Методы воспитательной работы в художественном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:43, реферат

Описание работы

Цель. Изучить методы воспитательной работы в художественном коллективе.
Объект. Воспитательная работа.
Предмет исследования. Деятельный процесс воспитательной работы в художественном коллективе.
Методы исследования. 1) Научный анализ литературы.
Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы руководителями (педагогами) дополнительного образования : театральных кружков, студий и др. художественных образований.

Файлы: 1 файл

Курсовая_психология_полная.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

В связи с  этим необходимо еще раз подчеркнуть, что мораль выражает интересы не какой-то социальной группы, а человека как  такового (и, следовательно, общества в  целом), его вечные попытки определить смысл своего существования, базовые  ценности его бытия. Во все времена моралисты своей точкой отсчета считали живого, конкретного человека, его полноценную жизнь, его счастье, свободу, честь и достоинство. Выдающиеся мыслители понимали, что человек со сломленной волей, уничижающий самого себя ущербен в нравственном отношении. Понимали и то, что такой человек не может творить полноценную общественную жизнь. Исторический опыт свидетельствует, что при подавлении свободы и достоинства личности (рабство, крепостничество, современные формы тоталитаризма) в ней возникает едва ли не инстинктивный протест, ибо стремление к самости, самостоятельности имеет глубокие корни в психической структуре человека.

В морали выражается действительно общечеловеческий, подлинно гуманистический пласт культуры, в ней зафиксированы ценности, жизненно важные для всех людей — богатых и бедных, молодых и пожилых, верующих в Бога и неверующих, те ценности, без которых невозможна организация никакого вида деятельности — политической, хозяйственной, религиозной и т.д. Приобщение к этим ценностям и является главной задачей нравственного воспитания.

Стремительные перемены, происходящие в российском обществе, порождают у части населения  релятивистские настроения: мол, в жизни  нет ничего постоянного, устойчивого, а все определяется эгоистическими интересами. Однако... разваливались империи, низвергались цари и президенты, свершались перевороты и всенародные референдумы, но оставались в сознании людей вечные аксиомы: "не убий", "возлюби ближнего", "не обижай сирых", "не желай ближнему того, чего себе не желаешь", не исчезало желание соотнести свое бытие с Вечностью. Более того, именно эти вечные постулаты морали во многом помогали разобраться в бурном водовороте политических баталий и сохранить человеку... человеческое лицо.

Конечно, задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию. Разумеется, трудно установить какие-либо пределы этому совершенствованию. В конце концов, это дело каждой отдельной личности, в какой мере она будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство обязаны обеспечить и, конечно, каждая отдельная личность, определенный минимум нравственности, тот минимум, без которого нет полноценной личности и полноценного общества. Как писал Вл. Соловьев, "нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума или гения, но можно и должно требовать от всех учтивости. Это есть тот минимум рассудительности и нравственности, благодаря которому люди могут жить по-человечески". С этим трудно не согласиться.

Систематическое обращение педагогов к средствам  театрального искусства приучало детей и подростков к более детальному и глубокому анализу входивших в программу обучения литературных произведений и явлений окружающей действительности, развивало наблюдательность, инициативу, творческое воображение, повышало культуру речи и поведения, способствовало формированию ясности нравственных понятий.

Ведущим средством  художественно-эстетического воспитания и приобщения молодых россиян  к ценностям отечественной и  мировой культуры и образования  являлся школьный театр. За два с  лишним столетия своего развития в России он проделал трудный путь. Если в первые десятилетия своего существования отечественный школьный театр ориентировался преимущественно лишь на пропаганду ценностей христианской веры и нравственности, а в середине XVIII столетия стал одним из важнейших источников формирования профессионального театра в стране, то в XIX веке школьный театр, наряду с детским домашним театром, развивавшимся параллельно, уже прочно входит в арсенал средств педагогического воздействия на формирующуюся личность.

В постановке школьного  спектакля лучшие педагоги видели самый  естественный способ для ознакомления учащихся как с внешними условиями  правильной постановки пьесы, с ее исторической, этнографической и бытовой стороной, с ее стилем и конструкцией, так и с психологией героев пьесы и ее основной идеей.

Эволюция школьного  и педагогически организованного  домашнего любительского детского театра связана с растущим осознанием педагогами необходимости индивидуализации учебно-воспитательного процесса, формирования у своих воспитанников духа индивидуальности, предприимчивости, инициативы, любознательности. Активно используя в педагогической практике интерес детей и подростков к драматизации, лучшие учителя России добивались значительных успехов как в усвоении учащимися учебного материала, так и в формировании целостных личностей, благородных в своих нравственных поступках и помыслах людей, умеющих видеть и ценить прекрасное в жизни и в искусстве.

Велико было значение театра и как художественной формы организации досуга детей и юношества. Как показывает знакомство с биографиями выдающихся деятелей отечественной культуры (А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский и др.), с раннего детства испытавших на себе плодотворное влияние театрального искусства, приобщение к искусству театра оказывало значительное воздействие не только на формирование у юношества потребности в творческой деятельности, но и на формирование духовно-психологических установок и нравственных предпочтений. В процессе приобщения к театру растущая личность гораздо активнее «находила себя» в актуализированных обществом культурных ценностях.

Важнейшим достижением  отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX века явилось признание  необходимости включения воспитания средствами театра в общую систему учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений для детей и молодежи.

