Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:39, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей межличностных конфликтов в учебной деятельности. В соответствии с целью курсовой работы нами были поставлены следующие задачи:
собрать и проанализировать теоретические исследования по проблеме межличностных конфликтов в учебной деятельности;
экспериментально исследовать зависимость выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности испытуемых;
обобщить полученные данные и сделать соответствующие выводы по курсовой работе.
Введение 3
1 Теоретическое изучение межличностных конфликтов в ходе учебной деятельности подростков 5
2 Межличностные конфликты в учебной деятельности подростка 10
3 Экспериментальное исследование межличностных конфликтов в учебной деятельности 16
Заключение 25
Глоссарий 22
Список использованных источников 25
Приложения 27
Особенности конфликтов между учениками в подростковом возрасте. Одним из наиболее распространенных в учебной деятельности подростков является конфликт между учениками.
Наиболее распространены среди учащихся подростков конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных.
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностей основы важным становится не агрессия – способ достижения, а агрессия – самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению7.
Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей.
Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.
Большое влияние на конфликтное поведение подростков оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками - подростками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся подростков с одноклассниками и родителями8. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничества» обусловливают наиболее бесконфликтные взаимоотношения детей. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей (около 15%). Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте9.
Во-вторых, учитель обязан
вмешиваться в конфликты
Особенности конфликтов между учителем и учеником в ходе учебной деятельности подростков. Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей10.
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Среди особенностей педагогических конфликтов выделяют следующие:
ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель–ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда следует помнить учителю;
профессиональная позиция
всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить11.
Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований 35–40% неврозов подростков носит дидактогенный характер. Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций) 12.
Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.
Часто общение учителя с
Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами в учебной деятельности подростков могут быть следующими:
контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;
не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);
стараться не выгонять ученика из класса;
по возможности не обращаться к администрации;
не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;
дать себе и подростку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;
независимо от результатов
разрешения противоречия постараться
не разрушить отношений с
не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;
ценя в детях способность понимать, во всем соглашаться с педагогом13.
Таким образом, в учебной деятельности подростков основными субъектами конфликтов являются ученики и учителя. Одним из наиболее распространенных является конфликт между учениками. Предупреждению конфликтов между подростками в ходе учебной деятельности способствуют хорошая организация учебно-воспитательного процесса в школе, утверждение и поддержание дисциплины, активная позиция учителей в трудных ситуациях взаимодействия школьников.
Среди конфликтов между учителем и учеником в ходе учебной деятельности подростка выделяют конфликты деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте с учеником-подростком предполагает правильное определение своей позиции в конфликте, опору на взаимоотношения с родителями ученика, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение личности ученика, выполнение рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.
Цель исследования: исследовать зависимость выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности;
Задачи исследования:
определить уровень личностной тревожности испытуемых;
определить способ реагирования испытуемых в конфликтной ситуации;
соотнести результаты первого и второго этапа исследования и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза: уровень личностной тревожности испытуемых влияет на выбор способа реагирования испытуемых в конфликтной ситуации;
Следствие гипотезы: испытуемые,
имеющие высокий уровень
Выборка исследования: испытуемые - учащиеся 9 класса школы №51 г. Воркута мужского и женского пола в количестве 50 человек, из них 21 человек мужского пола, 29 – женского.
Для определения зависимости выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности были использованы следующие методики исследования:
методика на исследование тревожности Спилбергера - Ханина;
методика на оценку способов реагирования в конфликте К.Н. Томаса.
1. Методика на исследование тревожности Спилбергера - Ханина
Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность – важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуационной.
Нас интересует личностная тревожность. Она понимается, как индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т. п.). Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.
У каждого конкретного человека личностная тревожность развита в различной степени, так что каждого, имея в виду его тревожность, можно охарактеризовать, исходя из его уровня развития личностной тревожности.
Представленная методика предназначена для оценки личностной тревожности. Она включает в себя шкалу ответов, диагностируемых личностную тревожность. В Приложении 1 дается описание этой шкалы.
Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:
«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Информация о работе Межличностные конфликты в ходе учебной деятельности: сущность и особенности