Младенчество. Развитие ощущений и восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:28, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в теоретическом исследовании особенностей развития процессов ощущения и восприятия у ребенка в младенческом возрасте.
Объектом исследования являются дети младенческого возраста (в отечественной психологии от 0 до 1 года).
Предмет исследования – психические процессы ощущения и восприятия у детей в младенческом возрасте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Младенчество. Общая характеристика периода …………………………..5
Теоретические аспекты понятий ощущения и восприятия………………8
Развитие ощущений и восприятия у младенцев…………………………..12
Заключение ………………………………………………………………………19
Литература ………………………………………………………………............21
Приложения……………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Реферат Младенчество. Развитие ощущений и восприятия.docx

— 51.57 Кб (Скачать файл)

После 6 месяцев ребенок  может выделять объекты восприятия: мать, няню, погремушки.

Восприятие маленького ребенка  ситуативно, слитно и глобально. Однако эти качества восприятия выступают весьма различно, в зависимости от перцептивной задачи, которую решает ребенок. Для познания предмета – выделения его как фигуры – важное значение имеют следующие условия:

  1. выработка      обычного дифференцировочного рефлекса на разные предметы;
  2. движение      предмета на фоне остальных неподвижных вещей; 
  3. движение руки ребенка по предмету, ощупывание его, выполнение различных манипулятивных действий с ним; 
  4. называние      предмета.

Важнейшим условием развития восприятия как психического процесса

является практика. Однако ребенок в возрасте до 2 лет лишен  какой-либо самостоятельности и  нуждается в постоянной опеке  со стороны взрослых. Поэтому его контакты с предметами реального мира чаще всего происходят в процессе совместной деятельности со взрослыми. Следовательно, чем чаще ребенок общается со взрослым, тем больше он совершает разнообразных действий с окружающими предметами и, соответственно, тем более быстрыми темпами происходит развитие его восприятия.

 Интересным является исследование  Ж. Пиаже в отношении сенсорного развития детей первого года жизни, которое он рассматривал в двух направлениях: в отношении ребенка с неживыми предметами и в отношении с окружающими его людьми. В каждом из этих направлений он выделил несколько стадий развития психики ребенка, которые, по его мнению, отражают закономерности развития перцептивной сферы (приложения 1, 2) [5, с.106].

Следует отметить, что развитие восприятия не может осуществляться изолированно от развития мышления и речи. Как известно, процессы мышления задействованы в процессе предметного восприятия окружающего мира. Так, при восприятии реального мира человек присваивает каждому предмету какое-то значение, а делает он это с помощью слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Таким образом, в результате изучения теоретических основ процессов ощущения и восприятия можно сделать вывод о том, ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие не является простой суммой ощущений, это сложный целостный процесс, а то и целенаправленная деятельность. Это утверждение означает, во-первых, что ощущения и вызывающие их раздражения не остаются внешне рядоположными, а взаимодействуют в процессе восприятия, так что даже взятое лишь в своем чувственном составе восприятие представляет собой нечто большее и иное, чем простой агрегат ощущений. Во-вторых, восприятие вообще не ограничивается одной лишь чувственной основой, образуемой ощущениями. Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли. Оно всегда не только сенсорная данность, но и осмысливание ее объективного значения.  Наконец, в-третьих, что в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности — ее установки, интересы, общая направленность и прошлый опыт.

Период  младенчества (от 2 месяцев до 1 года) состоит  из двух  подпериодов: I подпериод - до 5-6 месяцев, II подпериод - от 5- 6 до 12 месяцев. В  первом  полугодии  жизни   происходит чрезвычайно интенсивное развитие  сенсорных механизмов,  элементарных форм будущих   ориентировочных   реакций:   сосредоточение,  слежение,   круговые движения.  Возникают самоподкрепляемые круговые реакции, когда каждую минуту предмет  меняет свои свойства. Развивается слуховое восприятие. Появляются    реакции   на   голос   матери.   Развивается   тактильная чувствительность,  которая  имеет  важное  значение для  возникновения  акта хватания и обследования предмета.      Развиваются  голосовые реакции  ребенка.  Возникают первые призывы  - попытки   привлечь  взрослого  с  помощью  голоса,   что  свидетельствует  о перестройке голосовых реакций  в  поведенческие  акты. Уже  в  первые месяцы жизни развиваются  разные типы  голосовых реакций:  гудение, гуканье, лепет.

Примерно  в  5  месяцев   происходит  перелом  в  развитии  ребенка,  и начинается II  подпериод младенческого  возраста. Он связан  с возникновением акта  хватания  -  первого организованного,  направленного действия, с   ним   связано возникновение предметного восприятия. 

Основной, ведущий тип деятельности  ребенка  в младенческом  возрасте - эмоционально непосредственное   общение,  предметом  которого   для   ребенка  является  взрослый  человек, главным источником сенсорных впечатлений, и соответственно,  положительного формирования  и развития психических функций  у ребенка и его развития в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс , 2002.- 1008с.
  2. Выготский Л.С.Психология развития ребенка.- М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо,2003.-512 с. 
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.- 4 изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия»,1999.- 456с.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник .- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 442с.
  5. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реана А.А. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.-656с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2001.-720с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Стадии развития техники  ребенка по Ж. Пиаже

№ п/п

Название стадии

Основные характеристики  и признаки

Возрастной период

1

Стадия операционной консолидации

Движениями глаз и рук пытается восстановить перцептивную или эмоциональную  ситуацию, которая для него представляет интерес в эмоциональном или  познавательном плане. Подобными движениями   ребенок  стремится восстановить прежние ощущения.

1-4 месяца 

2

Стадия операционной координации

Ребенок активно реагирует на перемещение  предметов. Увидев перемещающийся предмет, ребенок схватывает его и пытается воспроизвести увиденное движение. Причем помимо движения предмета, производимого  самим ребенком, возникает реакция  слежения за этим движением.

4-8 месяцев

3

Стадия бифокальной координации

Произвольное повторение одного и  того же движения с разными частями  объекта. Ребенок в состоянии  уловить взаимосвязь между двумя  объектами. Так, он легко убирает  предмет, мешающий его контакту с  заинтересовавшим его другим предметом.

8-12 месяцев

4

Стадия усовершенствованной координации

Ребенок в состоянии совершать  движения с объектами (орудиями) в  любую сторону независимо от того, какие ручные движения необходимы для  достижения цели.

12-18 месяцев


 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2

Развитие структур взаимодействия ребенка с окружающими людьми

№ п/п

Название стадии

Основные характеристики  и признаки

Возрастной период

1

Стадия операционной консолидации

Ребенок замечает отклонение поведения  матери в отношении него и предпринимает  попытки вызвать с ее стороны  привычную реакцию.

1-4 месяца 

2

Стадия операционной координации

Ребенок намеренно совершает действия, чтобы с их помощью привлечь  внимание матери или другого взрослого  человека. Действия играют роль сигналов, или стимулов.

4-8 месяцев

3

Стадия бифокальной координации

Структуры взаимодействия с неживыми объектами координируются со структурами  взаимодействия с людьми (игра со взрослым в какие-нибудь игрушки). Внимание ребенка  одновременно сосредоточено и на человеке и на неживом объекте.

8-12 месяцев

4

Стадия усовершенствованной координации

Ребенок пытается имитировать движения, совершаемые другими людьми, ведет  активный поиск интересных объектов с целью продемонстрировать их другому  человеку.

12-18 месяцев


 

 


Информация о работе Младенчество. Развитие ощущений и восприятия