Межличностное общение детей младшего школьного возраста со средней и тяжелой формами умственной отсталости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Младшие школьники с нарушением интеллекта держатся однажды сложившегося мнения. Если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, они не могут без посторонней помощи переменить к нему отношение, увидеть в своем товарище положительные проявления характера. Отношения между детьми с нарушением интеллекта менее устойчивы, менее реалистично осознание ими своих отношений с одноклассниками, им присуща низкая удовлетворенность общением. По мнению А. И. Гаурилюс (1995), высокое оценивание себя у этих детей представляет собой проявление не завышенной самооценки, а неспособности оценить себя самостоятельно. Максимально высоко оценивая себя, умственно отсталый ребенок воспроизводит лишь социальные требования к личности человека, которые задаются ему взрослым. Оценки, одобряемые социумом, он не соотносит с особенностями собственной личности

Содержание работы

Введение.

I. Теоретико – методологические аспекты изучения проблемы межличностного общения детей младшего школьного возраста со средней и тяжелой формами умственной отсталости…………….7
1.1 Краткая характеристика средней и тяжелой форм умственной отсталости…………………………………………………………………… 7
1.2 Психолого – педагогическая характеристика умственно отсталых школьников……………………………………………………………………15
1.3 Психологические особенности межличностных отношений
в младшем школьном возрасте………………………………………………21
1.4 Определение межличностного общения в психологии……………...29
II. Эмпирическое исследование проблемы межличностного общения детей младшего школьного возраста со средней и тяжелой формами умственной отсталости………………………………………32
2.1 Проведение и организация исследования…………………………….32
2.2 Анализ и статистическая обработка полученных результатов……...35
Вывод………………………………………………………………………....38
Список литературы………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсак.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

   Параметр «Восприятие и обследование окружающего мира» позволяет проследить, чем интересуется ребенок, как он реагирует на окружающие его предметы, звуки, запахи. Также этот параметр дает возможность выяснить, насколько ребенок любознателен, как представляет себе окружающий его мир.. В обследовании среднее значение составляло 59%, что может свидетельствовать о стремлении детей расширить свой кругозор. Это проявляется выраженным ориентировочным рефлексом и ростом интереса к окружающему миру.

Параметр  «Активная речь» позволяет выявить, насколько ребенок владеет речевыми навыками. Выясняется, как ребенок  общается с окружающими, говорит ли он отчетливо слова или фразы, копирует слоги или просто мычит. От того, насколько ребенок владеет речью, зависит то, как его понимают, отвечают на его просьбы и желания. Общий уровень сформированности – 64%, что говорит о становлении речи, дети начинают отчетливо произносить слова, повышается их социальная активность.

Параметр  «Пассивная речь» позволяет узнать, насколько ребенок понимает обращенную к нему речь, понимает ли он требования, которые к нему предъявляются, а также обращенные к нему просьбы.

Параметр  «Социальная приспособленность» позволяет  узнать, насколько ребенок социально  активен, вступает ли он в контакт  с детьми и взрослыми, проявляет  ли интерес к игре.

Из результатов  обследования видно, что социальная адаптация составляла 43%. Многие дети показывали высокие результаты (50—80%). Этот параметр имеет большое значение, так как от социальной активности детей зависят их дальнейшая социальная реабилитация и интеграция. Наблюдается неравномерное и нестабильное развитие психических функций у данной категории умственно отсталых детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма PAC – 1 (табл 3)

Имя ученика 

Речь и  познавательные способности

Социальная  приспособленность

Речь 

Сравнения и  главные понятия

Понятие о  числах

Действия  с карандашом и бумогой

Игра

Бытовая деятельность

Кузнецова С.

63

71

53

58

69

23

Светикова А.

49

52

54

61

64

43

Фоменко А..

67

73

47

53

66

54

Павленко  П.

55

51

47

44

37

31

Тарасова  Ю.

76

61

44

53

51

43

Сидоренко М..

74

77

78

69

86

85

Максютенко  Н.

63

55

57

51

65

68


 

Как свидетельствуют результаты исследования (табл. 3) у детей со средней степенью утсталости уровень ксвоения навыков немного ниже, чем в предыдущей группе. Это связано с усложнением учебной деятельности и более высокими требованиями к овладению этих навыков.

Как показали результаты обследования сферы «Восприятие окружающего мира»  - уровень развития 65%, что свидетельствовало о расширении кругозора в восприятии окружающей действительности и о перспективах развития его в процессе обучения так называемых «необучаемых» детей.

