Межличностные конфликты в ходе учебной деятельности: сущность и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей межличностных конфликтов в учебной деятельности. В соответствии с целью курсовой работы нами были поставлены следующие задачи:
собрать и проанализировать теоретические исследования по проблеме межличностных конфликтов в учебной деятельности;
экспериментально исследовать зависимость выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности испытуемых;
обобщить полученные данные и сделать соответствующие выводы по курсовой работе.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическое изучение межличностных конфликтов в ходе учебной деятельности подростков 5
2 Межличностные конфликты в учебной деятельности подростка 10
3 Экспериментальное исследование межличностных конфликтов в учебной деятельности 16
Заключение 25
Глоссарий 22
Список использованных источников 25
Приложения 27

Файлы: 1 файл

Межличностные конфликты в учебной деятельности сущность и особенности.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о  работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Воркутинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Межличностные конфликты  в ходе учебной деятельности: сущность и особенности

Фамилия студента

Лагутова

Имя студента

Анастасия

Отчество студента

Анатольевна

№ контракта

06700100701003


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

3

1 Теоретическое изучение  межличностных конфликтов в ходе  учебной деятельности подростков

 

5

2 Межличностные конфликты в учебной деятельности подростка

3 Экспериментальное исследование межличностных конфликтов в учебной деятельности

10

16

Заключение

25

Глоссарий

22

Список использованных источников

25

Приложения

27


 

Введение

Проблема межличностных конфликтов всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на межличностные конфликты может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и разрешения.

Одно из следствий реформирования российского общества – рост количества и разнообразия межличностных конфликтов. Демократия – это конфликты. Но истинная демократия заключается не столько в том, что каждый имеет возможность отстаивать свои интересы различными средствами, вплоть до конфликта, сколько в том, что возникающие конфликты разрешаются конструктивно, гуманными, цивилизованными способами. Одна из главных причин усиливающейся социальной напряженности в обществе состоит именно в нашем неумении конструктивно разрешать межличностные и социальные конфликты. Конфликтующие стороны не хотят поступаться не только принципами, но и вообще чем бы то ни было. Они нацелены не на разрешение противоречий, а на взаимное противодействие, нанесение противнику максимального ущерба. Становясь самоцелью, борьба не может служить движущей силой прогрессивного развития общества.

Все это, в частности, относится и к межличностным  конфликтам в учебной деятельности, где на сегодняшний день они являются весьма распространенным явлением и  могут возникать в любых ситуациях, в любых группах, будь то школьный класс или педагогический коллектив.

Вышесказанное позволяет говорить об актуальности проблемы межличностных  конфликтов в учебной деятельности.

Итак, целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей межличностных конфликтов в учебной  деятельности.

В соответствии с целью курсовой работы нами были поставлены следующие задачи:

собрать и проанализировать теоретические исследования по проблеме межличностных конфликтов в учебной  деятельности;

экспериментально исследовать  зависимость выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности испыуемых;

обобщить полученные данные и сделать соответствующие  выводы по курсовой работе.

Гипотезой экспериментального исследования будем считать следующее: уровень личностной тревожности  испытуемых влияет на выбор способа реагирования испытуемых в конфликтной ситуации. То есть в курсовой работе мы будем доказывать, что испытуемые, имеющие высокий уровень тревожности в конфликтной ситуации скорее будут выбирать более негативные способы реагирования, такие, как соперничество, избежание и приспособление, и наоборот, те испытуемые, которые имеют средний или низкий уровень тревожности, в конфликтной ситуации более вероятно предпочтут такие способы реагирования, как компромисс и сотрудничество;

Объектом экспериментального исследования выступают учащиеся 9 класса школы №51 г. Воркута мужского и женского пола в количестве 50 человек, из них 21 человек мужского пола, 29 – женского.

Исследуемой проблемой  межличностных конфликтов занимались многие психологи-исследователи. Среди  них, Анцупов А.Я., Белкин А.С., Рыбакова М.М., Жаворонков В.Д., Зимина И.С., Гришина Н.В. и др.

 

Основная часть

1 Теоретическое изучение межличностных конфликтов в ходе учебной деятельности подростков

1.1 Характеристика межличностных конфликтов

 

Прежде чем перейти к непосредсвенному рассмотрению особенностей межличностных конфликтов в учебной деятельности подростков, представляется необходимым дать краткую характеристику межличностных конфликтов в целом.

