Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ условий и особенностей возникновения и протекания межличностных конфликтов, поиск путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме межличностных конфликтов и способов его разрешения.
2. Охарактеризовать понятие и сущность межличностных конфликтов.
3. Рассмотреть типологию межличностных конфликтов.
4. Изучить динамику развития межличностных конфликтов.
Введение …………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ …………………………………………………………………..... 5
1.1. Понятие и сущность межличностного конфликта ………………………….. 5
1.2. Типология межличностных конфликтов …………………………………… 13
1.3. Динамика развития межличностного конфликта ………………………….. 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ …………………………… 18
2.1. Основные методы регулирования и разрешения межличностных конфликтов ………………………………………………………………………… 18
2.2. Межличностные конфликты в современном российском обществе ……… 24
Заключение ………………………………………………………………………... 29
Список литературы ……………………………………………………………….. 31
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-
педагогическая академия».
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук.
Курсовая работа
по социологии и психологии управления на тему:
«Межличностный конфликт и способы его разрешения».
Выполнил: студентка СГИ УП
21 гр.
Новикова Е. Е.
Руководитель: Еникеев А. А.
Нижний Тагил
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ …………………………………………………………………..... 5
1.1. Понятие и сущность межличностного конфликта ………………………….. 5
1.2. Типология межличностных конфликтов …………………………………… 13
1.3. Динамика развития межличностного конфликта ………………………….. 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ …………………………… 18
2.1. Основные методы регулирования и разрешения межличностных конфликтов ………………………………………………………………………… 18
2.2. Межличностные конфликты в современном российском обществе ……… 24
Заключение ………………………………………………………………………... 29
Список литературы ……………………………………………………………….. 31
ВВЕДЕНИЕ
В современных
условиях проблема эффективного разрешения
конфликтов приобретает актуальность
не только в плане улучшения эмоционально
Конфликт является неотъемлемой принадлежностью человеческого общества и не может рассматриваться как отклонение от нормального поведения людей, так как представляет собой вид общения, в основе которого лежат противоречия сторон при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состояний.
Межличностный конфликт - это ситуация, которая характеризуется наличием противоречий между участниками какого-либо процесса, обусловленных несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностей. В основе межличностного конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает единовременно и как защитная реакция и как ответная эмоционально окрашенная реакция.
Конфликт в межличностных отношениях возникает тогда, когда индивиды имеют противоположные интересы, потребности, ценности, а их одновременное удовлетворение затруднено. Участники межличностного конфликта представляют их как несовместимые.
Проблеме межличностного конфликта в последнее время уделяется большое внимание в научных кругах. В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования А.А.Бодалева, В.О. Агеева, В.И.Журавлева, Н.Н.Обозова, И.А.Коха, Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова, Н.В.Гришиной, Ф.М.Бородкина, А.К.Зайцева, Н.И.Леонова, А.Г.Здравомыслова и др.
В зарубежной психологии проблему конфликта разрабатывали З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм, У.Мак-Дугалл, С.Сигеле, К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей, Д.Доллард, Л.Берковитц, Н.Миллер, Д.Морено, Э.Дженигс, С.Додд, Г.Гурвич и др. В целом, феномен межличностного конфликта изучен достаточно полно, тем не менее, существует насущная необходимость изучения возможностей возникновения межличностных конфликтов и поиска путей их разрешения, в связи с постоянными изменениями общества.
Объект исследования - межличностный конфликт.
Предмет исследования – способы разрешения межличностного конфликта.
Целью курсовой работы является анализ условий и особенностей возникновения и протекания межличностных конфликтов, поиск путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме межличностных конфликтов и способов его разрешения.
2. Охарактеризовать понятие и сущность межличностных конфликтов.
3. Рассмотреть типологию межличностных конфликтов.
4. Изучить динамику развития межличностных конфликтов.
5. Охарактеризовать основные методы регулирования и разрешения межличностных конфликтов.
6. Изучить особенности межличностных конфликтов в современном российском обществе.
Для решения поставленных задач, применялись методы теоретического исследования: анализ, синтез, конкретизация, обобщение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
Исследование межличностных конфликтов осуществляется различными авторами с упором на тех или иных присущих им сторонах: деятельностной, организационной, мотивационной, когнитивной, ситуативной и т. д.
Деятельностный подход к анализу межличностных конфликтов привлекает многих исследователей потому, что позволяет дать анализ характера и уровня эффективности совместной деятельности индивидов. Исследование зависимости, опосредованности, внутренней психической активности субъекта от его внешней практической деятельности широко представлено, например, в работах известных отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна и др. Обращение к деятельности как форме существования человека, которая в качестве особой целостности включает различные компоненты - действия, мотивы, цели, позволила системно и целостно исследовать действия, совершаемые субъектами, мотивы, побуждающие их действовать, их личностные качества, свойства, переживание ими своих взаимоотношений с другими индивидами и показать, что на межличностные отношения во многом оказывают влияние объективные условия, в которых происходит взаимодействие индивидов и которые опосредуют развитие их внутренних психических состояний, переживаний и когнитивных процессов. «Именно во внешней деятельности, - подчеркивал, например, А. Н. Леонтьев, - происходит размывание круга внутренних психических процессов как бы навстречу объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг». Внешние и внутренние условия обусловливают и межличностные конфликты, возникающие в процессе совместной деятельности и взаимоотношений людей как активных субъектов.
