Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:52, курсовая работа
Младшие школьники с нарушением интеллекта держатся однажды сложившегося мнения. Если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, они не могут без посторонней помощи переменить к нему отношение, увидеть в своем товарище положительные проявления характера. Отношения между детьми с нарушением интеллекта менее устойчивы, менее реалистично осознание ими своих отношений с одноклассниками, им присуща низкая удовлетворенность общением. По мнению А. И. Гаурилюс (1995), высокое оценивание себя у этих детей представляет собой проявление не завышенной самооценки, а неспособности оценить себя самостоятельно. Максимально высоко оценивая себя, умственно отсталый ребенок воспроизводит лишь социальные требования к личности человека, которые задаются ему взрослым. Оценки, одобряемые социумом, он не соотносит с особенностями собственной личности
Введение.
I. Теоретико – методологические аспекты изучения проблемы межличностного общения детей младшего школьного возраста со средней и тяжелой формами умственной отсталости…………….7
1.1 Краткая характеристика средней и тяжелой форм умственной отсталости…………………………………………………………………… 7
1.2 Психолого – педагогическая характеристика умственно отсталых школьников……………………………………………………………………15
1.3 Психологические особенности межличностных отношений
в младшем школьном возрасте………………………………………………21
1.4 Определение межличностного общения в психологии……………...29
II. Эмпирическое исследование проблемы межличностного общения детей младшего школьного возраста со средней и тяжелой формами умственной отсталости………………………………………32
2.1 Проведение и организация исследования…………………………….32
2.2 Анализ и статистическая обработка полученных результатов……...35
Вывод………………………………………………………………………....38
Список литературы………………………………………………………..41
Параметр «Восприятие и обследование окружающего мира» позволяет проследить, чем интересуется ребенок, как он реагирует на окружающие его предметы, звуки, запахи. Также этот параметр дает возможность выяснить, насколько ребенок любознателен, как представляет себе окружающий его мир.. В обследовании среднее значение составляло 59%, что может свидетельствовать о стремлении детей расширить свой кругозор. Это проявляется выраженным ориентировочным рефлексом и ростом интереса к окружающему миру.
Параметр
«Активная речь» позволяет
Параметр «Пассивная речь» позволяет узнать, насколько ребенок понимает обращенную к нему речь, понимает ли он требования, которые к нему предъявляются, а также обращенные к нему просьбы.
Параметр «Социальная приспособленность» позволяет узнать, насколько ребенок социально активен, вступает ли он в контакт с детьми и взрослыми, проявляет ли интерес к игре.
Из результатов обследования видно, что социальная адаптация составляла 43%. Многие дети показывали высокие результаты (50—80%). Этот параметр имеет большое значение, так как от социальной активности детей зависят их дальнейшая социальная реабилитация и интеграция. Наблюдается неравномерное и нестабильное развитие психических функций у данной категории умственно отсталых детей.
Форма PAC – 1 (табл 3)
Имя ученика |
Речь и познавательные способности |
Социальная приспособленность | ||||
Речь |
Сравнения и главные понятия |
Понятие о числах |
Действия с карандашом и бумогой |
Игра |
Бытовая деятельность | |
Кузнецова С. |
63 |
71 |
53 |
58 |
69 |
23 |
Светикова А. |
49 |
52 |
54 |
61 |
64 |
43 |
Фоменко А.. |
67 |
73 |
47 |
53 |
66 |
54 |
Павленко П. |
55 |
51 |
47 |
44 |
37 |
31 |
Тарасова Ю. |
76 |
61 |
44 |
53 |
51 |
43 |
Сидоренко М.. |
74 |
77 |
78 |
69 |
86 |
85 |
Максютенко Н. |
63 |
55 |
57 |
51 |
65 |
68 |
Как свидетельствуют результаты исследования (табл. 3) у детей со средней степенью утсталости уровень ксвоения навыков немного ниже, чем в предыдущей группе. Это связано с усложнением учебной деятельности и более высокими требованиями к овладению этих навыков.
Как показали результаты обследования сферы «Восприятие окружающего мира» - уровень развития 65%, что свидетельствовало о расширении кругозора в восприятии окружающей действительности и о перспективах развития его в процессе обучения так называемых «необучаемых» детей.
Показатели
речевой и коммуникативной деятельности
и развитие познавательной сферы
в группе со средней степенью
нарушением интеллекта в процессе психолого-педагогической
коррекции имели отчетливо
.
Выводы
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие – остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.
Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.
Дети-олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.
Исследования в области специальной психологии и педагогики (Т.Е. Конникова, Т.А. Мальковская) показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.
Характер межличностных отношений детей с нарушением интеллекта характеризуется несколькими аспектами, среди которых можно выделить:
1) ориентация ребенка на отношение и оценку своих сверстников под воздействием оценок старших;
2) достаточно упрощенный подход в системе оценок сверстников (хороший – плохой);
3) достаточная категоричность
в оценки своих сверстников
и наличие достаточно
Имеет место не соответствие самооценки ребенка с его положением в коллективе, так переоценивают свое положение в классе в основном не контактные, ограниченные в общении дети. Не соответствие самооценки коррелирует с уровнем интеллекта ребенка.
Отношения между детьми с нарушением интеллекта часто мотивируется сиюминутными действиями или действиями в малый промежуток времени. Ребенок способен координально изменить свое отношение к сверстнику. Важно отметить, что межличностное отношение детей с нарушением интеллекта характеризуется повышенной степенью агрессивности.
Таким образом, данная работа позволяет говорить, что фактор общения обеспечивает формирование личности посредством осознания ребенком своего места в коллективе, собственной самооценкой и отношением взрослых и сверстников к нему. Вместе с тем, такой ребенок скорее воспроизводит социальные требования к себе и другим заданные взрослыми, нежели на самом деле осознает их. Оценка сверстников та же представляет собой заимствование оценочных суждений взрослых. В то же время, исследование показало наличие динамики формирования личности ребенка и становления межличностных отношений детей.
Проведенное исследование позволило
выявить развития, существующие между
«контактными» и «не
Список литературы