Младенчество. Развитие ощущений и восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:28, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в теоретическом исследовании особенностей развития процессов ощущения и восприятия у ребенка в младенческом возрасте.
Объектом исследования являются дети младенческого возраста (в отечественной психологии от 0 до 1 года).
Предмет исследования – психические процессы ощущения и восприятия у детей в младенческом возрасте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Младенчество. Общая характеристика периода …………………………..5
Теоретические аспекты понятий ощущения и восприятия………………8
Развитие ощущений и восприятия у младенцев…………………………..12
Заключение ………………………………………………………………………19
Литература ………………………………………………………………............21
Приложения……………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Реферат Младенчество. Развитие ощущений и восприятия.docx

— 51.57 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ  ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

Реферат

 

 

Младенчество. Развитие ощущений и восприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнил: Кузнецов С.А.

                                                               Курс 1 заочного отделения 

                              Группа 331 

                                               

                                                      Научный руководитель:

 

                                    ст. преподаватель  Шамшикова Е.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2010

 

Содержание

 

 

 

 

 

 Введение…………………………………………………………………………3

  1. Младенчество. Общая характеристика периода …………………………..5

  1. Теоретические  аспекты  понятий ощущения и восприятия………………8

  1. Развитие ощущений и восприятия  у младенцев…………………………..12

Заключение  ………………………………………………………………………19

Литература  ………………………………………………………………............21

Приложения……………………………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 Проблемы  развития детской психологии рассматривали в своих   исследованиях многие психологи  во всем мире, активное изучение вопросов развития ребенка в период младенчества ведется и в настоящее время.  

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда формируются основы физического, психического и нравственного здоровья. Составной частью психического развития являются познавательные психические процессы, к которым относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. Именно благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе самом.

Следует отметить, что психические явления, входящие в данную группу процессов, не только имеют существенные различия, но и тесно взаимосвязаны между  собой. Развитие психических познавательных процессов, протекает неравномерно. На первых этапах возрастного развития, прежде всего происходит развитие тех процессов, которые обеспечивают контакт человека с внешней средой через наглядные образы. К числу таких процессов относятся ощущения и восприятия, составляющие необходимую предпосылку развития ребенка в будущем.

Таким образом, вышеуказанное  определяет актуальность выбранной  темы исследования.

Цель работы состоит в теоретическом исследовании особенностей развития процессов ощущения и восприятия у ребенка в младенческом возрасте.

Объектом исследования являются дети младенческого возраста (в отечественной психологии от 0 до 1 года).

Предмет исследования – психические процессы ощущения и восприятия у детей в младенческом возрасте.

Для достижения вышеуказанной цели нами поставлены следующие задачи:

1)  описать особенности периода младенчества как этапа развития ребенка;

2) рассмотреть основные характеристики понятий ощущения и восприятия,  порядка взаимодействия между собой;

3) определить  роль сенсорных и перцептивных  процессов в развитии младенца;

4) проследить динамику  развития различных видов ощущений и восприятия  в младенческом возрасте.

Методы исследования. В данной работе применялись теоретические методы исследования (анализ психологической литературы, синтез, обобщение, аналогия, классификация) таких авторов, как Л.С. Выготский,  С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, А.А. Реан, В.С. Мухина, Л.Ф., Обухова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Младенчество. Общая характеристика периода.

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой, например, исследования Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

Л.С. Выготский  различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и  критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, критические  периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. В периодизации, выстроенной Л.С. Выготским,  младенчество это стабильный  период  развития  от 2 месяцев до 1 года, следующий за периодом, называемым «кризисом новорожденности». 

В классификации  психического развития в детстве Д.Б. Эльконина, к младенчеству относится период от рождения до 1 года, для которого характерно развитие  преимущественно общественно-мотивационной  стороны некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий. В эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира. Основной,  ведущий тип деятельности  ребенка в младенческом  возрасте - эмоционально непосредственное   общение,  предметом которого   для   ребенка является  взрослый  человек.  Первая  потребность,  которая   формируется у ребенка, это потребность в другом человеке.  Только  развиваясь  рядом с взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком [4, c.141]

Общая  характеристика периода младенчества по Л.С. Выготскому.

