Методы воспитательной работы в художественном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:43, реферат

Описание работы

Цель. Изучить методы воспитательной работы в художественном коллективе.
Объект. Воспитательная работа.
Предмет исследования. Деятельный процесс воспитательной работы в художественном коллективе.
Методы исследования. 1) Научный анализ литературы.
Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы руководителями (педагогами) дополнительного образования : театральных кружков, студий и др. художественных образований.

Файлы: 1 файл

Курсовая_психология_полная.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Содержание  образования реализуется целенаправленным отбором, систематизацией, интеграцией тех единиц образовательных областей, содержания образования, которые воспитательно значимы и для ребенка, и для педагога.Ценность образовательной программы педагога дополнительного образования определяется ее воспитательным потенциалом. Продуманная, направленная на воспитание Чело-века, а не только на освоение знаний, развитие умений и навыков, организация образовательно-воспитательного процесса представляет собой важное направление воспитывающего взаимодействия обучающихся и педагога. Организация образовательно-воспитательного процесса основывается на ценностных ориентирах. Эти ценностные ориентиры в реальной практике трансформируются в конкретные условия успешности реализации воспитательной системы:

1)связь поколений,  преемственность традиций, воспитывающих гражданина;

2)целостное  развитие личности педагога, ребенка  и родителя;

3)поддержка созидательного  потенциала ребенка, принятого  педагогом как ценность, обеспеченная  педагогическим мастерством;

4)возможность общения  и взаимной поддержки;

5)возможность проявления  себя в созидательном творчестве, сотворчестве;

6)целенаправленная работа  по созданию ситуации успеха  для ребенка и взрослого;

7)многообразие деятельности  как одного из условий реализации  свободы выбора;

8)уникальность жизнетворческой среды;

9)поддержка педагогического  мастерства через актуализацию, развитие, реализацию педагогических  идей, принимаемых как ценность  во всем их многообразии.

Педагоги видят свою воспитательную миссию в том, чтобы дать возможность  ребенку присвоить ценности, надолго определяющие качества его жизнедеятельности и продуктивной работы в быстро меняющемся социуме, а не только получить знания, умения и навыки. Целостная реализация гуманистических ценностей образования определяет образ выпускника художественногго коллектива.

Цель учебно-воспитательной работы в художественных коллективах— способствовать всестороннему гармоничному развитию, и прежде всего — формированию духовного облика участников, воспитанию качеств соответственно комплексу  нравственных, эстетических и этических ценностей.

Само понятие «учебно-воспитательная работа» раскрывает две стороны  этого единого процесса: обучение и воспитание. Это означает, что  руководитель, обучая определенному  жанру искусства, имеющего свой специфический  язык, свои творческие закономерности, формирует его мировоззрение, художественный вкус, идеалы и т. д.

 Опыт учебно-воспитательной  работы в художественном коллективе  позволяет определить основные  направления в содержании этого  процесса:

— система исторических знаний о театре;

— система знаний по основным видам актерского мастерства;

–– система умений и  навыков творческой деятельности.

 В результате овладения  этими знаниями, умениями и навыками  участники коллектива получают  теоретическую и практическую  подготовку к участию в народном театре.

 В содержание учебно-воспитательной  работы из всех накопленных  исполнительской и педагогической  практикой сведений отбираются  лишь те, которые необходимы для  организации учебного и творческого  процесса в каждом конкретном  случае, и здесь нужно исходить из задач, которые решает, из педагогической целесообразности. Содержание учебного процесса определяется и соответствием его современному уровню развития искусства, установлением тесных связей между теоретической и практической подготовкой участников, рациональным распределением изучаемого материала по ступеням обучения.

 Основные направления  учебно-воспитательного процесса  взаимосвязаны, поскольку в художественном  коллективе коллективе, в отличие  от учебного заведения, воспитательный процесс непосредственно связан с исполнительской деятельностью и всецело подчинен ей. Здесь учебные и воспитательные задачи решаются непосредственно в процессе подготовки произведения к исполнению (например пьеса для постановки), а теоретические сведения даются в ходе подготовки.

 Теоритическая  и практическая подготовка участников  художественного коллектива включает  в себя изучение основ актерского  мастерства, знание этики Станиславского, история Русского театра, изучение  дополнительных предметов: классический такнец, вокал, сценическое движение, сценическая речь ; знакомство с основами эстетики и другими видами искусства и мн.др.). В процессе теоретической подготовки участники коллектива получают навыки элементарного анализа своей деятельности(анализ этюда, сцены из спектакля). Одновременно происходит формирование эстетического воспитания, умения самостоятельно оценить и высказать суждение оспектакле, познать основные законы  искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Приемы и  методы нравственного воспитания  в художественном кол-лективе.

Виды и формы  нравственного воспитания.

Процесс воспитания представляет собой довольно сложное  явление, как сложна и многогранна  сама жизнь. Есть воспитание трудовое, политическое, эстетическое, нравственное, правовое и др. Но стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.

Воспитание  происходит не только целенаправленно, но и стихийно. Вступая в самые  различные отношения с другими людьми, подражая им вольно или невольно или, наоборот, отвергая их привычки, установки индивид тем самым формирует в себе определенные нравственные качества. Как именно — многое зависит от случайных факторов. Здесь уж действительно — кому как повезет. Наконец, надо иметь в виду, что индивид, чаще всего, не является пассивным объектом воздействия, но пытается делать отбор внешних воздействий, направлять свои познавательные, психологические и другие устремления. Словом, каждый человек в той или иной мере занимается и самовоспитанием. И оно идет непрерывно, ибо каждый человек постоянно что-то одобряет, а что-то осуждает и в своем, и в чужом поведении, размышляет о своей судьбе и судьбах окружающих и т. д. Такие "разборки" оставляют свой след в нравственном сознании индивида, сказываются на его поведении. Конечно, уровень, направленность самовоспитания у различных людей неодинакова.

В процессе воспитания используют самые различные средства. Их можно условно подразделить на вербальные (от лат. vегbalis- слово) и деятельные. В первом случае воспитатель действует главным образом, словом, которое, как известно, может вызывать самые разнообразные чувства, образы, мысли. Словом, пользовались в качестве средства воздействия на сознание человека с древнейших времен. Современный воспитатель(педагог), разумеется, не может не обращаться к помощи слова, использовать свои чувства, художественную культуру, ораторское искусство. Конечно, учитывая современную общую культуру населения, воспитатель в процессе вербального воздействия должен прибегать к диалогу с воспитуемым. Учитывая, что каждый человек, в том числе и молодой, обладает определенной культурой, свободной волей, сам процесс воспитания целесообразно строить как сотрудничество, сотворчество, сопереживание, а не механическое заучивание какого-то набора норм, предписаний, ибо в последнем случае они станут просто неработающим грузом. Здесь уместно привести слова Вл. Соловьева о том, что добрый смысл жизни (как и другие нравственные ценности) не может быть "принят извне по доверию к какому-нибудь внешнему авторитету, как что-то готовое: он должен быть понят и усвоен самим человеком, его верою, разумом и опытом".

Деятельные  средства воспитания состоят в вовлечении молодого человека в различные формы  позитивно направленной социальной активности: в трудовую, учебную, политическую, религиозную и т.д. Воспитание студента, например, происходит в процессе овладения им той или иной профессией, а поэтому воспитание в вузе определяется, прежде всего, содержанием и организацией учебного процесса. Уже 15 веков назад Демокрит писал: " Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, — стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд". И конечно, не только стыд, но и сознание долга, ответственности, чести и достоинства и многое другое. Здесь вновь надо вспомнить о том, что нравственные отношения не существуют в чистом виде, а вплетены в различные виды деятельности, в различные виды воспитания -— трудовое, правовое, политическое, религиозное и т.д. Например, именно в труде, трудовом воспитании, повторим, формируются такие нравственные качества, как стойкость, терпение, умение преодолевать трудности и др. Следует также выделять и формы воспитания. Они бывают индивидуальными и массовыми (промежуточные — в небольших группах). Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки и в известной мере дополняют друг друга. Индивидуальное нравственное воспитание позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условий жизни того или иного индивида, использовать наиболее эффективные в данном случае методы влияния. Кроме того, в индивидуальном воспитании происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого. В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера, своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец. Не случайно в религиозных общинах издавна особое внимание уделялось именно индивидуальному воспитанию, общению рядового верующего и духовника (священнослужителя). В этом плане особенно характерно таинство исповеди (покаяния) в христианстве.

Но эффективность  индивидуального воспитания имеет  свои пределы, обусловленные уровнем  культуры, методической грамотности  наставника, от особенностей взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, которые, кстати говоря, могут и не сложиться или быть поверхностными.

