Межличностный конфликт и способы его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ условий и особенностей возникновения и протекания межличностных конфликтов, поиск путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме межличностных конфликтов и способов его разрешения.
2. Охарактеризовать понятие и сущность межличностных конфликтов.
3. Рассмотреть типологию межличностных конфликтов.
4. Изучить динамику развития межличностных конфликтов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ …………………………………………………………………..... 5
1.1. Понятие и сущность межличностного конфликта ………………………….. 5
1.2. Типология межличностных конфликтов …………………………………… 13
1.3. Динамика развития межличностного конфликта ………………………….. 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ …………………………… 18
2.1. Основные методы регулирования и разрешения межличностных конфликтов ………………………………………………………………………… 18
2.2. Межличностные конфликты в современном российском обществе ……… 24
Заключение ………………………………………………………………………... 29
Список литературы ……………………………………………………………….. 31

Файлы: 1 файл

курсовая МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

В общей культуре граждан в нашем обществе утвердилась  оценка конфликта как исключительно  негативного явления, конфликтные  действия субъекта всегда осуждаются, так как он нарушает стабильность в группе. Подобная ситуация приводит к развитию методов скрытого манипулирования отношениями, что не способствует разрешению многих конфликтных ситуаций.

Если индивид  в условиях запрета на вступление в конфликт предпринимает действия по высказыванию и отстаиванию своих интересов, то он испытывает тревогу за свою безопасность, за возможные осуждения. Он не может определенно и четко высказать свои интересы, его действия приобретают извиняющийся характер. Решение проблемы не будет эффективным. Если же чувство тревоги связано с чувством вины, то отрицательный эффект усиливается. Так, самообвинение не позволяет увидеть необходимость изменений и в действительности служит заместителем подобных изменений.

Конфликт является одним из непременных условий  развития самого субъекта, социальных систем и отношений. Однако, признавая наличие конфликта как условие развития, необходимо учитывать возможность двух его форм: деструктивной и конструктивной. Перевод межличностного конфликта в конструктивную форму способствует его успешному урегулированию путем поиска взаимовыгодных решений. Поэтому овладение навыками конструктивного разрешения сложных конфликтных проблем приобретает актуальность для каждого человека. Основная задача состоит не в принятии одним из участников (группой) агрессивно-оборонительной, либо оправдательной позиции, и не в принятии им всей ответственности за решение проблемы на себя, но в объединении усилий для  изменения ситуации, в которой находятся участники межличностного конфликта.

Для российского общества актуальной стала проблема заявления о своих интересах, потребностях на уровне социальных групп, умения перейти от пассивного сопротивления к конструктивному диалогу, минуя насилие и агрессию. Всплески социального насилия, агрессии являются результатом длительного терпения и сознательного замалчивания значимых, но нерешенных проблем. Прогнозирование возможного в этих условиях хода развития событий, и, соответственно, предупреждение либо преодоление деструктивных форм развития конфликтов способствует стабильному и оптимальному развитию общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе работы над темой по проблеме межличностных  конфликтов и способам их разрешения была проанализирована теоретическая  литература и сделаны следующие  выводы:

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

В межличностном  конфликте каждая сторона стремится  отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным  оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Сам конфликт состоит  из трех периодов:

1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);

3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Всякий межличностный  конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.

Конструктивное  разрешение конфликтов состоит в  том, что нужно овладевать навыками разрешения и управления конфликтами, что является функцией посредника при разрешении межличностных конфликтов. Моделирование конфликтных ситуаций значительно снижает конфликтность в более старшем возрасте и является своеобразной профилактикой межличностных конфликтов.

Возникающие в  процессе межличностного общения конфликты  могут быть урегулированы и разрешены  при помощи различных моделей  управления развитием конфликта. Эти  модели дают положительный результат, если их применить к конкретным типичным условиям, но они могут дать и негативный результат, если их использование осуществляется без учета этих условий.

Подводя итоги  в нашей работе, можно сделать  общий вывод по работе: межличностные  конфликты охватывают все сферы  человеческих отношений. Изучив причины возникновения межличностных конфликтов, можно минимизировать их количество.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Андреева Г. М. Социальная психология. - М.:Аспект Пресс, 2000. -376 с.
  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.
  • Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2000. - 224 с.
  • Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: Питер, 2009. - 538 с.
  • Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: ЭКМОС, 2000. -320 с.
  • Давлетчина С.Б. Конфликтология. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - 174 с.
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика. - СПб.: Речь, 2010. - 319 с.
  • Кабаченко Т.С. Психология управления. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 384 с.
  • Кох И.А. Конфликты и их регулирование. - Екатеринбург, 1997. - 48 с.
  • Леонов Н.И. Основы конфликтологии. - Ижевск. Изд-во УдГУ., 2000. - 122 с.
  • Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта. -  Киев: МАУП, 2002. - 256 с.
  • Морозов А.В. Деловая психология. - СПб.: Союз, 2000. - 576 с.
  • Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра - М., 1999. - 224 с.
  • Скотт Д. Г. Конфликты. Пути их разрешения. – Киев: Внешторгиздат, 1991. - 192 с.
  • Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. - Ростов - на/Д.: Феникс, 2004. - 608 с.
  • Урбанович А.А. Психология управления. - Мн.: Харвест, 2003 - 640 с.
  • Цыбульская М.В. Конфликтология. - М.: МЭСИ, 2007. - 150 с.

 

 

 

 

 




Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения