Межличностное общение детей младшего школьного возраста со средней и тяжелой формами умственной отсталости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Младшие школьники с нарушением интеллекта держатся однажды сложившегося мнения. Если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, они не могут без посторонней помощи переменить к нему отношение, увидеть в своем товарище положительные проявления характера. Отношения между детьми с нарушением интеллекта менее устойчивы, менее реалистично осознание ими своих отношений с одноклассниками, им присуща низкая удовлетворенность общением. По мнению А. И. Гаурилюс (1995), высокое оценивание себя у этих детей представляет собой проявление не завышенной самооценки, а неспособности оценить себя самостоятельно. Максимально высоко оценивая себя, умственно отсталый ребенок воспроизводит лишь социальные требования к личности человека, которые задаются ему взрослым. Оценки, одобряемые социумом, он не соотносит с особенностями собственной личности

Содержание работы

Введение.

I. Теоретико – методологические аспекты изучения проблемы межличностного общения детей младшего школьного возраста со средней и тяжелой формами умственной отсталости…………….7
1.1 Краткая характеристика средней и тяжелой форм умственной отсталости…………………………………………………………………… 7
1.2 Психолого – педагогическая характеристика умственно отсталых школьников……………………………………………………………………15
1.3 Психологические особенности межличностных отношений
в младшем школьном возрасте………………………………………………21
1.4 Определение межличностного общения в психологии……………...29
II. Эмпирическое исследование проблемы межличностного общения детей младшего школьного возраста со средней и тяжелой формами умственной отсталости………………………………………32
2.1 Проведение и организация исследования…………………………….32
2.2 Анализ и статистическая обработка полученных результатов……...35
Вывод………………………………………………………………………....38
Список литературы………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсак.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки, как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом.

Анализ характеристик, которые педагоги давали детям с различным социальным статусом, показывает, что «изолированных» детей не любят сами педагоги. Это значит, что учителя вольно или невольно могут способствовать усилению изоляции ребенка в классе. Систематические отрицательные оценки и суждения, резкие замечания в адрес ребенка («Опять ты всем мешаешь!») становятся для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим одноклассника, и некритически повторяются в собственных оценках детей, которые перестают принимать сверстника.

Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребенка всему классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и потому избегают общения с ними.

В этой связи необходимо отметить, что дидактогении (т.е. нарушения психогенного характера, вызванные непедагогическими поступками учителей) наиболее часто встречаются именно у младших школьников.

Вместе с тем именно педагог, в силу своей исключительной значимости для младшего школьника, может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе.

В анализе причин сложившейся ситуации и поиске путей выхода из нее существенную помощь может и должен оказать психолог, владеющий методами диагностики и коррекции межличностных отношений.

Наиболее распространенным методическим приемом, позволяющим установить положение ребенка в системе личных отношений в классе, является социометрическая процедура. Самым популярным критерием выбора, который предлагается младшим школьникам, является «Выбор товарища по парте», зарекомендовавший себя в отечественных исследованиях как один из интегративных критериев, наиболее адекватных для этого возраста, а также социометрическая процедура «Выбор в действии».

Как уже отмечалось, для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность.

Их основой является позитивная самооценка. В младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка в отношении своих учебных способностей и общих возможностей. Конечно, наиболее благополучный вариант, когда самооценка достаточно высока и адекватна. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможности для их реализации. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.

Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремление ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценной или, в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Определение межличностного  общения в психологии.

 

         «Межличностные отношения» - по определению А.В. Петровского,             М.Г. Ярошевского, - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного     взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга      в процессе их совместной деятельности и общения». 

Межличностное общение  — взаимодействие между несколькими  людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения

 Межличностные отношения  являются  составной  частью  взаимодействия  и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения  —  это  объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.  В  их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния  взаимодействующих  людей и  их  психологические  особенности.  В   отличие   от   деловых   отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

      Развитие  межличностных  отношений   обусловливается  полом,  возрастом,  национальностью  и  многими   другими  факторами.  У  женщин   круг   общения значительно меньше, чем у мужчин. В  межличностном  общении  они  испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации  о  себе. Они чаще жалуются на одиночество (И.  С.  Кон).  Для  женщин  более  значимы особенности, проявляющиеся  в  межличностных  отношениях,  а  для  мужчин  —деловые качества. В  разных  национальных  общностях  межперсональные  связи строятся с учетом положения человека в  обществе,  половозрастных  статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

      Процесс  развития межличностных отношений   включает  в  себя  динамику, механизм регулирования межперсональных  отношений и условия их развития. Межличностные  отношения   развиваются  в  динамике:  они  зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего  могут  постепенно ослабляться, Динамика развития межличностных  отношений  проходит  несколько этапов:  знакомство,  приятельские,  товарищеские  и  дружеские   отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от  социокультурных  норм  общества. Приятельские  отношения  формируют   готовность   к   дальнейшему   развитию

межличностных  отношений.  На  этапе   товарищеских   отношений   происходит сближение  взглядов  и  оказание  поддержки  друг  другу  (недаром   говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения  имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей  деятельности  и  т.д. Можно  выделить  утилитарную  (инструментально-деловую)  и  эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон).

      Механизмом  развития межличностных отношений  является эмпатия —  отклик  одной личности на переживания  другой. Эмпатия имеет  несколько   уровней  (Н. Обозов). Первый уровень  включает  когнитивную  эмпатию,  проявляющуюся  в виде  понимания  психического  состояния  другого  человека  (без  изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию  в  форме  не  только понимания состояния объекта, но и сопереживания  ему,  т.  е.  эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает  когнитивные,  эмоциональные и,  главное, поведенческие компоненты.   Данный   уровень   предполагает   межличностную идентификацию, которая является  мысленной (воспринимаемой  и понимаемой), чувственной (сопереживаемой)  и действенной.  Между  этими  тремя  уровнями эмпатии  существуют   сложные   иерархически   организованные   взаимосвязи.

Различные формы эмпатии  и ее интенсивности могут быть присущи как  субъекту, так  и  объекту  общения.   Высокий   уровень   эмпатийности   обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

      Условия  развития межличностных  отношений   существенно  влияют  на  их  динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению   с  сельской местностью, межличностные  контакты более многочисленны, быстро  заводятся и так же  быстро  прерываются.  Влияние   временного   фактора   различно   в зависимости от   этнической   среды:   в   восточных   культурах   развитие межличностных отношений как бы  растянуто во  времени,  а в западных  — спрессовано, динамично.

 

 

 

                        

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       II. Эмпирическое исследование проблемы межличностного общения детей младшего школьного возраста со средней и тяжелой формами умственной отсталости

2.1 Проведение и организация  исследования

  Научно – исследовательская робота проводилось на базе общеобразовательной специализированной  школы – интерната №1 г. Кременная. В исследовании приняло участие 16 детей возраста 7 – 8 лет с тяжелой и средними формами умственной отсталости, 8 девочек и 8 мальчиков.

  Эмпирическое исследование предусматривало исследование сформированности навыков межличностного общения детей с тяжелой и средней степенью умственной отсталости, процесс межличностного  взаимодействия между детьми, воспитателями.

  В соответствии с гипотезой, целями и задачами исследования были использованы следующие методики:

1. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (формы PAC-S/P  и РАС-1 ).

Цели:

1. Выявление уровня  развития ребенка с тяжелой и средней умственной отсталостью (с множественными нарушениями).

2.Оценка развития навыков  ребенка в динамике с тяжелой и средней  умственной отсталостью (с множественными нарушениями).

Инструкция для специалиста. Бланк карты наблюдений заполняется следующим образом: если навык, соответствующий определенному вопросу, сформирован, то ячейка с номером вопроса заштриховывается полностью синим карандашом. Если навык освоен частично, то соответствующая ячейка заштриховывается частично. Если навык не сформирован, то поле остается пустым.

Рекомендации для специалиста. Оценку целесообразно проводить  раз в полгода, что позволяет выявлять новые сформировавшиеся навыки, которые отмечаются на бланке наблюдений красным цветом.

Социограмму заполняют те люди, которые наибольшее время находятся с конкретными детьми, так как они наиболее полно могут ответить на вопросы анкеты.

Благодаря чрезвычайно  удобной радиальной форме представления  можно наглядно видеть уровень развития навыков.

Использование методики дает информацию о темпе развития ребенка, выявляет области наиболее активного развития, позволяет установить сензитивные периоды, в которые работа по адаптации ребенка может вестись более интенсивно

       Методика «Социограмма PAC-S/P» позволяет выявлять как индивидуальные, так и общие закономерности развития социально-бытовых, сенсорно-перцептивных, эмоциональных и коммуникативных навыков у детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и отслеживать динамику их формирования в процессе психолого-педагогической коррекции.

  Форма PAC-S/P предназначена для диагностики тяжелой степени умственной отсталости. Имеет 180 утверждений, касающихся сформированности навыков ребенка. Разбита на 4 отдельных блока:

  1. Самообслуживание – включает в себя «еда», «туалет и умывание», «раздевание и одевание»
  2. Восприятие и речь- включает «восприятие и обследование», Активная речь», «пассивная речь».
  3. Социальная приспособленность.
  4. Моторика – «общая моторика» и « моторика пальцев рук».

    Форма PAC-1 предназначена для диагностики средней степени умственной отсталости. Имеет 120 утверждений. Диагностирует то, что и форма PAC-S/P.

В данной работе наблюдение велось по двум блокам, касающихся аспекта  межличностных отношений –« Социальная приспособленность» и «Восприятие  и речь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ и статистическая  обработка полученных результатов.

 

Общая обработка данных происходила следующим образом: каждый блок брался как 100%, то есть полная сформированность всех навыков, представленных в бланке. Путем математической обработки выводитться общий уровень овладения данным блоком каждого испытуемого.

В результате обратотки  данных дыли получены следующие результаты.

По форме  PAC-S/P.(табл.2)

 

Имя ученика

Восприятие и речь( в %)

Социальная приспособленность

( в %)

Восприятие и обследование

Активная речь

Пассивная речь

Васильева И.

71

80

81

64,5

Потаненко А

36

34

22

28

Витер С

55

79

75

68

Акименко В

83

79

82

72,5

Кондратюк Л.

39

43

37

31

Цурбан Н

64

74

73

52

Дорощук С.

53

69

72

44

Деревянко К.

78

81

84

81

Оганесян П

86

83

72

77


 

Исходя из полученных данных можно сказать, что уровень  усвоения навыков находиться на разных стадиях, что связано с уровнем интеллектуального развития. Из таблицы видно, , что у детей с тяжелой умственной отсталостью в младшей возрастной группе навыки восприятия и обследования  находятся в стадии формирования, . Уровень развития активной речи и пассивной речи  средний.

Информация о работе Межличностное общение детей младшего школьного возраста со средней и тяжелой формами умственной отсталости