 В определенной  мере недостатки индивидуального  нравственного воспитания преодолеваются  в воспитании массовом, которое  к тому же усиливает позитивное воздействие индивидуальной работы. Хорошо известно, что в коллективах нередко возникает та духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений личности, приобщению ее к нравственной культуре. В коллективах срабатывают механизмы коллективной психологии (подражание, внушение, заражение, взаимовнушение и др.), которые также оказывают воздействие на нравственный мир человека.

Выше отмечены наиболее типичные средства и формы  приобщения человека к нравственной культуре. В реальной жизни они находятся в теснейшем переплетении, взаимопроникновении. Но важно, чтобы содержание нравственного воспитания имело единый стержень, чтобы содержание личной беседы не находилось в вопиющем противоречии с реальным поведением, чтобы на митингах и лекциях говорилось примерно одно и то же, утверждались те же нравственные принципы, которые провозглашались в частных беседах. Иначе недалек путь к моральному релятивизму и даже цинизму. И весьма важно не ограничиваться одним лишь нравственным просвещением, но формировать навыки нравственного поведения. Здесь особенно велика роль примера руководителя, учителя, родителя и т.д.

Этикет и  нравственное воспитание.

Говоря о  воспитании, нельзя не коснуться вопроса  о соотношении нравственности и этикета. Тем более, что в повседневном общении саму нравственность порой сводят к требованиям этикета. Что же такое этикет? Сам термин "этикет", как известно, происходит от французского — еtiquеttе — ярлык, этикетка, которые прилагались к тому или иному товару и нередко давали некоторые рекомендации пользования им. По своей сути этикет представляет собой набор определенных правил, регулирующих поведение человека в стандартных ситуациях. Эти правила упрощают, организуют поведение людей, уменьшают количество различных недоразумений, конфликтных ситуаций, делают человеческое общение более приятным. Так, например, если бы не было правил этикета, согласно которым мужчина уступает место даме в общественных местах, пропускает ее при выходе из помещения, первым ее приветствует, то нетрудно представить, сколько возникло бы недоразумений в отношениях между мужчинами и женщинами даже в наше, так сказать, цивилизованное время. Этикет помогает реализовать в повседневном общении вежливость и тактичность.

Этикет в  повседневной жизни значительно упростился, демократизировался.

Этикет довольно многолик, пестр. Есть требования этикета  для телефонного разговора, для  поведения в театре, в ресторане, в поезде дальнего следования, в  городском транспорте и т.д. Особый этикет для дипломатов, деловых людей, медицинских работников, учителей и т.д. Знание этикета является составной частью нравственной культуры личности. Но надо иметь в виду, что нравственная культура далеко не исчерпывается этикетом. Все эти моменты взаимоотношения этикета и нравственности следует иметь в виду в ходе воспитания.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в театральной аудитории, но и  в быту. Эти качества годами воспитываются  педагогами и определяют успех во многих делах.

 

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает  детей, занимающихся театральным искусством, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего на сцене (партнер), нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости  другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

 

Аккуратность  в актерском исполнительстве, опрятность формы или костюма в театральной  аудитории переносится и на внешний  вид детей в школе. Они выделяются не только за своим поведением, но и  осанкой, прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

 

Воспитание  этикета является одной из сторон на занятиях по актерскому мастерству. Приятно видеть, что дети из аудитории  актерской студии (кружка) никогда  не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия актерским искусством решают эти задачи.

 

 

Стратегия нравственного  воспитания.

 

Вопросы нравственного воспитания находятся в поле зрения различных дисциплин: педагогики, психологии, богословия, эстетики, литературоведения и др. Но именно этика (нравственная философия), раскрывающая природу, сущность морали, обязана сформулировать основные задачи воспитания, его стратегию, раскрыть его роль в жизни общества. А это очень важно для нашего переходного времени, когда старые идеалы утрачены, а становление новых происходит с большим трудом. Вновь остро встают вопросы: "С кого же делать жизнь?", "Какую личность воспитывать?", "Какие акценты расставлять в процессе воспитания?" и др. В средствах массовой информации постоянно звучат заявления — во многом обоснованные — о кризисе общественной нравственности, о небывалом росте преступности, о продажности многих политиков и т.п.

Информация о работе Методы воспитательной работы в художественном коллективе