Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ условий и особенностей возникновения и протекания межличностных конфликтов, поиск путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме межличностных конфликтов и способов его разрешения.
2. Охарактеризовать понятие и сущность межличностных конфликтов.
3. Рассмотреть типологию межличностных конфликтов.
4. Изучить динамику развития межличностных конфликтов.
Введение …………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ …………………………………………………………………..... 5
1.1. Понятие и сущность межличностного конфликта ………………………….. 5
1.2. Типология межличностных конфликтов …………………………………… 13
1.3. Динамика развития межличностного конфликта ………………………….. 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ …………………………… 18
2.1. Основные методы регулирования и разрешения межличностных конфликтов ………………………………………………………………………… 18
2.2. Межличностные конфликты в современном российском обществе ……… 24
Заключение ………………………………………………………………………... 29
Список литературы ……………………………………………………………….. 31
Модель «избегания» конфликта. Ее применение наиболее эффективно при следующих условиях: нет достаточных средств для результативного завершения конфликта, поэтому его завершение откладывается на более отдаленный и благоприятный временный период. Конфликтная ситуация не является острой и не требует безотлагательного разрешения, результат, которого субъекты могут достичь непосредственно в данный период, негативен для них. Использование данной модели управления конфликтом дает следующий эффективный результат: во-первых, стороны получают дополнительное время для концентрации своих возможностей и усилий для того, чтобы позже приступить к завершению конфликта; во-вторых, данный конфликт вполне может быть завершен в процессе развития более актуальной конфликтной ситуации. Однако могут быть и негативные последствия использования модели «избегания» конфликта в том случае, когда конфликт требует незамедлительного завершения или когда один из субъектов, используя данную модель, получает выгоду, а другой - негативный результат.
Модель «соревнования» (конкуренции). Эта модель может быть эффективно применена при наличии следующих условий: у субъектов равные возможности в достижении результата; необходимо быстрое завершение возникшей конфликтной ситуации; стороны готовы к тому, что оказавшийся более динамичным и предприимчивым из них, помимо других условий, - достигнет успеха. Использование модели «соревнования» дает результат при наличии конкурентных характеристик в содержании конфликта. Негативные последствия данная модель дает при следующих условиях: во-первых, когда необходимо сохранение прочных партнерских отношений между субъектами; во-вторых, когда сложившаяся конфликтная ситуация имеет сложный структурный характер.
Модель «компромисса». Применение модели «компромисса» дает эффективный положительный результат при следующих обстоятельствах: субъекты конфликта обладают практически равными возможностями в достижении желаемого результата; все субъекты конфликта заинтересованы в положительном результате; необходимо сохранить партнерские отношения между субъектами конфликта. Использование модели «компромисса» приводит к следующим положительным результатам: каждый субъект конфликта достигает определенного приемлемого для него результата; полученный результат на данном этапе в определенной мере удовлетворяет его. Негативные результаты применения модели «компромисса» возможны при условии: во-первых, компромиссный результат минимально соответствует желаемому результату кого-то из субъектов конфликта; во-вторых, какой-то из субъектов конфликта вынужден был принять компромиссное решение, однако оно его не удовлетворяет и он рассматривает достигнутое соглашение как временную уступку своему оппоненту.
Модель «подчинения». Позитивный результат применения данной модели возможен при следующих условиях: один из субъектов конфликта не имеет достаточных средств для получения более эффективных результатов; для одного из субъектов конфликта важнее сохранить партнерские, дружеские отношения с оппонентом; результат завершения конфликта для одного из субъектов не имеет важного значения. Использование модели подчинения является результативным: во-первых, для одного из субъектов конфликта, который получил желаемый результат; во-вторых, когда сохранены партнерские отношения между субъектами. Негативные последствия при использовании модели «подчинения» возможны, если кто-то из субъектов согласился уступить, но в результате оказался в чем-то существенном ущемленным.
Модель «сотрудничества». Использование модели «сотрудничества» дает эффективные положительные результаты при следующих условиях: субъекты конфликта не имеют враждебного опыта по отношению друг к другу; они заинтересованы в открытых и взаимовыгодных партнерских отношениях и в настоящий период, и в будущем; есть возможность завершения конфликта положительным, взаимоприемлемым результатом. В итоге применения модели «сотрудничества» может быть достигнут, во-первых, взаимовыгодный результат, во-вторых, сохранены хорошие партнерские отношения, приобретен положительный опыт сотрудничества. Использование данной модели невозможно при отсутствии выгодного для конфликтующих сторон решения, а также, если одна из сторон стремится использовать «модель сотрудничества» в своих собственных односторонних интересах.
Исключить возникновение предконфликтных ситуаций в группе практически невозможно. Можно минимизировать их количество. Для этого необходима система профилактических мер во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Выделяют объективные, объективно-субъективные и социально–психологические условия, способствующие профилактике межличностных конфликтов.
К объективным условиям профилактики конфликтов относят:
1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности людей.
К ним относятся: материальная обеспеченность семьи, условия работы родителей и обучения детей, взаимоотношения в коллективе, здоровье человека, отношения в семье, наличие времени для полноценного отдыха и т.п. Неустроенный, несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обществе, вечно загнанный, больной человек более конфликтен при прочих равных условиях, чем человек, у которого этих проблем нет.
2. Разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций.
Практика работы с типичными проблемными ситуациями социального взаимодействия, приводящими к конфликтам, показывает, что конструктивное их разрешение можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие оппонентам отстаивать свои интересы, не вступая в конфликт.
Например, конфликты, связанные с «несправедливым» назначением на должность, можно было бы свести к минимуму, если бы в коллективе существовала справедливая, известная всем участникам нормативная процедура конкурсного назначения на должность (назначение не за хорошую успеваемость, а по заслуженному авторитету среди сверстников).
3. Справедливое и гласное распределение благ.
Невыполнение этого условия является типичной объективной причиной возникновения конфликтов между людьми, усугубляя конфликтные ситуации. Реже причиной конфликтов выступает несправедливое распределение духовных благ (поощрения, награды и т. п.). Если справедливо и гласно распределять блага, то число и острота конфликтов заметно сокращается.
4. Успокаивающая материальная среда, окружающая человека.
Существует еще целый ряд объективных условий, влияющих на возникновение конфликтов между людьми. К ним относят следующие факторы материальной среды: удобную планировку рабочих помещений, оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, окраску помещений, наличие комнатных растений, отсутствие раздражающих шумов и т.д. На состояние организма и психику человека влияет в конечном итоге вся материальная среда, с которой он взаимодействует. Следовательно, факторы материальной среды опосредованно влияют на конфликтность человека.
Объективно-субъективные условия профилактики конфликтов.
1. Структурно-организационные условия связаны с оптимизацией структуры организации (кабинет, школа), так и структуры группы. Важным фактором уменьшения вероятности возникновения конфликтов между учащимися, а также между группами является соответствие формальной и неформальной структур коллектива стоящим перед ними задачам.
2. Функционально-организационные условия связаны с оптимизацией функциональных взаимосвязей между структурными элементами организации и учащимися (четкое разделение обязанностей, отсутствие их дублирования и т.п.) Это способствует предупреждению конфликтов между детьми, поскольку функциональные противоречия служат источником межличностных противоречий.
3. Личностно-функциональные условия связаны профессионально умелым подбором, оценкой и расстановкой кадров. Максимальное соответствие умений, навыков и личностных качеств учащегося требованиям педагога минимизирует предпосылки возникновения многих межличностных конфликтов.
4. Ситуативно-управленческие условия связаны с уровнем компетентности педагога, что обычно проявляется в принятии оптимальных решений, в выборе и реализации эффективного стиля управления, в грамотной оценке результатов деятельности учеников и т.д. Необоснованная негативная оценка результатов деятельности, некомпетентные решения провоцируют конфликтные ситуации между детьми и педагогом.
Социально-психологические условия профилактики конфликтов.
Конфликт имеет
социально-психологическую
Таким образом, возникающие в процессе межличностного общения конфликты могут быть урегулированы и разрешены при помощи различных моделей управления развитием конфликта. Эти модели дают положительный результат, если их применить к конкретным типичным условиям, но они могут дать и негативный результат, если их использование осуществляется без учета этих условий.
При изучении психологических проблем конфликтных отношений в межличностном общении важно обратить внимание на их профилактику и правильное разрешение.
2.2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Изменения, происходящие в российском социуме, характеризуются наличием состояния неопределенности, нестабильности, резкого изменения статуса, общественных представлений социальных субъектов. Происходящая смена общественно одобряемых ценностей и допускаемых средств их реализации, заключенных в новых социальных стереотипах поведения, принимается каждым человеком сугубо индивидуально, но, ввиду своей глобальности и скорости, вносит определенный дискомфорт жизнь человека.
Происходит существенное давление на внутренний мир человека, его системы личностных ориентиров, мотивов установок, представлений и т. д. Однако поведение субъекта, удовлетворенность собой, своей актуальной ситуацией, тем более осмысление жизни зависит от того, как человек их воспринимает и оценивает.
В условиях необходимых изменений лучше акцентировать внимание на том, что приобретаешь, а не на том, что теряешь. В противном случае, даже приняв твердое решение измениться, приходится сталкиваться с препятствием и можно вновь вернуться к прежним позициям и привычкам.
Резкие социальные изменения способствовали тому, что многие почувствовали себя дезориентированными, потеряли уверенность в себе, удовлетворенность своей жизнедеятельностью, появились серьезные сомнения в своей личностной ценности.
Известно, что
масштабные социальные изменения сопровождаются
различного рода кризисами. В связи
с началом перестройки в
В настоящее время идет процесс приобретения и закрепления новой социальной идентичности, укрепляются новые социальные группы, и в целом кризис постоянно преодолевается. Такой кризис характеризуется состоянием фрустрации, беспомощностью, прорывами агрессивности, насилия. В таких условиях большая часть населения хорошо поддается манипуляции, принимает на веру многие заведомо ложные суждения, так как прежние критерии позитивной оценки социальных явлений разрушены, а новые не созданы, не осознаны.
Подобные периоды являются благодатными для принятия массовым сознанием различного рода мифов (коммунистической справедливости, рыночного благоденствия, эффективной приватизации и т. д.). После принятия социумом новой ориентации развития и закрепления его в механизмах функционирования, происходит восстановление элементов жизнедеятельности системы, постоянная их корректировка в направлении социальной сбалансированности. Конфликт в подобных условиях выступает компонентом коррекции и развития социума.
Межличностные конфликты отражают утверждение новых статусов, ролей, закрепление изменения индивидов. Однако индивидуализм способствует росту одиночества, стрессовых расстройств, выводам о бессмысленности существования.
В коллективистских культурах ценится, прежде всего, групповая солидарность. Самостоятельность означает не «делать свое», но «быть ответственным». Большие семьи предполагают сплоченность, взаимозависимость и поддержку. Взаимозависимое Я находится в социальном единстве и отчасти определяется им. Самооценка тесно взаимосвязана с тем, «что другие думают обо мне и моей группе».
В коллективистских
культурах люди стараются поддержать
гармонию, демонстрируют взаимное уважение,
избегают конфронтации, сдерживают порывы
чрезмерной откровенности и
Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения