Межличностные конфликты в ходе учебной деятельности: сущность и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей межличностных конфликтов в учебной деятельности. В соответствии с целью курсовой работы нами были поставлены следующие задачи:
собрать и проанализировать теоретические исследования по проблеме межличностных конфликтов в учебной деятельности;
экспериментально исследовать зависимость выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности испытуемых;
обобщить полученные данные и сделать соответствующие выводы по курсовой работе.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическое изучение межличностных конфликтов в ходе учебной деятельности подростков 5
2 Межличностные конфликты в учебной деятельности подростка 10
3 Экспериментальное исследование межличностных конфликтов в учебной деятельности 16
Заключение 25
Глоссарий 22
Список использованных источников 25
Приложения 27

Файлы: 1 файл

Межличностные конфликты в учебной деятельности сущность и особенности.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Обработка результатов:

Подсчитывается сумма  чисел, записанных при ответе на утверждения: № 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 – C1, затем сумма остальных цифр: № 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19 – С2. Затем подсчитывается уровень личностной тревожности:

ЛТ = С1-С2+35

Интерпретация результатов:

до 30 баллов – низкий уровень тревожности,

от 30 до 45 баллов – средний уровень тревожности,

от 45 и выше – высокий  уровень тревожности.

2. Методика оценки  способов реагирования в конфликте  К.Н. Томаса

С помощью адаптированной Н.В. Гришиной методики К.Н. Томаса (1973), американского социального психолога, определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Благодаря ей можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в школьном классе, группе, в организации, в коллективе, насколько стремится к компромиссам, избегает конфликтов, или, наоборот, старается обострить их. Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

Описание и бланк  предложенной методики дается в Приложении 2.

Обработка результатов

По каждому из пяти разделов методики (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом.

Ключ для методики

Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Избежание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.

Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Полученные количественные оценки сравниваются между собой  для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения  испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений  в сложных условиях.

Оптимальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимальное числовое значение – О, максимальное – 12 баллов).

Преобладание одной  из стратегий свидетельствует о  том, что человек ориентируется преимущественно на эту линию поведения в конфликте.

Экспериментальное исследование зависимости выбора способов реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности проводилось  нами в два этапа.

Первый этап экспериментального исследования

На первом этапе экспериментального исследования мы изучали уровень  личностной тревожности испытуемых. С этой целью с ними была проведена  методика на исследование тревожности  Спилбергера - Ханина.

Сводные результаты первого  этапа экспериментального исследования зависимости выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности, а точнее исследование уровня личностной тревожности испытуемых представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1 - Сводные результаты первого этапа экспериментального исследования

№ п/п

Полученный балл

Уровень тревожности

Количество испытуемых, обладающих данным уровнем тревожности

1

до 30 баллов

низкий

9

2

30-45 баллов

средний

17

3

более 45 баллов

высокий

24


 

Опираясь на сводные  результаты первого этапа экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

Наличие высокого уровня тревожности было выявлено у 24 испытуемых из 50, что составляет 48%;

Наличие среднего уровня тревожности диагностировано у 17 испытуемых из 50 – это 34%;

Наличие низкого уровня тревожности было выявлено у 9 испытуемых из 50, что составляет 18%.

Таким образом, почти  у половины испытуемых (48%) диагностирован высокий уровень тревожности, треть  испытуемых имеет средний уровень  и только у пятой части испытуемых диагностирован низкий уровень тревожности.

Второй этап экспериментального исследования

На втором этапе экспериментального исследования мы оценивали способы  реагирования испытуемых в конфликтной  ситуации. С этой целью с ними была проведена методика на оценку способа реагирования в конфликтной ситуации К.Н. Томаса.

Сводные результаты второго  этапа экспериментального исследования зависимости выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности, а точнее оценки способа реагирования испытуемых в конфликтной ситуации представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2 - Сводные результаты второго этапа экспериментального исследования

№ п/п

Способ реагирования в конфликтной ситуации

Количество испытуемых, которые выбрали данный способ реагирования*

1

Соперничество

33

2

Избежание

9

3

Приспособление

4

4

Сотрудничество

25

5

Компромисс

29


Опираясь на сводные  результаты второго этапа экспериментального исследования, можно сделать следующие  выводы:

66% в качестве основного  способа реагирования в конфликте  выбрали соперничество;

58% - компромисс;

50% - сотрудничество;

18% - избежание;

и 8% - приспособление;

чаще других были диагностированы  следующие совмещения способов реагирования: соперничество и компромисс (в 44% случаев), сотрудничество и компромисс (в 37% случаев), компромисс и избежание (в 12% случаев).

