Межличностный конфликт и способы его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ условий и особенностей возникновения и протекания межличностных конфликтов, поиск путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме межличностных конфликтов и способов его разрешения.
2. Охарактеризовать понятие и сущность межличностных конфликтов.
3. Рассмотреть типологию межличностных конфликтов.
4. Изучить динамику развития межличностных конфликтов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ …………………………………………………………………..... 5
1.1. Понятие и сущность межличностного конфликта ………………………….. 5
1.2. Типология межличностных конфликтов …………………………………… 13
1.3. Динамика развития межличностного конфликта ………………………….. 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ …………………………… 18
2.1. Основные методы регулирования и разрешения межличностных конфликтов ………………………………………………………………………… 18
2.2. Межличностные конфликты в современном российском обществе ……… 24
Заключение ………………………………………………………………………... 29
Список литературы ……………………………………………………………….. 31

Файлы: 1 файл

курсовая МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-

педагогическая академия».

 

Кафедра гуманитарных и  социально-экономических наук.

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по социологии и психологии управления на тему:

«Межличностный конфликт и способы его разрешения».

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка СГИ УП

21 гр.

Новикова Е. Е.

Руководитель: Еникеев  А. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ …………………………………………………………………..... 5

1.1. Понятие и сущность межличностного конфликта ………………………….. 5

1.2. Типология межличностных конфликтов …………………………………… 13

1.3. Динамика развития межличностного конфликта ………………………….. 16

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ …………………………… 18

2.1. Основные методы регулирования и разрешения межличностных конфликтов ………………………………………………………………………… 18

2.2. Межличностные конфликты в современном российском обществе ……… 24

Заключение ………………………………………………………………………... 29

Список литературы ……………………………………………………………….. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных  условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми.

Конфликт является неотъемлемой принадлежностью человеческого  общества и не может рассматриваться  как отклонение от нормального поведения людей, так как представляет собой вид общения, в основе которого лежат противоречия сторон при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состояний.

Межличностный конфликт - это ситуация, которая  характеризуется наличием противоречий между участниками какого-либо процесса, обусловленных несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностей. В основе межличностного конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов с точки зрения  психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает единовременно и как защитная реакция и как ответная эмоционально окрашенная реакция.

Конфликт в  межличностных отношениях возникает  тогда, когда индивиды имеют противоположные  интересы, потребности, ценности, а  их одновременное удовлетворение затруднено. Участники межличностного конфликта представляют их как несовместимые.

Проблеме межличностного конфликта в последнее время  уделяется большое внимание в  научных кругах. В отечественной  психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования А.А.Бодалева, В.О. Агеева, В.И.Журавлева, Н.Н.Обозова, И.А.Коха, Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова, Н.В.Гришиной, Ф.М.Бородкина, А.К.Зайцева, Н.И.Леонова, А.Г.Здравомыслова и др.

В зарубежной психологии проблему конфликта разрабатывали  З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм, У.Мак-Дугалл, С.Сигеле, К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей, Д.Доллард, Л.Берковитц, Н.Миллер, Д.Морено, Э.Дженигс, С.Додд, Г.Гурвич и др. В целом, феномен  межличностного конфликта изучен достаточно полно, тем не менее, существует насущная необходимость изучения возможностей возникновения межличностных конфликтов и поиска путей их разрешения, в связи с постоянными изменениями общества.

Объект исследования - межличностный конфликт.

Предмет исследования – способы разрешения межличностного конфликта.

Целью курсовой работы является анализ условий и  особенностей возникновения и протекания межличностных конфликтов, поиск  путей их разрешения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме межличностных конфликтов и способов его разрешения.

2. Охарактеризовать понятие и сущность межличностных конфликтов.

3. Рассмотреть типологию межличностных конфликтов.

4. Изучить динамику развития межличностных конфликтов.

5. Охарактеризовать основные методы регулирования и разрешения межличностных конфликтов.

6. Изучить особенности межличностных конфликтов в современном российском обществе.

Для решения  поставленных задач, применялись методы теоретического исследования: анализ, синтез, конкретизация, обобщение.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

 

Исследование  межличностных конфликтов осуществляется различными авторами с упором на тех или иных присущих им сторонах: деятельностной, организационной, мотивационной, когнитивной, ситуативной и т. д.

Деятельностный подход к анализу межличностных конфликтов привлекает многих исследователей потому, что позволяет дать анализ характера и уровня эффективности совместной деятельности индивидов. Исследование зависимости, опосредованности, внутренней психической активности субъекта от его внешней практической деятельности широко представлено, например, в работах известных отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна и др. Обращение к деятельности как форме существования человека, которая в качестве особой целостности включает различные компоненты - действия, мотивы, цели, позволила системно и целостно исследовать действия, совершаемые субъектами, мотивы, побуждающие их действовать, их личностные качества, свойства, переживание ими своих взаимоотношений с другими индивидами и показать, что на межличностные отношения во многом оказывают влияние объективные условия,  в которых происходит взаимодействие индивидов и которые опосредуют развитие их внутренних психических состояний, переживаний и когнитивных процессов. «Именно во внешней деятельности, - подчеркивал, например, А. Н. Леонтьев, - происходит размывание круга внутренних психических процессов как бы навстречу объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг». Внешние и внутренние условия обусловливают и межличностные конфликты, возникающие в процессе совместной деятельности и взаимоотношений людей как активных субъектов.

Среди зарубежных авторов широко распространено использование  родственного деятельностному поведенческого подхода к анализу психологических состояний взаимодействующих в конфликте индивидов. Так, одним из первых, кто рассмотрел психологическое содержание межгрупповых отношений под конфликтологическим углом зрения, был З. Фрейд. Опираясь на работы Г. Лебона и У. Мак-Даугола, на собственные исследования, он установил наличие потенциала внегрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии. При этом функция враждебности рассматривалась им как главное средство для сплочения, единения индивидов в группу. Он показал, как формируется враждебность, агрессия к «чужим» и желание единства со «своими». Взгляды 3. Фрейда оказали затем значительное влияние на необихевиористскую концепцию фрустрации - агрессии (Дж. Доллард, Дж. Миллер), а также на теорию Дж. Берковитца.

Одним из первых исследователей близкого к деятельностно-поведенческому мотивационного подхода явился М. Дейч, изучавший модели кооперативного и конкурентного поведения. Кооперативное поведение М. Дейч характеризовал как направленное на содействие и заинтересованность конфликтующих сторон в успешном совместном решении проблемы. Во взаимоотношениях при этом преобладает дружелюбие, положительные установки, готовность к пониманию. При конкурентном же поведении, напротив, устанавливается атмосфера недоверия, подозрительности, отчуждения, враждебности. Формируются негативные установки во взаимоотношениях.

Другой известный  зарубежный ученый Г. Макклинток по результатам  многочисленных исследований выявил следующие  виды мотивов: мотив максимизации общего выигрыша (кооперация), мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм), мотив минимизации выигрыша другого (агрессия) и мотив минимизации различий между собственным и чужим выигрышем (равенство) и др.

Мотивационный подход к анализу межличностных  конфликтов позволил углубить анализ содержания мотивов действий, определить их типологию, а соответственно дал возможность прогнозировать поведение субъектов в конфликте, варианты его развития.

Весьма часто, особенно в социально-психологических  исследованиях межличностных отношений  и присущих им коллизий, упор делается на когнитивном подходе, который за исходную основу берет рассмотрение социального поведения и взаимодействия с точки зрения познавательных, когнитивных процессов у индивидов (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд и др.). Социальное поведение индивидов рассматривается в этом случае прежде всего через определение их «менталистских» образований и объясняется на основе положения о том, что главным мотивирующим фактором их поведения является потребность в достижении сбалансированности и соответствия когнитивных структур и действий. В русле когнитивистской традиции оформилась теория социальной идентичности (Г. Тэджфел, Дж. Тэрнер), получившей в последнее время широкое применение в исследовании межличностных и межгрупповых конфликтов. В ней показано, в частности, что для возникновения дискриминационного поведения совсем необязательно наличие реального конфликта интересов. Чтобы возникла внутригрупповая предубежденность, достаточно наличия социальной категоризации и социального сравнения. Согласно другой концепции того же направления - теории когнитивного дисбаланса Л. Фестингера, установки индивидов изменяются постольку, поскольку они вынуждены поддерживать согласованность между своими знаниями и своим поведением. Индивид испытывает напряжение (диссонанс), когда убеждения (когниции), идеи, воспринимаемые им, психологически несовместимы с реально навязываемым ему извне способом действий. Происходит расхождение между поведением и установками. Поэтому необходимы достаточно сильные побудительные мотивы, чтобы вызвать желаемое поведение.

Исследование  социальных убеждений и суждений показывает, что они не только дают возможность получить эффективные результаты, но и способны извратить восприятие реальности, создать иллюзии и предубеждения и стать серьезным конфликтогенным фактором.

Достаточно  широко в анализе конфликтов, прежде всего конфликтов в сфере управленческих отношений (между руководителями и подчиненными, между индивидами с равным статусом, служащим и клиентом, и т. д.), а также при изучении производственных конфликтов, возникающих в коллективах, исследователями применяется организационный подход. Использование данного подхода при анализе межличностных конфликтов является плодотворным прежде всего потому, что позволяет осуществлять диагностику развития межличностных отношений в рамках организации и профилактику возможных конфликтов в сфере повседневного делового, формального общения.

Каждый из представленных подходов эффективен и в сочетании  с другими позволяет определить основные направления развития межличностного конфликта, его причины, содержание, последствия. Ибо, под различными углами зрения характеризуя взаимодействие, общение людей между собой, они выявляют, что в этом процессе индивиды не только обмениваются информацией, устанавливают связи, но также вырабатывают нормы и формы совместных действий, планируют общую деятельность, разрешают возникшие противоречия.

Межличностные конфликты могут стать результатом  проявления внутриличностного конфликта, который испытывает какой-то из субъектов  взаимодействия либо они все.

Конфликт включает в себя следующие элементы:

  • предмет конфликта – проблема, по поводу которой он возникает;
  • конфликтную ситуацию, в которой выражается характер и степень противоречия;
  • участников конфликта, преследующих свои цели и стремящихся эти цели реализовать через конфликт;
  • повод к столкновению сторон;
  • инцидент как действия сторон по взаимному противостоянию в тех или иных формах;
  • средства и способы их использования конфликтующими сторонами;
  • условия, в которых возникает и протекает конфликт.

При анализе  конкретного конфликта необходимо выявить все эти элементы и их характеристики, а также его инициаторов, причины.

Принято выделять два основных условия конфликта:

    • наличие базы, основы конфликта в ходе возникновения конфликтной ситуации (КС);
    • наличие инцидента (И), т.е. люди должны пойти на конфликт, столкновение, противоборство.

В таком случае формула конфликта может выглядеть  следующим образом: К = КС + И.

Конфликтная ситуация – это ситуация, которую хотя бы один из партнеров по общению  воспринимает как угрожающую, ограничивающую его возможности, ущемляющую его личное достоинство, честь и т.п.

Также при анализе  конфликтных отношений важно  установить их исходный предмет, по поводу чего они возникли. Часто при конфликтном  столкновении сторон и в ходе разрешения возникшего противоречия непроизвольно или произвольно осуществляется подмена предмета конфликтных отношений. И тогда конфликт, возникший между людьми, по одной причине как бы переводится на совершенно иные основы, не соответствующие интересам, выгоде, возможностям одной из сторон, а иногда и обеими сторонами одновременно. В результате этого конфликтная ситуация уже не может быть решена правильно и часто её решение сильно затягивается.

При возникновении  межличностных конфликтных ситуаций, а затем и конфликта каждая из его сторон имеет вполне определенный социальный и социально-психологический статус, ранг. Эти ранги могут быть неодинаковы, что объективно создает преимущество одной из сторон. При неправильном поведении личности в конфликтных отношениях человек может утрачивать свои преимущества и даже уступать их более слабой по рагу стороне.

Межличностный конфликт проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба за лидерство в  коллективе, похвалу и поддержку  преподавателя, его одобрение. Каждый из участников межличностного конфликта  считает, что, поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить преподавателя в своей исключительности и завоевать себе авторитет не только среди членов коллектива, но и в кругу педагогического состава.

Межличностный конфликт проявляется и как столкновение личностей. Люди с разными чертами характера, взглядами, ценностями и темпераментом иногда не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Источником  конфликта могут оказаться такие  причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

  • познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
  • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
  • инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
  • перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения