Межгруповые отношения и взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Прежде всего, это феномен внешне-групповой враждебности. Все западные социальные психологи подчёркивают её универсальность и неизбежность в межгрупповом взаимодействии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.39 Кб (Скачать файл)

 

Эксперименты М.Шерифа проводились  в середине 50-х годов в американском местечке Роберс Кейве, в летнем лагере для подростков на протяжении нескольких лет. Основной целью исследовании было изучение влияния характера межгруппового  взаимодействия (кооперативною или  конкурентного) на характер взаимоотношений, складывающихся между группами и  внутри групп. С этой целью администрация  лагеря специально организовывала взаимодействие между группами подростков таким  образом, чтобы оно носило выраженный характер соревнования, в котором  только одна из соревнующихся групп  могла одержать победу. По результатам  наблюдений и опросов исследователи  зафиксировали проявление межгрупповой враждебности в отношениях между  группами (агрессивность по отношению  к представителям других групп, негативные стереотипы в восприятии других групп) и одновременное усиление внутри групповой сплоченности.

 

Формирование групп на разных этапах эксперимента осуществлялось no-разному. В одном случае в начале эксперимента подростки занимались обшей деятельностью  по уборке территории лагеря и исследователи  не вмешивались в стихийный процесс  установления знакомства и формирования взаимоотношении между подростками. Однако затем подростков разделили  на две группы таким образом, чтобы  разрушить дружеские связи, сложившиеся  во время знакомства. При этом было зафиксировано отсутствие проявлений враждебности в отношениях между  представителями разных групп до начала конкурентного взаимодействия между ними. В другом случае подростки, приезжавшие в лагерь, были заранее  поделены на две группы, и в этом случае некоторые проявления межгрупповой враждебности или по крайней мере различия в установках по отношению  к «своим» и «чужим» отмечались в самом начале совместного проживания в лагере, т.е. в отсутствие конкурентного  взаимодействия между группами. В  этот эксперимент исследователи  ввели еще одну переменную: первоначально  разделенные и конкурирующие  группы были затем поставлены в проблемную ситуацию, преодоление которой требовало  объединения усилии обеих групп (поломка водопровода, неисправность  грузовика, подвозившего продовольствие). На этом этапе исследования авторы зафиксировали снижение межгрупповой враждебности, хотя устранить ее полностью  так и не удалось. На основании  результатов этих экспериментов  М.Шериф сделал вывод о том, что  основной причиной возникновения межгрупповых конфликтов является характер взаимодействия — кооперативного или конкурентного  — между группами.

 

Полевые эксперименты М.Шерифа положили начало экспериментальному направлению  в исследовании психологии межгрупповых отношений. В них впервые была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости  от этих условий. Наконец, в исследованиях  М.Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность  снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового  взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп  и требующих сотрудничества для  их достижения).

 

Справедливо подчеркивая важную роль особенностей межгруппового взаимодействия в формировании межгрупповых отношений, концепция М.Шерифа не может объяснить  многочисленные факты, зафиксированные  в экспериментальных исследованиях {в том числе самого М.Шерифа), не укладывающиеся в рамки этой теории. Речь идет о проявлениях внешнегрупповой  враждебности и предубежденности в  оценках своей и чужой группы, возникающих в отсутствие объективного конфликта интересов и вообще предшествующего опыта межгруппового  взаимодействия.

 

Экспериментальные исследования и  теоретическое осмысление этих феноменов (эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации} послужили основой  создания оригинальной теории межгрупповых отношений Г.Тэджфела и Дж..Тернера (Г.Тэджфел, 1970, Г.Тэджфел, Дж. Тэрнер, 1979, Дж.Тернер, Х.Джайлс, 1984). Г.Тэджфел, его  сотрудники и последователи (М.Биллиг, Дж. Тернер и др.) провели серию  лабораторных экспериментов, получивших в социальной психологии название «эксперименты  с матрицами Тэджфела» или  «эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации». В этих экспериментах  испытуемые — студенты — случайным  образом делились на две группы, при этом отнесение их к той  или иной группе проводилось на основе частных, незначимых критериев (например, предпочтение одного из двух художников-абстракционистов или тенденция к переоценке или  недооценке количества точек при  их кратковременном предъявлении на тахистоскопе и т.д.). Исследователи  специально исключали из ситуации эксперимента все факторы, которые могли бы рассматриваться в качестве объективных  причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуемыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. На втором этапе экспериментов испытуемые индивидуально распределяли плату  за участие в эксперименте между  двумя другими участниками, о  которых им было известно только то, к какой из двух групп те принадлежали. Определение суммы, причитающейся  другим участникам, производилось с  помощью специально разработанных  таблиц, в которых фиксировались  в различных вариантах абсолютные размеры сумм, причитающихся представителю  «своей» и «другой» группы, и их соотношение. При этом испытуемые могли  сделать выбор между различными вариантами стратегий распределения: уравнительное (справедливое), максимальная сумма для обоих участников, максимальная выгода для представителя своей  группы (абсолютный ингрупповой фаворитизм), максимальное различие в пользу представителя  своей группы (относительный ингрупповой  фаворитизм) и, наконец, — интегральный ингрупповой фаворитизм как сочетание  двух предыдущих стратегий. В результате этих экспериментов было зафиксировано  преобладание у испытуемых стратегии, связанной с установлением максимальных различий между суммами, выделяемыми  для представителей своей и другой группы, в пользу первых. Причем эта  стратегия выбиралась даже в тех  случаях, когда абсолютный размер суммы, причитающейся представителю своей  группы, был меньше максимально возможного. То есть главной целью испытуемых было установление максимальных различий между группами в пользу своей  группы. Это явление, связанное с  тенденцией оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам  другой группы, получило название внутригрупповой  фаворитизм (от лат. favor— благосклонность). Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получила название межгрупповой дискриминации (в данном случае в форме внешнегрупповой  дискриминации). По мнению Г.Тэджфела внутригрупповой  фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация  являются универсальными феноменами психологии мсжгрупповых отношений.

 

 

                                            Литература:

 

 

1. Агеев B. C. Психология  межгрупповых отношений. - М., 1983

 

2. Маклаков А.Г. Общая  психология. - СПб., 2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Межгруповые отношения и взаимодействия