На основании анализа  экспериментальных данных, полученных на первом и втором этапах экспериментального исследования зависимости выбора способов реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности, мы можем заключить следующее:

испытуемые, у которых  на первом этапе исследования был  диагностирован высокий уровень  тревожности, склонны в ситуации конфликта выбирать более негативные способы реагирования. Так, из 48% испытуемых с высоким уровнем тревожности 41% в качестве способа реагирования выбрали соперничество, 9% - избежание, 27% - компромисс и только 23% - сотрудничество;

испытуемые, у которых  на первом этапе исследования был  диагностирован низкий уровень тревожности, в качестве основного способа реагирования в конфликтной ситуации выбрали компромисс - 35%, сотрудничество – 29% и только 21% - соперничество.

Таким образом, гипотеза о зависимости выбора способов реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности доказана.

Экспериментальное исследование зависимости выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности.

На основании полученных экспериментальных данных гипотеза экспериментального исследования была доказана. Были выведены следующие  экспериментальные положения:

испытуемые, у которых  на первом этапе исследования был  диагностирован высокий уровень  тревожности, склонны в ситуации конфликта выбирать более негативные способы реагирования: соперничество  и компромисс, реже – сотрудничество и избежание;

испытуемые, у которых  на первом этапе исследования был  диагностирован низкий уровень тревожности, в качестве основного способа  реагирования в конфликтной ситуации выбирают компромисс и сотрудничество, реже - соперничество.

 

Заключение

Настоящая курсовая работа имела своей целью изучение особенностей межличностного конфликта в учебной деятельности. В соответствии с целью курсовой работы был проанализирован теоретический материал и сделаны следующие выводы.

Межличностные конфликты рассматривают  как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы, они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом.

На сегодняшний день межличностные конфликты являются весьма распространенным явлением и  могут возникать в любых ситуациях, в любых социальных группах, будь то школьный класс или рабочий  коллектив.

В учебной деятельности основными  субъектами межличностных конфликтов являются ученик, учитель, родитель и администратор. Одним из наиболее распространенных является конфликт между учениками. Основные причины таких конфликтов – стремление подростка занять лидирующее положение в микрогруппе, классе, агрессивность и жестокость (источниками которых выступают аномалии семейных отношений и тип взаимодействия учителей с учениками), а также особенности возраста ученика. Предупреждению конфликтов между учениками способствуют хорошая организация учебно-воспитательного процесса в школе, утверждение и поддержание дисциплины, активная позиция учителей в трудных ситуациях взаимодействия школьников.

Среди конфликтов между учителем и учеником выделяют конфликты деятельности, отношений  и поведения. Педагогические конфликты  имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте с учеником предполагает правильное определение своей позиции в конфликте, опору на взаимоотношения с родителями ученика, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение личности ученика, выполнение рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.

Кроме того, целью курсовой работы являлось экспериментальное  исследование зависимости выбора способа реагирования в конфликтной ситуации от уровня личностной тревожности. На основании полученных экспериментальных данных гипотеза экспериментального исследования была доказана. Были выведены следующие экспериментальные положения:

  1. испытуемые, у которых на первом этапе исследования был диагностирован высокий уровень тревожности, склонны в ситуации конфликта выбирать более негативные способы реагирования: соперничество и компромисс, реже – сотрудничество и избежание;
  2. испытуемые, у которых на первом этапе исследования был диагностирован низкий уровень тревожности, в качестве основного способа реагирования в конфликтной ситуации выбирают компромисс и сотрудничество, реже - соперничество.

В заключение хотелось бы отметить, что  эффективное воздействие на межличностные конфликты может быть оказано только в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и разрешения.

 

Глоссарий

п/п

Новые понятия

Содержание

2

3

агрессивность

устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению

дискуссия

обсуждение спорного вопроса

конфликт

отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами

несовместимость

взаимное неприятие (антипатию) партнеров

самооценка

представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто

соперничество

стремление к доминированию

спор 

разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем

стереотип

устоявшееся отношение  к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними  идеалами

субъект

активное самосознающее  начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект

толерантность

терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям

Информация о работе Межличностные конфликты в ходе учебной деятельности: сущность и особенности