Фундаментальной научной основой такого подхода  являлось философское осмысление понятия  «игра». «Игра в значительной степени  является основой всей человеческой культуры, - писал А.В.Луначарский. -Это - освобожденный от прямой нужды, от работы (рабства) человек начинает мыслить, чувствовать и творить свободно, повинуясь лишь внутренним своим законам, лишь жажде каждой части своего организма - развернуться. Успенский мечтал о воспрямленном человеке: да, этот воспрямленный человек не ходит, спотыкаясь, а грациозно танцует, - не говорит, заикаясь, а вольно поет или ритмично декламирует. Охоту, бой, повседневный труд, любовь он, еще дикарем, в часы досуга, превращает в театральное действо, хоровод, игру, которую считает обрядом, в которой чувствует нечто священное, в которой одновременно наслаждается свободой ог навязанной извне «работы» и чует восторженной душой присутствие внутреннего закона, закона прекрасной человечности. Вот почему для греков было ясно, что началом всяких наук является празд OS ность, что в основе школы лежит она.» .

Уже позднее, в 1938 году, вышла в свет знаменитая книга выдающегося мыслителя XX века, нидерландского историка культуры И. Хёйзин-ги «Хомо луденс» («Человек играющий»), в сути своей повторившая то, к чему в процессе изучения детской игры и детского театрального творчества на своем, более узком и конкретном уровне пришла педагогическая наука и практика: игра как процесс есть факт духовной жизни, игра есть очень самостоятельная категория, игра есть свободная деятельit о ность, и т.д. (смю сп. Лит. 8,9,17)

Восстановление  воспитательного потенциала школьного  и детского самодеятельного театра в современных условиях диктуется  не только потребностями организации досуга учащихся, но и особенностями стадиального становления психики личности. Ступени становления духовного мира личности никогда не начинаются с вершинных результатов филогенетического процесса, напротив, они значительно повторяют стадии исторического развития всего человечества.В этой связи в структуре психики становящегося индивида всегда будут существовать потребности, которые не исчерпываются содержанием наличной культуры.

Формирование  полноценного субъекта культуры, являющееся одной из важнейших задач общеобразовательной школы, возможно лишь через непосредственное присвоение уровней уже состоявшегося культурного опыта. В этом отношении искусство театра обладает уникальными возможностями, которые должны быть сполна использованы современными педагогами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Через игру ребенок (да и мы сами) учится разрешать жизненные  ситуации, связанные с общением, учиться искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми, действовать  в меняющихся условиях, находить общий язык, договариваться, осознавать причинно-следственные связи в жизни. Очень важен показ неоднозначности возможных решений.

Происходит  постижение культурных мировых традиций. Каждой национальной культуре присущи  свои традиции, свой стиль взаимоотношений, в том числе и внутрисемейных. Эти традиции отражены в религии, литературе, в фольклоре. Для их понимания важно не только знать Закон Божий, литературных и фольклорных персонажей, но и чувствовать, понимать происходящее. Участие детей в постановках на основе Священного Писания (Рождественский вертеп, Рождественские пьесы про царя Ирода), русских сказок, былин позволит им лучше понять чувства их героев, "пожить" в мире этих образов, впитать в себя все лучшее и научиться распознавать зло под лицемерной маской добра.

Очень важно  заронить в детей интерес к  важным вопросам мироздания в раннем возрасте. Не читать нотаций и все  объяснять, а именно удивить, заинтересовать ребёнка, предложить самому подумать. Через театральный экспромт, импровизацию можно рассуждать с детьми на важнейшие этические, социальные, исторические и философские темы: откуда взялся человек; в чем смысл жизни; что такое счастье, справедливость, честность; как бороться со своими недостатками; как научиться дружить; какой была наша Родина много лет назад и т.п. и т.д.

 

Развитие детского творчества.

Дети участвуют  в создании постановки, предлагая  свои изменения. Возможно, сами придумывают (может быть пишут) и сами играют свои сценки. Происходит освоение родного  языка, законов логического мышления, постижение всей душевной красоты и многообразия литературы и искусства.

И, может быть, самое важное: умело подобранный  репертуар воспитает в детях  без "моралей и занудства" любовь к прекрасному, к великому, к настоящему. Ребенок воспитанный в атмосфере  сотрудничества, взаимовыручки, взаимопонимания между взрослыми и детьми через всю жизнь и все соблазны пронесет искорку любви к родному дому, к красоте, к своему детству. А ведь это та малость, которая зачастую останавливает нас от рокового шага в самые трудные и искусительные мгновения жизни.

Творческая  личность - важнейшая цель как всего  процесса обучения, так и эстетического  воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому  творчеству, невозможно решить важнейшую  задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог художественного коллектива должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература.

  1. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.
  2. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. — М.: Педагогика, 1982. — c.34.
  3. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.59
  4. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.24-25
  5. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.25-26
  6. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.26
  7. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г. - 206с.
  8. Луначарский А.В. Вместо введения // Игра. Непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры. -№ 1. Пг„ - 1918. - С.1.
  9. Луначарский А.В. О воспитании и образовании / Под ред. А.М.Арсеньева и др. -М.: Педагогика, 1976. 640 с.
  10. Макаренко А.С. Собрание сочинений. В 4 т. М.: Правда, 1987.16. . Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Г.Н.Волкова. М.: Педагогика ,1985. - 352 с.
  11. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.
  12. Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.

 

  1.  Станиславский КС. Этика. М., 1981.
  2. Титова Е.В. Если знать как действовать. —М.: Просвещение, 1993. — c.35
  3. Титова Е.В. Методика воспитания: методологические аспекты. — СПб, 1996. — С.4-9
  4. Титова Е.В. Если знать как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — c.178.
  5. Хёйзиш а Йохан. Попю ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с иидерл. / Общ. ред. им моелесл. Г.М.Тавризян. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы воспитательной работы в художественном коллективе