Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ условий и особенностей возникновения и протекания межличностных конфликтов, поиск путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме межличностных конфликтов и способов его разрешения.
2. Охарактеризовать понятие и сущность межличностных конфликтов.
3. Рассмотреть типологию межличностных конфликтов.
4. Изучить динамику развития межличностных конфликтов.
Введение …………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ …………………………………………………………………..... 5
1.1. Понятие и сущность межличностного конфликта ………………………….. 5
1.2. Типология межличностных конфликтов …………………………………… 13
1.3. Динамика развития межличностного конфликта ………………………….. 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ …………………………… 18
2.1. Основные методы регулирования и разрешения межличностных конфликтов ………………………………………………………………………… 18
2.2. Межличностные конфликты в современном российском обществе ……… 24
Заключение ………………………………………………………………………... 29
Список литературы ……………………………………………………………….. 31
В общей культуре граждан в нашем обществе утвердилась оценка конфликта как исключительно негативного явления, конфликтные действия субъекта всегда осуждаются, так как он нарушает стабильность в группе. Подобная ситуация приводит к развитию методов скрытого манипулирования отношениями, что не способствует разрешению многих конфликтных ситуаций.
Если индивид в условиях запрета на вступление в конфликт предпринимает действия по высказыванию и отстаиванию своих интересов, то он испытывает тревогу за свою безопасность, за возможные осуждения. Он не может определенно и четко высказать свои интересы, его действия приобретают извиняющийся характер. Решение проблемы не будет эффективным. Если же чувство тревоги связано с чувством вины, то отрицательный эффект усиливается. Так, самообвинение не позволяет увидеть необходимость изменений и в действительности служит заместителем подобных изменений.
Конфликт является одним из непременных условий развития самого субъекта, социальных систем и отношений. Однако, признавая наличие конфликта как условие развития, необходимо учитывать возможность двух его форм: деструктивной и конструктивной. Перевод межличностного конфликта в конструктивную форму способствует его успешному урегулированию путем поиска взаимовыгодных решений. Поэтому овладение навыками конструктивного разрешения сложных конфликтных проблем приобретает актуальность для каждого человека. Основная задача состоит не в принятии одним из участников (группой) агрессивно-оборонительной, либо оправдательной позиции, и не в принятии им всей ответственности за решение проблемы на себя, но в объединении усилий для изменения ситуации, в которой находятся участники межличностного конфликта.
Для российского общества актуальной стала проблема заявления о своих интересах, потребностях на уровне социальных групп, умения перейти от пассивного сопротивления к конструктивному диалогу, минуя насилие и агрессию. Всплески социального насилия, агрессии являются результатом длительного терпения и сознательного замалчивания значимых, но нерешенных проблем. Прогнозирование возможного в этих условиях хода развития событий, и, соответственно, предупреждение либо преодоление деструктивных форм развития конфликтов способствует стабильному и оптимальному развитию общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над темой по проблеме межличностных конфликтов и способам их разрешения была проанализирована теоретическая литература и сделаны следующие выводы:
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Сам конфликт состоит из трех периодов:
1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).
Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.
Конструктивное разрешение конфликтов состоит в том, что нужно овладевать навыками разрешения и управления конфликтами, что является функцией посредника при разрешении межличностных конфликтов. Моделирование конфликтных ситуаций значительно снижает конфликтность в более старшем возрасте и является своеобразной профилактикой межличностных конфликтов.
Возникающие в процессе межличностного общения конфликты могут быть урегулированы и разрешены при помощи различных моделей управления развитием конфликта. Эти модели дают положительный результат, если их применить к конкретным типичным условиям, но они могут дать и негативный результат, если их использование осуществляется без учета этих условий.
Подводя итоги в нашей работе, можно сделать общий вывод по работе: межличностные конфликты охватывают все сферы человеческих отношений. Изучив причины возникновения межличностных конфликтов, можно минимизировать их количество.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения