Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 14:09, реферат
Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Прежде всего, это феномен внешне-групповой враждебности. Все западные социальные психологи подчёркивают её универсальность и неизбежность в межгрупповом взаимодействии.
Реферат на тему:
Межгруповые отношения
и взаимодействия.
Антоненко Елена 1 курс «менеджмент»
Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Прежде всего, это феномен внешне-групповой враждебности. Все западные социальные психологи подчёркивают её универсальность и неизбежность в межгрупповом взаимодействии.
Отличительной особенностью межгрупповых
отношений является субъективность,
пристальность межгруппового
Одним из первых ученых, обративших внимание
на психологические закономерности
отношении между группами, был
У. Самнер, описавший в опубликованной
в 1906 г работе «Народные обычаи»
феномен этноцентризма. Этноцентризм
проявляется в чувстве
У. Самнер рассматривал этноцентризм как универсальным механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса..
Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношении, можно условно объединить в рамках основных подходов. Так, уже в поздних работах 3. Фрейда излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности.
Внешнегрупповая враждебность и агрессивность,
как способ разрешения внутриличностных
конфликтов и фрустраций, используется
в качестве объяснительной схемы
в целом ряде исследований: авторитарной
или этноцентрической личности (Т. Адорно,
1950), генерализации агрессии, возникающей
в результате фрустрируюшего воздействия
на личность (Л. Берковитц, 1972), роли этнических
стереотипов в регуляции
И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости. Эти исследования получили широкую известность и оказали значительное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США.
С принципиально иных теоретических позиций подходит к проблеме межгрупповых конфликтов М. Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации конкурентного взаимодействия представителей этих групп (М. Шериф, К. Шериф, 1953, М. Шериф, 1961,1966).
Полевые эксперименты М. Шерифа положили начало экспериментальному направлению в исследовании психологии межгрупповых отношений. В них впервые была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости от этих условий. Наконец, в исследованиях М. Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).
Но концепция М. Шерифа не может
объяснить многочисленные факты, зафиксированные
в экспериментальных
Экспериментальные исследования и
теоретическое осмысление этих феноменов
(эксперименты по минимальной межгрупповой
дискриминации) послужили основой
создания оригинальной теории межгрупповых
отношений Г. Тэджфела и Дж. Тернера.
Г. Тэджфел, его сотрудники и последователи
(М. Биллиг, Дж. Тернер и др.) провели
серию лабораторных экспериментов,
получивших в социальной психологии
название «эксперименты с матрицами
Тэджфела» или «эксперименты
по минимальной межгрупповой дискриминации.
Теория социальной идентичности Г. Тэджфела
и Д. Тернера объясняет феномены
внутри группового фаворитизма и
внешне-групповой
Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».
С. Уорчел (1979) считает, что для улучшения
межгрупповых отношений важна не
просто смена конкурентного
Теория социальной (групповой) идентичности позволяет более конструктивно подойти к проблеме межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции в условиях социально-экономических изменений, связанных с появлением новых социальных групп и изменениями в социальной стратификации. Она предполагает возможность несоответствия реальной, объективной принадлежности индивида к той или иной социальной группе и субъективного осознания своего группового членства. При этом возможны ситуации кризиса социальной идентичности, когда индивид затрудняется определить свою групповую идентичность (принадлежность к конкретной социальной категории) и свое отношение к представителям своей и других групп.
Вывод: В итоге анализа состояния
проблемы межгрупповых отношений в
западной социальной психологии, можно
сказать, что в ней накоплен большой
опыт исследований, выражающих различные
теоретические и методические подходы.
Они позволяют с разных точек
зрения подойти к анализу
Понятие идентичности
Теоретическая и эмпирическая разработка
проблемы идентичности началась в психологии
в последние десятилетия
Проблема идентичности разрабатывалась
представителями
Первыми к психологическому анализу
феномена идентичности обратились сторонники
психоаналитического
Операционализация категории идентичность была осуществлена Дж.Марсиа . Он выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем», т.е. актуализируется в ситуации социального выбора. Так, к примеру, подросток для достижения идентичности должен решить такие проблемы, как: идти работать или учиться, какую работу или учебное заведение выбрать, продолжать общаться с теми сверстниками, которые не нравятся родителям или нет и т.д. Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности.
В работах А.Уотермана акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он предполагал, что сформированная идентичность включает в себя выбор целей, ценностей и убеждений. Этот выбор актуализируется в период кризиса идентичности и является основанием для дальнейшего определения смысла жизни.
Исследования идентичности, проводимые в рамках интеракционистской ориентации, исходят из концепции «Я» Дж.Мида. Рассматривая проблему соотношения личных и социальных начал в человеке, Дж.Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. В работе Н.В Антоновой при анализе соотношения осознаваемой и неосознаваемой идентичностей в работе Дж.Мида подчеркивается, что неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает тогда, когда человек начинает размышлять о себе и своем поведение. Однако осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума, поскольку она формируется при помощи приобретенных в социальном взаимодействии категорий, выработанных в языке. В то же время наличие осознаваемой идентичности означает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать ритуализированному развертыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения.
Дж.Мид считал, что при рождении человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми. Таким образом, акцент делается на социальной обусловленности идентичности: она возникает только при условии включенности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы. Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой.
Ю.Хабермас понимает личностную и
социальную идентичность как два
измерения, в которых реализуется
балансирующая Я-идентичность. Вертикальное
измерение - личностная идентичность –
обеспечивает связность истории
жизни человека. Горизонтальное измерение
– социальная идентичность - обеспечивает
возможность выполнять
В рамках когнитивистской ориентации
проблематика идентичности активно
разрабатывалась в таких
Дж.Тернер от мотивационно-когнитивных
оснований теории социальной идентичности
перешел к собственно когнитивным
основам в своей теории самокатегоризации
(самокатегоризация –
-
самокатегоризация себя
- групповая самокатегоризация (социальная идентичность);
-
личностная самокатегоризация (
Между выраженностью одного уровня
самокатегоризации и другими
ее уровнями существует функциональный
антагонизм: с позиций личностной
идентичности человек не видит сходства
между группами, с позиций групповой
идентичности не различает индивидуальных
характеристик отдельных членов
группы. Категоризовав себя со своей
группой в поисках
Итак, краткий психологический анализ феномена идентичности позволяет сделать некоторые обобщения.