Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 00:02, курсовая работа
Объект исследования: Религиозный опыт личности в трактовке Уильяма Джеймса.
Задачи исследования:
Исследовать понятие религиозного опыта;
Рассмотреть особенности религиозного опыта с точки зрения психологии;
Исследовать особенности трактовки религиозного опыта с точки зрения Уильяма Джеймса.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
______________________________
Факультет: ИДО
Направление (специальность) – 080505
«Управление персоналом»
Курсовая работа
Тема: «Многообразие религиозного опыта» У. Джеймса»
Руководитель:
Профессор
И. Б. Ардашкин (_______)
Выполнил:
Студент гр. З-11701
Р. М.Большаков(________)
Томск – 2014
Содержание
Современное человечество богато «православными», «католиками» и «протестантами», им христианство чуждо и непонятно. А те люди, которые называют себя христианами - христиане лишь по имени, они лишены религиозного опыта и даже не осознают его сущности. И эта своеобразная безрелигиозность религиозно - сопричисленных людей все меньше тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного религиозного кризиса. И чтобы выйти из этого кризиса, необходимо вернуться сначала умственным взорам, а потом цельной душой к живым пленникам сущей религиозности и пережить, в меру своих сил, вместе с ними их опыты, чтобы затем сравнить его со скудным опытом наших дней и сделать соответствующие выводы. Они веровали иначе потому, что иначе любили, иначе созерцали, иначе видели, по-иному молились, иначе вкладывались волей, не так мыслили и не так строили свою жизнь. Их верование, прежде всего, было цельно: целостно охватывало их существо, и целостно определяло их действия. На протяжении тысячелетий люди, ища Бога, шли многими путями. Существует большое разнообразие распространенных по всему миру религий: от бесчисленных форм индуизма в монотеистического иудаизма, ислама и общепризнанного христианства, а также восточных философий синтоизма, даосизма, буддизма и конфуцианства. В других бескрайних территориях люди прибегают к анимизму, магии, спиритизму и шаманства. История религии является такой длинной, как история самого человечества. Так говорят археологи и антропологи. Даже в так называемых наиболее «примитивных», т.е. неразвитых, цивилизациях находим свидетельства об определенную форму поклонения. «Новая британская энциклопедия» (англ.) говорит, что «согласно открытиями ученых, нигде и никогда не существовал народ, который в некотором смысле не был бы религиозным». Итак, религия удовлетворяет важнейшую человеческую потребность, так как еда успокаивает голод. Мы знаем, что беспорядочное потребление пищи может устранить муки голода, но плохое питание, в конечном счете, подорвет наше здоровье. Чтобы производить здоровый образ жизни, нам нужна рациональная и питательная еда. Мы тоже нуждаемся в здоровой духовной пищи, чтобы сохранять здоровье.
Предмет исследования: Особенности формирования религиозного опыта личности.
Объект исследования: Религиозный опыт личности в трактовке Уильяма Джеймса.
Задачи исследования:
Религиозный опыт, в широком смысле включающий
в себя религиозное сознание, представляет
собой субъективную составляющую религиозной традиции.
Специфику религиозного сознания, его психологическую
природу невозможно понять, не выяснив
онтологического основания
Религиозный опыт выражает «переживательный», «опытный» характер религиозной веры, которая, в свою очередь, также выступает источником религиозного опыта, повышая способность человека к религиозному переживанию. Но не только верующий человек обладает доступом к религиозному опыту, скорее «человек становится верующим посредством внутреннего опыта и переживания» »[6, c. 79]. Средоточие «переживательного» аспекта религиозного опыта, вера, тем не менее, неотделима от инкорпорированного в нее знания о божественной реальности. Религиозный опыт несводим к комплексу чувств, переживание не сводится лишь к аффективным состояниям человека, оно не может быть отделено от представленного в переживании знания о религии, от отношения к ней субъекта, а также от реального процесса жизнедеятельности человека, опосредованного актуальным культурно-историческим этапом развития общества. Дальнейшее осмысление религиозного опыта в психологическом контексте предполагает, на мой взгляд, рассмотрение данного феномена во взаимосвязи и взаимовлиянии с другими компонентами опыта человека, в его включенности в
уникальное "феноменальное поле" жизненного опыта личности[5, c. 8]. Также необходимым представляется системный подход к исследованию религиозного опыта, включающий не только изучение глубинных переживаний, но и когнитивных аспектов данного феномена, к которым относится совокупность религиозных представлений, через которые религия как мировоззренческая система обладающая своим содержанием и способом его передачи, объективируется в социуме[Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Религиозные представления являются одним из важных аспектов знания человека о мире и включены в особую религиозно-мифологическую картину мира личности, заданную системой религиозных значений и смыслов. Функция смыслополагания является наиболее важной в религиях любого типа. На уровне индивидуальной системы, образующей личность, смысловая функция религиозного опыта связана с решением конечных, предельных, экзистенциальных проблем человеческого существования с одной стороны, с мысленным выходом личности за пределы обыденного жизненного опыта, «трансцендированием» с другой. Религиозный опыт личности на социально-психологическом уровне опосредует общепринятые, устойчивые установки, мотивы, ценности, социо-культурные образцы поведения. Смысл и содержание фундаментальных понятий религиозной традиции, в которых отражены вечные проблемы человеческого существования (жизнь, смерть, счастье, совесть, свобода и др.), общечеловеческие принципы и понятия (справедливость, милосердие, гуманизм, добропорядочность и др.), личностные ценности преломляются в современном обыденном сознании, выступают как взаимодополняющие, определяют систему жизненных отношений субъекта. Жизненные отношения, связывающие человека с миром, конкретизируются в жизненных смыслах объектов и явлений действительности, что позволяет подойти к психологическому исследованию форм существования смысла в
структуре личности, сознания и деятельности, к исследованию «смысловой сферы
личности»[Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что разработка психологической проблематики религиозного опыта, связана с изучением его смысловой природы, выступающей конкретно-психологической формой его существования, а также механизмов его функционирования в ценностно-смысловой сфере личности. В процессе функционирования религии на одном из первых мест находятся переживания человека, его «личный путь» к Богу. Этот аспект имеет психологические корни. Именно опыт подобного рода составляющих сознания личности и показывает специфику того или иного типа мировоззрения. Религия как самостоятельный тип мировоззрения предполагает особую сферу проявлений человеческой психики. Как писал У. Джеймс, «оставаясь в границах психологии, мы будем иметь дело не с религиозными учениями и обрядами, а с религиозными чувствами и настроениями» »[4, c. 2]. Важно понимать, что своеобразие психологии верующих людей следует искать не в области их нервно-физиологических механизмов. Нет никаких особых физиологических процессов или механизмов, которые лежали бы только в основе религиозного сознания, которые были бы присущи исключительно религиозным людям. Физиологические законы высшей нервной деятельности, лежащие в основе психических процессов и явлений, одни и те же, как у верующих людей, так и у неверующих.
Термин «религиозный опыт» – весьма широкое понятие,
которое охватывает всю совокупность религиозных
чувств и переживаний, психологическое
состояние верующего. Религиозный опыт
демонстрирует способ соприкосновения
человека с реальностью религии. Он представляет
собой эмоциональное
Система
религиозного опыта и измененные состояния
сознания. Виды измененных состояний.
Один из основателей психологии религии
американский философ-прагматист Джеймс
У. (1842—1910) разработал понятие религиозного
опыта, под которым понимал субъективные
религиозные феномены в различных формах
— мистические видения, экстатические
состояния, экзальтированные созерцания,
галлюцинации и т. д и т. п. Исследование
религиозного опыта Джеймса опирается
на материалы самонаблюдения — дневники,
автобиографические записки верующих,
религиозных мистиков, аскетов, отшельников,
ясновидящих и т.д., ведь чтобы понимать
какое-нибудь чувство, человек должен
сам ощущать его.
Арнольд Людвиг сформулировал определение
измененного состояния сознания (ИСС)
как «любое психическое состояние, вызванное
разнообразными физиологическими и психологическими
маневрами или фармакологическими веществами,
которое может субъективно распознаваться
самим субъектом (или объективным наблюдателем
этого субъекта) и весьма отклоняется
от подвижного бодрствующего сознания».
Если рассматривать сознание в виде многомерного
пространства, где каждое измерение представляет
какую-то грань восприятия или чувственного
опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать
как континуум разных измерений. Что касается
харизматических групп, то в этот диапазон
измерений входят: ощущение времени, персональная
идентичность, зрительное восприятие
и инстинктивные потребности организма.
Каждое измерение добавляет полноты персональному
состоянию сознания и позволяет находить
подобия и различия между различными измененными
состояниями»[10, c. 50].
Можно выделить четыре шкалы ИСС:
Конкретные трансовые состояния или
ИСС можно рассматривать как суперпозицию
соответствующих четырех параметров.
Изменение эмоциональных состояний психики
включает в себя как количественные изменения,
связанные с изменением интенсивности
обычных эмоций, так и качественные, связанные
с достижением нестандартных эмоциональных
состояний.
В различных древних источниках описываются
четыре базовых эмоциональных состояния,
причем можно провести параллели между
этими описаниями в разных культурах.
Так, в индийской традиции выделяют следующие
состояния:
Вира - «героическое» состояние, готовность к действию, защите других, принятию ответственности; бхога - удовлетворенность, расслабленно-милостивое состояние; йога - рефлексия и самоуглубленность; абхичарика - состояние всепоглощающего гнева, потребности в разрушении.
Данные состояния считались идеальными, их, по представлениям индусов, в чистом виде могли достигать только боги или великие мудрецы. Однако состояние религиозного экстаза могло приближаться к одному из этих состояний.
Описанная система во многом перекликается с тибетской традицией ваджраяны, в которой подобные состояния соответствовали различным сторонам четырехугольной мандалы, выражавшей психическую жизнь человека. Похожие изменения эмоциональных состояний наблюдали С. Грофф и его последователи в ходе исследования данного феномена. На основании анализа описаний пациентов, которых вводили в ИСС с помощью ЛСД, а также интенсивных дыхательных методов (ребефинга, холотропного дыхания и т.д.), С. Грофф установил, что все они испытывали сходные эмоциональные состояния. Ученый назвал эти состояния четырьмя пренатальными матрицами.
1.Изменения в восприятии
2.Биографические, включающие комплексы
эмоционально значимых
3 .Перинатальные - переживания, связанные
с повторным проживанием
Информация о работе «Многообразие религиозного опыта» У. Джеймса