 В  этот период наблюдаются во  всех областях новые проявления, имеются все условия для деятельности, выходящей за переделы сна, питания  и крика. Уменьшается частота реакций на отдельные раздражители в сравнении с таковой у новорожденного, гораздо реже наблюдаются внутренние помехи для сна и вздрагивание  при воздействии внешних раздражителей. Зато более разнообразнее становится деятельность ребенка [1,с. 921]

 Как  новые формы поведения в это  время прибавляются  игровое экспериментирование, лепет, первая активная деятельность органов чувств,  активная реакция на положение, первая координация двух одновременно действующих органов, первые социальные реакции – выразительное движение, связанное с функциональным удовольствием и удивлением. Впервые сказывается внимание  к чувственным раздражениям, собственным движениям, звукам, звуку вообще, внимание к другому человеку. Таким образом, к началу этого периода у ребенка возникает определенный  интерес к внешнему миру и возможность выйти в своей активности  за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций.   Резкие изменения ребенка ко внешнему миру  происходят  между 5 –м и 6-м месяцами.  Появляются новые формы поведения, первые  уверенные оборонительные движения, уверенное хватание, первые оживленные порывы радости, первые желании, экспериментальные поступки, социальные реакции на сверстников,  появление подражания.

 Исходя  из вышесказанного, первый год  жизни разграничивается на период  пассивности (период рецептивного  интереса) и период активного  интереса,  которые представляют  постепенный переход  к активности. 

Одна  из наиболее важных идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и  не перестраивают его природу, но являются органически необходимым  условием его человеческого развития.

 

В  конце 60-х - начале 70-х гг.  XX столетия М.И. Лисина  провела глубокие  исследования проблемы  общения младенцев со взрослым и его влияния на психическое развитие ребенка, которые можно рассматривать как продолжение и развитие идей  Л.С. Выготского. Согласно концепции М.И. Лисиной,   первый период младенчества  (от 1 до 6 мес.)  является периодом непосредственно эмоционального (или ситуативно-личностного) общения младенца со взрослым, когда оно выступает как единственная и центральная форма активности ребенка, а во втором  периоде (от 6 до 12 мес. ) происходит становление и развитие предметно - манипулятивной деятельности ребенка,  общение со взрослым приобретает форму делового сотрудничества. 
Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития, которая состоит в том, что психические процессы и качества складываются у ребенка под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком, т.е. отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным отношением [3, c.104].

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты  понятий ощущения и восприятия.

В своих  исследованиях  Рубинштейн  С.Л.  подробно рассматривал психологические    категории ощущения и восприятия.

Простейшим  из познавательных психических процессов  является ощущение.

Ощущение, сенсорика всегда более или менее  непосредственно связаны с моторикой, с действием, рецептор — с деятельностью  эффекторов. Рецептор возникает как  орган с пониженным порогом раздражения, приспособленный к тому, чтобы  обеспечить ответное действие даже при  незначительном воздействии на организм. Физиологической основой ощущений является деятельность анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трёх частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором; 2) проводящих  
нервных путей; 3) корковых отделов анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Ощущение — это, во-первых, начальный  момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных  чувственных качеств внутри восприятия.  Ощущение — это не только чувственный образ или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее. Будучи сначала компонентом сенсомоторной реакции, ощущение становится затем содержанием сознательной познавательной деятельности, направленной на соответствующее качество предмета или явления. Ощущение — это всегда единство чувственного содержания и деятельности, процесса.

Ощущения связывает человека с  внешним миром и являются как  
основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития.

Ощущение и восприятие теснейшим  образом связаны между собой. И одно, и другое являются чувственным  отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие — осознание чувственно данного  предмета или явления; в восприятии перед обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся; ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и  неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятие, таким образом, едины и различны [6, с. 177]

Классификация ощущений

 В  настоящее время существует несколько  классификаций ощущений, благодаря  которым возможно представить  весь объем получаемой человеком   информации.

Наиболее  распространена  классификация, основанная на модальности ощущений, отражающих характеристики основных органов чувств. Поэтому принято говорить о зрительных ощущениях, слуховых, вкусовых, обонятельных, осязательных и др.

Восприятие 

Восприятие  предметов и людей, с которыми человеку приходится иметь дело, условий, в которых протекает его деятельность, составляют необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия.

Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается; часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, таким образом, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание.

Восприятие является чувственным  отображением предмета или явления  объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека — не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета.

Информация о работе Младенчество. Развитие ощущений и восприятия