Среди зарубежных авторов широко распространено использование родственного деятельностному поведенческого подхода к анализу психологических состояний взаимодействующих в конфликте индивидов. Так, одним из первых, кто рассмотрел психологическое содержание межгрупповых отношений под конфликтологическим углом зрения, был З. Фрейд. Опираясь на работы Г. Лебона и У. Мак-Даугола, на собственные исследования, он установил наличие потенциала внегрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии. При этом функция враждебности рассматривалась им как главное средство для сплочения, единения индивидов в группу. Он показал, как формируется враждебность, агрессия к «чужим» и желание единства со «своими». Взгляды 3. Фрейда оказали затем значительное влияние на необихевиористскую концепцию фрустрации - агрессии (Дж. Доллард, Дж. Миллер), а также на теорию Дж. Берковитца.
Одним из первых исследователей близкого к деятельностно-поведенческому мотивационного подхода явился М. Дейч, изучавший модели кооперативного и конкурентного поведения. Кооперативное поведение М. Дейч характеризовал как направленное на содействие и заинтересованность конфликтующих сторон в успешном совместном решении проблемы. Во взаимоотношениях при этом преобладает дружелюбие, положительные установки, готовность к пониманию. При конкурентном же поведении, напротив, устанавливается атмосфера недоверия, подозрительности, отчуждения, враждебности. Формируются негативные установки во взаимоотношениях.
Другой известный зарубежный ученый Г. Макклинток по результатам многочисленных исследований выявил следующие виды мотивов: мотив максимизации общего выигрыша (кооперация), мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм), мотив минимизации выигрыша другого (агрессия) и мотив минимизации различий между собственным и чужим выигрышем (равенство) и др.
Мотивационный подход к анализу межличностных конфликтов позволил углубить анализ содержания мотивов действий, определить их типологию, а соответственно дал возможность прогнозировать поведение субъектов в конфликте, варианты его развития.
Весьма часто,
особенно в социально-психологических
исследованиях межличностных
Исследование социальных убеждений и суждений показывает, что они не только дают возможность получить эффективные результаты, но и способны извратить восприятие реальности, создать иллюзии и предубеждения и стать серьезным конфликтогенным фактором.
Достаточно широко в анализе конфликтов, прежде всего конфликтов в сфере управленческих отношений (между руководителями и подчиненными, между индивидами с равным статусом, служащим и клиентом, и т. д.), а также при изучении производственных конфликтов, возникающих в коллективах, исследователями применяется организационный подход. Использование данного подхода при анализе межличностных конфликтов является плодотворным прежде всего потому, что позволяет осуществлять диагностику развития межличностных отношений в рамках организации и профилактику возможных конфликтов в сфере повседневного делового, формального общения.
Каждый из представленных подходов эффективен и в сочетании с другими позволяет определить основные направления развития межличностного конфликта, его причины, содержание, последствия. Ибо, под различными углами зрения характеризуя взаимодействие, общение людей между собой, они выявляют, что в этом процессе индивиды не только обмениваются информацией, устанавливают связи, но также вырабатывают нормы и формы совместных действий, планируют общую деятельность, разрешают возникшие противоречия.
Межличностные
конфликты могут стать
Конфликт включает в себя следующие элементы:
При анализе
конкретного конфликта необходи
Принято выделять два основных условия конфликта:
В таком случае
формула конфликта может
Конфликтная ситуация – это ситуация, которую хотя бы один из партнеров по общению воспринимает как угрожающую, ограничивающую его возможности, ущемляющую его личное достоинство, честь и т.п.
Также при анализе конфликтных отношений важно установить их исходный предмет, по поводу чего они возникли. Часто при конфликтном столкновении сторон и в ходе разрешения возникшего противоречия непроизвольно или произвольно осуществляется подмена предмета конфликтных отношений. И тогда конфликт, возникший между людьми, по одной причине как бы переводится на совершенно иные основы, не соответствующие интересам, выгоде, возможностям одной из сторон, а иногда и обеими сторонами одновременно. В результате этого конфликтная ситуация уже не может быть решена правильно и часто её решение сильно затягивается.
При возникновении
межличностных конфликтных
Межличностный конфликт проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба за лидерство в коллективе, похвалу и поддержку преподавателя, его одобрение. Каждый из участников межличностного конфликта считает, что, поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить преподавателя в своей исключительности и завоевать себе авторитет не только среди членов коллектива, но и в кругу педагогического состава.
Межличностный конфликт проявляется и как столкновение личностей. Люди с разными чертами характера, взглядами, ценностями и темпераментом иногда не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
Источником
конфликта могут оказаться
К конструктивным функциям относят:
Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения