«Многообразие религиозного опыта» У. Джеймса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: Религиозный опыт личности в трактовке Уильяма Джеймса.
Задачи исследования:
Исследовать понятие религиозного опыта;
Рассмотреть особенности религиозного опыта с точки зрения психологии;
Исследовать особенности трактовки религиозного опыта с точки зрения Уильяма Джеймса.

Файлы: 1 файл

на проверку Психология религии. Курсовая работа. Вариант 22..docx

— 334.63 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

_________________________________________________________________________________

 

Факультет: ИДО

Направление (специальность) – 080505

«Управление персоналом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: «Многообразие религиозного опыта» У. Джеймса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Профессор

И. Б. Ардашкин  (_______)

Выполнил:

Студент гр. З-11701

Р. М.Большаков(________)

 

 

 

 

 

Томск – 2014

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное человечество богато «православными», «католиками» и «протестантами», им христианство чуждо и непонятно. А те люди, которые называют себя христианами - христиане лишь по имени, они лишены религиозного опыта и даже не осознают его сущности. И эта своеобразная безрелигиозность религиозно - сопричисленных людей все меньше тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного религиозного кризиса. И чтобы выйти из этого кризиса, необходимо вернуться сначала умственным взорам, а потом цельной душой к живым пленникам сущей религиозности и пережить, в меру своих сил, вместе с ними их опыты, чтобы затем сравнить его со скудным опытом наших дней и сделать соответствующие выводы. Они веровали иначе потому, что иначе любили, иначе созерцали, иначе видели, по-иному молились, иначе вкладывались волей, не так мыслили и не так строили свою жизнь. Их верование, прежде всего, было цельно: целостно охватывало их существо, и целостно определяло их действия.    На протяжении тысячелетий люди, ища Бога, шли многими путями. Существует большое разнообразие распространенных по всему миру религий: от бесчисленных форм индуизма в монотеистического иудаизма, ислама и общепризнанного христианства, а также восточных философий синтоизма, даосизма, буддизма и конфуцианства. В других бескрайних территориях люди прибегают к анимизму, магии, спиритизму и шаманства. История религии является такой длинной, как история самого человечества. Так говорят археологи и антропологи. Даже в так называемых наиболее «примитивных», т.е. неразвитых, цивилизациях находим свидетельства об определенную форму поклонения. «Новая британская энциклопедия» (англ.) говорит, что «согласно открытиями ученых, нигде и никогда не существовал народ, который в некотором смысле не был бы религиозным». Итак, религия удовлетворяет важнейшую человеческую потребность, так как еда успокаивает голод. Мы знаем, что беспорядочное потребление пищи может устранить муки голода, но плохое питание, в конечном счете, подорвет наше здоровье. Чтобы производить здоровый образ жизни, нам нужна рациональная и питательная еда. Мы тоже нуждаемся в здоровой духовной пищи, чтобы сохранять здоровье.

Предмет исследования: Особенности формирования религиозного опыта личности.

Объект исследования: Религиозный опыт личности в трактовке Уильяма Джеймса.

Задачи исследования:

      • Исследовать понятие религиозного опыта;
      • Рассмотреть особенности религиозного опыта с точки зрения психологии;
      • Исследовать особенности трактовки религиозного опыта с точки зрения Уильяма Джеймса.

 

I. Общая характеристика религиозного опыта и его рассмотрения с точки зрения психологии.

1.1. Понятия религиозного  опыта

Религиозный опыт, в широком смысле включающий в себя религиозное сознание, представляет собой субъективную составляющую религиозной традиции. Специфику  религиозного сознания, его психологическую  природу невозможно понять, не выяснив  онтологического основания религиозной  веры, без изучения сущности и природы  религиозного опыта, переживаемого  и осмысляемого на личностном уровне.        В рамках психологической парадигмы существуют различные концепции религиозного опыта. Тем не менее, в настоящее время, когда религиозность не является самоочевидной, особую значимость сохраняет подход американского психолога и философа У. Джеймса, который рассматривал религию «как совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности по отношению к тому, что она почитает Божеством».[4, c 15] Джеймс последовательно отстаивал приоритет индивидуального религиозного опыта перед «социализированной институализированной религией» и относил к его сфере феномены святости, обращения, молитвы, мистицизма. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» он отмечает: «По крайней мере, в  одном отношении личная религия оказывается, несомненно, первичнее, чем богословие и церковь: всякая церковь, однажды учрежденная, живет после этого, опираясь на традицию; но основатели каждой церкви всегда черпали свою силу из непосредственного личного общения с божеством».[4, c 15] С точки зрения Джеймса опыт, понимаемый им как переживание, психическое состояние, первичен в формировании религии как таковой. Продолжая характеристику религиозного опыта, необходимо отметить, что в психологии он  понимается, прежде всего, как религиозные переживания, религиозные чувства, как непосредственное «живое» переживание присутствия в жизни человека божественной реальности. Однако, глубинные переживания, составляющие «ядро религиозного опыта»[11, c. 31] неотделимы от первичных, сущностных свойств религиозного феномена. К этим свойствам относится доктрина (догматика) как совокупность представлений и концепций, характеризующих мировоззренческий аспект религии и являющихся в значительной степени результатом описания религиозного опыта в категориях той или иной культуры, той или иной. Таким образом, религиозное знание, когнитивный аспект религиозного опыта является основообразующим для религиозного отношения в целом. Однако религиозное знание составляет лишь часть целостного феномена религиозного опыта, другим компонентом которого является религиозная вера – «особое экзистенциально-духовное, познавательное и эмоциональное состояние человека, которое соотносится верующими людьми с существованием Бога»[6, c. 78].

Религиозный опыт выражает  «переживательный», «опытный» характер религиозной веры, которая, в свою очередь, также выступает источником религиозного опыта, повышая способность человека к религиозному переживанию. Но не только верующий человек обладает доступом к религиозному опыту, скорее «человек становится верующим посредством внутреннего опыта и переживания» »[6, c. 79]. Средоточие «переживательного» аспекта религиозного опыта, вера, тем не менее, неотделима от инкорпорированного в нее знания о божественной реальности. Религиозный опыт  несводим к комплексу чувств, переживание не сводится лишь к аффективным состояниям человека, оно не может быть отделено от представленного в переживании знания о религии, от отношения к ней субъекта, а также от реального процесса жизнедеятельности человека, опосредованного актуальным культурно-историческим этапом развития общества.  Дальнейшее осмысление религиозного опыта  в психологическом контексте предполагает, на мой взгляд, рассмотрение данного феномена во взаимосвязи и взаимовлиянии с  другими компонентами опыта человека, в его  включенности в

уникальное "феноменальное поле" жизненного опыта личности[5, c. 8].  Также необходимым представляется системный подход к   исследованию религиозного опыта, включающий не только изучение глубинных переживаний, но и когнитивных аспектов данного феномена, к которым относится совокупность религиозных представлений, через которые религия как мировоззренческая система обладающая своим содержанием и способом его передачи, объективируется в социуме[Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Религиозные представления являются одним из важных аспектов знания человека о мире и включены в особую религиозно-мифологическую картину мира личности, заданную системой религиозных значений и смыслов. Функция смыслополагания является наиболее важной в религиях любого типа. На уровне индивидуальной системы,  образующей личность, смысловая функция религиозного опыта связана с решением конечных, предельных, экзистенциальных проблем человеческого существования с одной стороны,  с мысленным выходом личности за пределы обыденного жизненного опыта, «трансцендированием» с другой. Религиозный опыт личности на социально-психологическом уровне опосредует общепринятые, устойчивые установки, мотивы, ценности, социо-культурные образцы поведения. Смысл и содержание фундаментальных понятий религиозной традиции, в которых отражены вечные проблемы человеческого существования (жизнь, смерть, счастье, совесть, свобода и др.), общечеловеческие принципы и понятия (справедливость, милосердие, гуманизм, добропорядочность и др.), личностные ценности преломляются  в современном обыденном сознании, выступают как взаимодополняющие, определяют систему жизненных  отношений субъекта. Жизненные отношения, связывающие человека с миром, конкретизируются в жизненных смыслах объектов и явлений действительности, что позволяет подойти к психологическому исследованию форм существования смысла в

структуре личности, сознания и деятельности, к исследованию «смысловой сферы

личности»[Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что разработка психологической проблематики религиозного опыта, связана с изучением его смысловой природы, выступающей  конкретно-психологической формой его существования, а также механизмов его функционирования в ценностно-смысловой сфере личности. В процессе функционирования религии на одном из первых мест находятся переживания человека, его «личный путь» к Богу. Этот аспект имеет психологические корни. Именно опыт подобного рода составляющих сознания личности и показывает специфику того или иного типа мировоззрения. Религия как самостоятельный тип мировоззрения предполагает особую сферу проявлений человеческой психики. Как писал У. Джеймс, «оставаясь в границах психологии, мы будем иметь дело не с религиозными учениями и обрядами, а с религиозными чувствами и настроениями» »[4, c. 2]. Важно понимать, что своеобразие психологии верующих людей следует искать не в области их нервно-физиологических механизмов. Нет никаких особых физиологических процессов или механизмов, которые лежали бы только в основе религиозного сознания, которые были бы присущи исключительно религиозным людям. Физиологические законы высшей нервной деятельности, лежащие в основе психических процессов и явлений, одни и те же, как у верующих людей, так и у неверующих.

Термин «религиозный опыт»  – весьма широкое понятие, которое  охватывает всю совокупность религиозных  чувств и переживаний, психологическое  состояние верующего. Религиозный  опыт демонстрирует способ соприкосновения  человека с реальностью религии. Он представляет собой эмоциональное переживание, которое в меньшей  степени поддается рациональному  объяснению и оформлению, но которое  наиболее понятно человеку, эффективно влияет на его чувства и переживания.

1.2. Измененные состояния  сознания в системе религиозного  опыта

Система религиозного опыта и измененные состояния сознания. Виды измененных состояний. Один из основателей психологии религии американский философ-прагматист Джеймс У. (1842—1910) разработал понятие религиозного опыта, под которым понимал субъективные религиозные феномены в различных формах — мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и т. д и т. п. Исследование религиозного опыта Джеймса опирается на материалы самонаблюдения — дневники, автобиографические записки верующих, религиозных мистиков, аскетов, отшельников, ясновидящих и т.д., ведь чтобы понимать какое-нибудь чувство, человек должен сам ощущать его. 
 Арнольд Людвиг сформулировал определение измененного состояния сознания (ИСС) как «любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом (или объективным наблюдателем этого субъекта) и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания». Если рассматривать сознание в виде многомерного пространства, где каждое измерение представляет какую-то грань восприятия или чувственного опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать как континуум разных измерений. Что касается харизматических групп, то в этот диапазон измерений входят: ощущение времени, персональная идентичность, зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма. Каждое измерение добавляет полноты персональному состоянию сознания и позволяет находить подобия и различия между различными измененными состояниями»[10, c. 50].


Можно выделить четыре шкалы ИСС:

    1. Изменение эмоциональных состояний.
    2. Изменение восприятия мира.
    3. Изменение волевого самоконтроля.
    4. Изменения самосознания и самотождественности личности.

Конкретные трансовые состояния или ИСС можно рассматривать как суперпозицию соответствующих четырех параметров. 
Изменение эмоциональных состояний психики включает в себя как количественные изменения, связанные с изменением интенсивности обычных эмоций, так и качественные, связанные с достижением нестандартных эмоциональных состояний. 
В различных древних источниках описываются четыре базовых эмоциональных состояния, причем можно провести параллели между этими описаниями в разных культурах. Так, в индийской традиции выделяют следующие состояния:

Вира - «героическое» состояние, готовность к действию, защите других, принятию ответственности; бхога - удовлетворенность, расслабленно-милостивое состояние; йога - рефлексия и самоуглубленность; абхичарика - состояние всепоглощающего гнева, потребности в разрушении.

Данные состояния считались идеальными, их, по представлениям индусов, в чистом виде могли достигать только боги или великие мудрецы. Однако состояние религиозного экстаза могло приближаться к одному из этих состояний.

Описанная система во многом перекликается с тибетской традицией ваджраяны, в которой подобные состояния соответствовали различным сторонам четырехугольной мандалы, выражавшей психическую жизнь человека. Похожие изменения эмоциональных состояний наблюдали С. Грофф и его последователи в ходе исследования данного феномена. На основании анализа описаний пациентов, которых вводили в ИСС с помощью ЛСД, а также интенсивных дыхательных методов (ребефинга, холотропного дыхания и т.д.), С. Грофф установил, что все они испытывали сходные эмоциональные состояния. Ученый назвал эти состояния четырьмя пренатальными матрицами.

1.Изменения в восприятии окружающих  объектов, абстрактные и эстетические  переживания и фантазии, характеризующиеся  специфической стимуляцией сенсорных  модальностей - кинестетической, слуховой, зрительной.

2.Биографические, включающие комплексы  эмоционально значимых воспоминаний и символические переживания, которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и Адлера.

3 .Перинатальные - переживания, связанные  с повторным проживанием биологического  рождения и конфронтацией со  смертью. Этапы рождения и смерти  связаны, по Гроффу, в "системы  конденсированного опыта" - динамические  сочетания воспоминаний с сопутствующими  им фантазиями из различных  периодов жизни человека, объединенные  сильным эмоциональным зарядом  одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями  одного и того же типа и  другими элементами.

Информация о работе «Многообразие религиозного опыта» У. Джеймса