Межличностные конфликты в ходе учебной деятельности: сущность и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей межличностных конфликтов в учебной деятельности. В соответствии с целью курсовой работы нами были поставлены следующие задачи:
собрать и проанализировать теоретические исследования по проблеме межличностных конфликтов в учебной деятельности;
экспериментально исследовать зависимость выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности испытуемых;
обобщить полученные данные и сделать соответствующие выводы по курсовой работе.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическое изучение межличностных конфликтов в ходе учебной деятельности подростков 5
2 Межличностные конфликты в учебной деятельности подростка 10
3 Экспериментальное исследование межличностных конфликтов в учебной деятельности 16
Заключение 25
Глоссарий 22
Список использованных источников 25
Приложения 27

Файлы: 1 файл

Межличностные конфликты в учебной деятельности сущность и особенности.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Особенности конфликтов между учениками в подростковом возрасте. Одним из наиболее распространенных в учебной деятельности подростков является конфликт между учениками.

Наиболее распространены среди учащихся подростков конфликты  лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок  за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных.

На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным  способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностей основы важным становится не агрессия – способ достижения, а агрессия – самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты  подростка в отношениях с одноклассниками  обусловлены важной особенностью возраста – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению7.

Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей.

Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.

Большое влияние на конфликтное поведение подростков оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками - подростками служит примером для  воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся подростков с одноклассниками и родителями8. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничества» обусловливают наиболее бесконфликтные взаимоотношения детей. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей (около 15%). Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте9.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть – просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих подростков в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

Особенности конфликтов между учителем и учеником в ходе учебной деятельности подростков. Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

деятельности, возникающие  по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;

поведения (поступков), возникающие  по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

отношений, возникающие в сфере  эмоционально-личностных отношений  учащихся и учителей10.

Конфликты деятельности возникают  между учителем и учеником и проявляются  в отказе ученика выполнить учебное  задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой.

Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту  в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.

Конфликты отношений часто возникают  в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Среди особенностей педагогических конфликтов выделяют следующие:

ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель–ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности  за ошибки при разрешении конфликтов;

присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл  и для них; об этом всегда следует помнить учителю;

профессиональная позиция учителя  в конфликте обязывает его  взять на себя инициативу в его  разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как  формирующейся личности;

всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;

конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно  разрешить11.

Современная ситуация в стране, бедственное  положение школы, недостаточная  подготовка учителей, особенно молодых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований 35–40% неврозов подростков носит дидактогенный характер. Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций) 12.

Для конструктивного выхода из конфликта  важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться  на тех же принципах, что и с  учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать  подчинения. Такой тип отношений  не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.

Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами в учебной  деятельности подростков могут быть следующими:

контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность  учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

не приписывать ученику  свое понимание его позиции, перейти  на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);

стараться не выгонять ученика  из класса;

по возможности не обращаться к администрации;

не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;

дать себе и подростку  право на ошибку, не забывая что  «не ошибается только тот, кто  ничего не делает»;

независимо от результатов  разрешения противоречия постараться  не разрушить отношений с подростком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;

ценя в детях способность  понимать, во всем соглашаться с  педагогом13.

Таким образом, в учебной  деятельности подростков основными  субъектами конфликтов являются ученики  и учителя. Одним из наиболее распространенных является конфликт между учениками. Предупреждению конфликтов между подростками в ходе учебной деятельности способствуют хорошая организация учебно-воспитательного процесса в школе, утверждение и поддержание дисциплины, активная позиция учителей в трудных ситуациях взаимодействия школьников.

Среди конфликтов между  учителем и учеником в ходе учебной  деятельности подростка выделяют конфликты  деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют  особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, различием  в статусе и возрасте взаимодействующих сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте с учеником-подростком предполагает правильное определение своей позиции в конфликте, опору на взаимоотношения с родителями ученика, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение личности ученика, выполнение рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.

 

3 Экспериментальное исследование межличностных конфликтов в учебной деятельности подростков

 

Цель исследования: исследовать  зависимость выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности;

Задачи исследования:

определить уровень  личностной тревожности испытуемых;

определить способ реагирования испытуемых в конфликтной ситуации;

соотнести результаты первого  и второго этапа исследования и сделать соответствующие выводы.

Гипотеза: уровень личностной тревожности испытуемых влияет на выбор  способа реагирования испытуемых в  конфликтной ситуации;

Следствие гипотезы: испытуемые, имеющие высокий уровень тревожности  в конфликтной ситуации скорее будут выбирать более негативные способы реагирования, такие, как соперничество, избежание и приспособление, и наоборот, те испытуемые, которые имеют средний или низкий уровень тревожности, в конфликтной ситуации более вероятно предпочтут такие способы реагирования, как компромисс и сотрудничество;

Выборка исследования: испытуемые - учащиеся 9 класса школы №51 г. Воркута мужского и женского пола в количестве 50 человек, из них 21 человек мужского пола, 29 – женского.

Для определения зависимости выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности были использованы следующие методики исследования:

методика на исследование тревожности Спилбергера - Ханина;

методика на оценку способов реагирования в конфликте К.Н. Томаса.

1. Методика на исследование  тревожности Спилбергера - Ханина

Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто  возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность – важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуационной.

Нас интересует личностная тревожность. Она понимается, как  индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность  к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его  Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т. п.). Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.

У каждого конкретного  человека личностная тревожность развита  в различной степени, так что каждого, имея в виду его тревожность, можно охарактеризовать, исходя из его уровня развития личностной тревожности.

Представленная методика предназначена для оценки личностной тревожности. Она включает в себя шкалу ответов, диагностируемых личностную тревожность. В Приложении 1 дается описание этой шкалы.

Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:

«Прочтите внимательно  каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей  графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Информация о работе Межличностные конфликты в ходе учебной деятельности: сущность и особенности