Межличностные конфликты рассматривают  как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах (экономической, политической, производственной, педагогической, социокультурной, бытовой и т.д.) и социальных группах (школьный класс, студенческая группа, педагогический коллектив). Причины таких столкновений бесконечно многообразны – от удобного места в общественном транспорте до места директора в государственных структурах. Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих), интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т.д1.

Объективные факторы  создают потенциальную возможность  для возникновения конфликта. Например, вакантный статус лидера группы может стать причиной конфликта между двумя ее членами, если оба претендуют на этот статус. Условно объективными можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции.

Субъективные факторы  в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих  и др.) особенностей конфликтующих  личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствий.

Межличностные конфликты  возникают как между впервые  встретившимися, так и между постоянно  общающимися людьми. И в том  и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Процесс межличностного восприятия имеет сложную структуру. В социальной психологии процесс рефлексии предполагает как минимум три позиции со стороны каждого субъекта взаимодействия, характеризующие взаимное отображение субъектов:

  1. сам субъект, каков он есть в действительности;
  2. субъект, каким он видит самого себя;
  3. субъект, каким он видится другому.

В результате получается процесс удвоенного, зеркального  взаимоотражения субъектами друг друга (Рис. 1).


 

 

 

 

Рисунок 1 - Процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга

 

Похожую по структуре  построения на рефлексивную, но несколько  иную по содержанию схему взаимодействия субъектов предложил американский психотерапевт Э. Берн2.

Адекватному восприятию человека другим нередко мешают уже  сложившиеся стереотипы в отношении  данной категории людей. Например, у  ученика сложилось предвзятое представление  о педагоге как о бездушном  бюрократе, волокитчике и т. д. В  свою очередь, у педагога также может сформироваться негативный образ ученика, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот. В общении этих двух личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы – упрощенные образы определенных социальных типов. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации, как обобщение личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе или в определенной социальной среде. Примерами стереотипов могут быть высказывания типа: «все педагоги...», «все мужчины...», «все женщины...» и т. д. Сложившийся, возможно ложный, образ другого может серьезно деформировать процесс межличностного взаимодействия и способствовать возникновению конфликта.

Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.). В конфликтных ситуациях негативная установка углубляет раскол между оппонентами и затрудняет урегулирование и разрешение межличностных конфликтов.

Нередко причинами межличностных  конфликтов становится недоразумение («неправильное понимание» одного человека другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т. д. «Мы часто ожидаем, – пишет М. Мольц, – что окружающие будут реагировать на те же самые факты или обстоятельства так же, как и мы, делая те же самые выводы. Мы забываем... что человек реагирует не на реальные факты, а на свои представления о них»3. Представления у людей бывают разные, порой диаметрально противоположные, и этот факт надо принимать, как вполне естественное явление, не конфликтовать, а попытаться понять других.

Взаимодействуя с другими  людьми, человек защищает прежде всего  свои личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает в себя цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т. д. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость – взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия4.

Межличностная несовместимость  может стать причиной возникновения  эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешимой формой межличностного противоборства.

В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать  также влияние окружающей социальной, социально-психологической среды. Например, конфликты между мужчинами в  присутствии дам бывают особенно жестокими и бескомпромиссными, так как в них (какими бы ни были причины конфликтов) затрагиваются честь и достоинство оппонентов.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая  не только свои личные интересы. Они  могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей  и интересов, можно условно разделить  на три основных вида.

Первый – предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.

Второй – затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

Третий – представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов5.

Межличностные конфликты  можно также разделить на следующие  виды:

1) соперничество – стремление к доминированию;

2) спор – разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;

3) дискуссия – обсуждение спорного вопроса.

Таким образом, межличностные  конфликты можно рассматривать  как столкновение личностей в  процессе их взаимоотношений. Такие  столкновения могут происходить в самых различных сферах деятельности и социальных группах. Для учебной деятельности конфликты являются очень распространенным и актуальным явлением. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

2 Межличностные  конфликты в учебной деятельности подростка

 

В сфере образования  принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно  выделить следующие виды конфликтов: ученик–ученик; ученик–учитель; ученик–родители; ученик-администратор; учитель–учитель; учитель–родители; учитель–администратор; родители–родители; родители–администратор; администратор–администратор6.

Информация о работе Межличностные конфликты в ходе учебной деятельности: сущность и особенности