помощью этих методов в упражнениях (т.е. повторяющихся действиях, происходящих в стабильных обстоятельствах) развиваются умения, навыки и привычки человека, действенная сторона его личности:

    * оптимальный  режим жизни — осуществление  жизненно важных функций в   определенное время, в определенной  последовательности, без ущерба друг для друга;

    * товарищеское  творческое поручение;

    * творческая  товарищеская игра;

    * товарищеское  соревнование;

    * товарищеские  традиции (традиции товарищеской  заботы, традиции коллективной чести);

    * товарищеский  личный пример.

 

Особую роль в воспитании играет товарищеский личный пример как комплексный метод  воспитательной заботы о других людях  — заботы прямой, и, по преимуществу, скрытой. Товарищеский личный пример —  это методы товарищеского побуждения и приучения в их единстве.

МЕТОДЫ И  ПРИЕМЫ ТОВАРИЩЕСКОГО УБЕЖДЕНИЯ

С помощью этих методов у человека развивается  понимание важности, красоты тех  или иных действий, формируются взгляды, убеждения, т.е. развивается познавательно-мировоззренческая  сторона личности, сторона сознания:

 

    * короткое  товарищеское разъяснение;

    * рассказ-размышление;

    * беседа-размышление;

    * убеждение  на собственном опыте;

    * обсуждение  собственного опыта и опыта  других;

    * товарищеский  спор.(см. ис. лит. 3,4,5,6 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  методов воспитания в художественном коллективе

2.1. Содержание  воспитательной работы в художественном  коллективе.

В каждой образовательной  области присутствуют элементы культуры, образования и воспитания, допрофессиональной подготовки. Организуя учебно-воспитательный процесс и реализуя содержание образования, педагог создает условия для саморазвития и самовоспитания ребенка, знакомя с высокими образцами культуры, поддерживая детскую инициативу. Творит сегодняшнюю и завтрашнюю культуру вместе с ребенком. При этом педагог развивается сам. Для педагога важно, что в процессе творческого воспитания и развития личности ребенка, происходит гражданское становление Чело-века.

Информация о работе Методы воспитательной работы в художественном коллективе