Показатели  речевой и коммуникативной  деятельности и развитие познавательной сферы  в группе  со средней степенью нарушением интеллекта в процессе психолого-педагогической коррекции имели отчетливо выраженную положительную динамику (табл. 3). Хотя активная речь была развита лишь у половины обследованных, систематическое интенсивное обучение, проводимое в течение года, существенно расширяло словарный запас, коммуникативные возможности детей и привело к более активной социальной адаптации.  Показатель социальной активности выражен на 54%, что говорит о начале социализации, первым проявлениям активности и социального взаимодействия.

.

 

 

 

Выводы

Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение  у ребенка различных сторон психической  деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие – остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.

Структура психики умственно  отсталого ребенка чрезвычайно  сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных  и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

Дети-олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.

Исследования в области  специальной психологии и педагогики (Т.Е. Конникова, Т.А. Мальковская) показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

   Характер межличностных отношений детей с нарушением интеллекта характеризуется несколькими аспектами, среди которых можно выделить:

1) ориентация ребенка  на отношение и оценку своих  сверстников под воздействием  оценок старших;

2) достаточно упрощенный подход в системе оценок сверстников (хороший – плохой);

3) достаточная категоричность  в оценки своих сверстников  и наличие достаточно устойчивых  связей при той или иной  оценке.

Имеет место не соответствие самооценки ребенка с его положением в коллективе, так переоценивают свое положение в классе в основном не контактные, ограниченные в общении дети. Не соответствие самооценки коррелирует с уровнем интеллекта ребенка.

Отношения между детьми с нарушением интеллекта часто мотивируется сиюминутными действиями или действиями в малый промежуток времени. Ребенок способен координально изменить свое отношение к сверстнику. Важно отметить, что межличностное отношение детей с нарушением интеллекта характеризуется повышенной степенью агрессивности.

Таким образом, данная работа позволяет говорить, что фактор общения обеспечивает формирование личности посредством осознания ребенком своего места в коллективе, собственной самооценкой и отношением взрослых и сверстников к нему. Вместе с тем, такой ребенок скорее воспроизводит социальные требования к себе и другим заданные взрослыми, нежели на самом деле осознает их. Оценка сверстников та же представляет собой заимствование оценочных суждений взрослых. В то же время, исследование показало наличие динамики формирования личности ребенка и становления межличностных отношений детей.

Проведенное исследование позволило  выявить развития, существующие между  «контактными» и «не контактными» детьми с нарушением интеллекта. Отличия проявляются как в отношениях между детьми, так и в учебной деятельности. «Контактные» дети достигают более высоких результатов в учебе, их самооценка более адекватна. Следовательно, формирование личности ребенка с нарушением интеллекта происходит непосредственно через общение его с окружающими людьми, поэтому необходима продуманная система школьной организации, как системы процесса обучения и вне учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г. С. Общая психология: Учебное пособие для вузов.  --М.: Академический Проект, 2002. 496 с.
  2. Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития / Пер. со шведского / Под ред. Ю. Колесовой. СПб., 2001.
  3. БинеА., Симон Т. Неполноценные дети. М., 1911.
  4. Блонский П. П. О школьной и интеллектуальной недостаточности. На путях к новой школе. 1924. № 10-12.
  5. Бойков Д. И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ-интернатов. Автореферат канд. дис. СПб.. 1994.
  6. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
  7. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч. Т. 5. М., 1983.
  8. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1983.
  9. ГаурилюсА. И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем окружении у учащихся вспомогательной школы //Дефектология. 1995. № 2.
  10. Грюневальд К. Как учить и развивать умственно отсталых детей. СПб., 1994.
  11. Духновский С. В.  Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум.-  СПб.:Речь, 2009. — 141 с.
  12. .  Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  13. Замский X. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995.
  14. Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. М., 1935.

 

  1. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982
  2. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)//Актуальные проблемы интегрированного обучения. М., 2001.
  3. .  Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем. // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999.
  4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
  5. Маллер А. Р. Принципы обучения детей с глубокими умственными нарушениями // Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 2000.
  6. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.
  7. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10) / Под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Цирки на. СПб., 1994.
  8. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.
  9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970.
  10. Цикото Г. В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста// Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1976.
  11. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб., 2004.

Информация о работе Межличностное общение детей младшего школьного возраста со средней и тяжелой формами умственной отсталости