Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:39, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей межличностных конфликтов в учебной деятельности. В соответствии с целью курсовой работы нами были поставлены следующие задачи:
собрать и проанализировать теоретические исследования по проблеме межличностных конфликтов в учебной деятельности;
экспериментально исследовать зависимость выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности испытуемых;
обобщить полученные данные и сделать соответствующие выводы по курсовой работе.
Введение 3
1 Теоретическое изучение межличностных конфликтов в ходе учебной деятельности подростков 5
2 Межличностные конфликты в учебной деятельности подростка 10
3 Экспериментальное исследование межличностных конфликтов в учебной деятельности 16
Заключение 25
Глоссарий 22
Список использованных источников 25
Приложения 27
Обработка результатов:
Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: № 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 – C1, затем сумма остальных цифр: № 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19 – С2. Затем подсчитывается уровень личностной тревожности:
ЛТ = С1-С2+35
Интерпретация результатов:
до 30 баллов – низкий уровень тревожности,
от 30 до 45 баллов – средний уровень тревожности,
от 45 и выше – высокий уровень тревожности.
2. Методика оценки
способов реагирования в
С помощью адаптированной
Н.В. Гришиной методики К.Н. Томаса (1973),
американского социального
Описание и бланк предложенной методики дается в Приложении 2.
Обработка результатов
По каждому из пяти разделов методики (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом.
Ключ для методики
Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.
Избежание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.
Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.
Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Оптимальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимальное числовое значение – О, максимальное – 12 баллов).
Преобладание одной из стратегий свидетельствует о том, что человек ориентируется преимущественно на эту линию поведения в конфликте.
Экспериментальное исследование зависимости выбора способов реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности проводилось нами в два этапа.
Первый этап экспериментального исследования
На первом этапе экспериментального исследования мы изучали уровень личностной тревожности испытуемых. С этой целью с ними была проведена методика на исследование тревожности Спилбергера - Ханина.
Сводные результаты первого этапа экспериментального исследования зависимости выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности, а точнее исследование уровня личностной тревожности испытуемых представлены в Таблице 1.
Таблица 1 - Сводные результаты первого этапа экспериментального исследования
№ п/п |
Полученный балл |
Уровень тревожности |
Количество испытуемых, обладающих данным уровнем тревожности |
1 |
до 30 баллов |
низкий |
9 |
2 |
30-45 баллов |
средний |
17 |
3 |
более 45 баллов |
высокий |
24 |
Опираясь на сводные
результаты первого этапа экспериментально
Наличие высокого уровня тревожности было выявлено у 24 испытуемых из 50, что составляет 48%;
Наличие среднего уровня тревожности диагностировано у 17 испытуемых из 50 – это 34%;
Наличие низкого уровня тревожности было выявлено у 9 испытуемых из 50, что составляет 18%.
Таким образом, почти у половины испытуемых (48%) диагностирован высокий уровень тревожности, треть испытуемых имеет средний уровень и только у пятой части испытуемых диагностирован низкий уровень тревожности.
Второй этап экспериментального исследования
На втором этапе экспериментального исследования мы оценивали способы реагирования испытуемых в конфликтной ситуации. С этой целью с ними была проведена методика на оценку способа реагирования в конфликтной ситуации К.Н. Томаса.
Сводные результаты второго этапа экспериментального исследования зависимости выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности, а точнее оценки способа реагирования испытуемых в конфликтной ситуации представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Сводные результаты второго этапа экспериментального исследования
№ п/п |
Способ реагирования в конфликтной ситуации |
Количество испытуемых, которые выбрали данный способ реагирования* |
1 |
Соперничество |
33 |
2 |
Избежание |
9 |
3 |
Приспособление |
4 |
4 |
Сотрудничество |
25 |
5 |
Компромисс |
29 |
Опираясь на сводные
результаты второго этапа
66% в качестве основного
способа реагирования в
58% - компромисс;
50% - сотрудничество;
18% - избежание;
и 8% - приспособление;
чаще других были диагностированы следующие совмещения способов реагирования: соперничество и компромисс (в 44% случаев), сотрудничество и компромисс (в 37% случаев), компромисс и избежание (в 12% случаев).
На основании анализа экспериментальных данных, полученных на первом и втором этапах экспериментального исследования зависимости выбора способов реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности, мы можем заключить следующее:
испытуемые, у которых на первом этапе исследования был диагностирован высокий уровень тревожности, склонны в ситуации конфликта выбирать более негативные способы реагирования. Так, из 48% испытуемых с высоким уровнем тревожности 41% в качестве способа реагирования выбрали соперничество, 9% - избежание, 27% - компромисс и только 23% - сотрудничество;
испытуемые, у которых на первом этапе исследования был диагностирован низкий уровень тревожности, в качестве основного способа реагирования в конфликтной ситуации выбрали компромисс - 35%, сотрудничество – 29% и только 21% - соперничество.
Таким образом, гипотеза о зависимости выбора способов реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности доказана.
Экспериментальное исследование зависимости выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности.
На основании полученных экспериментальных данных гипотеза экспериментального исследования была доказана. Были выведены следующие экспериментальные положения:
испытуемые, у которых на первом этапе исследования был диагностирован высокий уровень тревожности, склонны в ситуации конфликта выбирать более негативные способы реагирования: соперничество и компромисс, реже – сотрудничество и избежание;
испытуемые, у которых на первом этапе исследования был диагностирован низкий уровень тревожности, в качестве основного способа реагирования в конфликтной ситуации выбирают компромисс и сотрудничество, реже - соперничество.
Настоящая курсовая работа имела своей целью изучение особенностей межличностного конфликта в учебной деятельности. В соответствии с целью курсовой работы был проанализирован теоретический материал и сделаны следующие выводы.
Межличностные конфликты рассматривают как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы, они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом.
На сегодняшний день
межличностные конфликты
В учебной деятельности основными субъектами межличностных конфликтов являются ученик, учитель, родитель и администратор. Одним из наиболее распространенных является конфликт между учениками. Основные причины таких конфликтов – стремление подростка занять лидирующее положение в микрогруппе, классе, агрессивность и жестокость (источниками которых выступают аномалии семейных отношений и тип взаимодействия учителей с учениками), а также особенности возраста ученика. Предупреждению конфликтов между учениками способствуют хорошая организация учебно-воспитательного процесса в школе, утверждение и поддержание дисциплины, активная позиция учителей в трудных ситуациях взаимодействия школьников.
Среди конфликтов между учителем и учеником выделяют конфликты деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте с учеником предполагает правильное определение своей позиции в конфликте, опору на взаимоотношения с родителями ученика, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение личности ученика, выполнение рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.
Кроме того, целью курсовой работы являлось экспериментальное исследование зависимости выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности. На основании полученных экспериментальных данных гипотеза экспериментального исследования была доказана. Были выведены следующие экспериментальные положения:
В заключение хотелось бы отметить, что эффективное воздействие на межличностные конфликты может быть оказано только в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и разрешения.
№ п/п |
Новые понятия |
Содержание |
2 |
3 | |
агрессивность |
устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению | |
дискуссия |
обсуждение спорного вопроса | |
конфликт |
отсутствие согласия
между двумя или более | |
несовместимость |
взаимное неприятие (антипатию) партнеров | |
самооценка |
представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто | |
соперничество |
стремление к доминированию | |
спор |
разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем | |
стереотип |
устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами | |
субъект |
активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект | |
толерантность |
терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям |
Информация о работе Межличностные конфликты в ходе учебной деятельности: сущность и особенности