Модель структуры интеллекта по Джою Гилфорду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:49, статья

Описание работы

Джой Гилфорд решал сложнейшую (!) задачу: пытался построить многомерную модель интелекта человека. К моменту создания им своей модели уже было понятно, что простейший одно- или двух-факторые научные модели вряд ли смогут описать столь сложное явление…
Джой Гилфорд исходил из следующих допущений (которые часто забывают указывать в психологической литературе):
1) Интеллект можно представить в виде из трёх измерений:
- содержание мышления;
- операции мышления;
- результаты мышления.

Файлы: 1 файл

Модель структуры интеллекта по Джою Гилфорду.docx

— 48.58 Кб (Скачать файл)

Модель структуры интеллекта по Джою Гилфорду

Джой Гилфорд решал сложнейшую (!) задачу: пытался построить многомерную модель интелекта человека. К моменту создания им своей модели уже было понятно, что простейший одно- или двух-факторые научные модели вряд ли смогут описать столь сложное явление…

Джой Гилфорд исходил из следующих допущений (которые часто забывают указывать в психологической литературе):

1) Интеллект можно представить  в виде из трёх измерений:

- содержание мышления;

- операции мышления;

- результаты мышления.

2) Указанные три измерения независимы (ортогональны).

3) Указанные три измерения представляют  шкалы наименований.

4) Каждое из указанны измерений, в свою очередь, можно разложить на переменные:

- 4 вида содержания: образное, символическое,  семантическое, поведенческое;

- 5 видов операций: оценка, конвергентное  мышление, дивергентное мышление, память, познание;

- 6 видов результатов:  элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы (в некоторых переводах  – предвидение).

5) Общее количество возможных  сочетаний указанных переменных: 4 х 5 х 6 =120  

6) Далее, используя идеи математической  статистики, Джой Гилфорд надеялся найти корреляционные связи наблюдаемых переменных в тестах творческих способностей человека и свести их небольшому числу ненаблюдаемых факторов.

Вот как об этом рассказал сам  автор модели структуры интеллекта на своей лекции в Стенфордском университете 13 апреля 1959 года.

«Что касается меня, то я считаю наиболее значительным труд по развитию единой теории человеческого интеллекта. Эта теория объединяет известные  специфические или основные  интеллектуальные способности в единую систему, называемую «структурой интеллекта». Это та система, которой я посвящу большую  часть своей лекции с очень  краткими ссылками на то, какое значение имеют положения теории для психологии мышления и проблемы решения задач - для профессиональных тестов и  образования.

Открытие составляющих интеллекта было осуществлено путём применения в экспериментальных исследованиях  метода факторного анализа. Вам нет  необходимости что-либо знать о  теории или методе факторного анализа, для того чтобы проследить за процессом  рассмотрения компонентов, входящих в  структуру интеллекта. Мне хотелось бы отметить, однако, что факторный  анализ не имеет ни сходства, ни связи  с психоанализом. Для того чтобы  позитивные утверждения были более  понятными, я лишь отмечу, что каждый компонент интеллекта, или фактор, является способностью, единственной в своем роде, которая необходима для выполнения теста или задачи определённого типа. Общее правило, которое мы вывели, состоит в том, что некоторые лица, хорошо выполняющие  одни тесты, могут неудачно действовать  при решении тестов другого типа. Мы пришли к заключению, что фактор характеризуется теми свойствами, которые  в тестах того или иного типа являются общими. Я приведу примеры с  тестами, которые представляют в  совокупности фактор.

Хотя между факторами существует и явное различие, обнаруживаемое в факторном анализе, в самые  последние годы стало ясно, что  и сами факторы могут быть подвергнуты  классификации, так как в некоторых  отношениях они похожи один на другой. Основание классификации должно соответствовать основному виду процесса или выполняемой операции. Такой вид классификации дает пять больших групп интеллектуальных способностей: факторы познания, памяти,  конвергентного и дивергентного  мышления и оценки.

Познание означает открытие, повторное  открытие или узнавание. Память - сохранение того, что было познано. Два вида продуктивного мышления порождают  новую информацию из уже известной  и сохранившейся в памяти информации. При операциях дивергентного  мышления мы мыслим в различных направлениях, иногда исследуя, иногда отыскивая  различие. В процессе конвергентного мышления информация приводит нас к  одному правильному ответу или к  узнаванию лучшего или обычного ответа. При оценке мы стремимся  решить, каково качество, правильность, соответствие или адекватность того, что мы знаем, помним и создаем  с помощью продуктивного мышления.Второй способ классификации интеллектуальных факторов соответствует виду материала или включенного в него содержания. До сих пор известно три вида материала или содержания: содержание может быть представлено в виде изображений, символов или быть семантическим содержанием. Изображения являются таким конкретным материалом, который воспринимается с помощью органов чувств. В нём нет ничего, помимо него самого. Воспринимаемый материал имеет такие свойства, как величина, форма, цвет, место, плотность. То, что мы слышим или чувствуем, представляет собой примеры различных видов образного, конкретного материала. Символическое содержание состоит из букв, цифр и других условных знаков, обычно объединенных в общие системы, такие, как алфавит или числовые системы. Семантическое содержание выступает в форме значений слов или мыслей, оно не нуждается в примерах. Когда к определённому содержанию применяется та или иная операция, получается не менее шести видов конечного мыслительного продукта. Достаточно доказательно можно утверждать, что, несмотря на комбинацию операций и содержаний, обнаружена связь тех же шести видов конечного мыслительного продукта. Эти виды следующие: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, предвидения. Это лишь основные известные нам виды мыслительного продукта, выявленные факторным анализом. В качестве таковых они могут быть основными классами, которым соответствуют психологически все виды информации.   

Джой Гилфорд: модель структуры интеллекта; концепция, теория интеллектаЭти три вида классификации факторов интеллекта можно представить в виде модели куба, приведенного на Рис. 1. На этой модели, которую мы называем «структурой интеллекта», каждое измерение представляет собой один из способов измерения факторов. В одном измерении расположены различные виды операций, в другом - разные виды конечного мыслительного продукта, в третьем - разные виды содержания. В измерении, относящемся к содержанию, добавлена четвёртая категория, обозначенная как «поведенческая», что сделано исходя из чисто теоретических соображений - представить общую способность, иногда обозначаемую как «социальный интеллект». […]Для того чтобы обеспечить лучшее понимание модели и создать основу для её признания как картины человеческого интеллекта, я подвергну её систематическому рассмотрению, использовав несколько примеров соответствующих тестов. Каждая клетка (более точно было бы сказать – «кубик» - Прим. И.Л. Викентьева) этой модели обозначает вид способности, который может быть описан в терминах операции, содержания и продукта, и для каждой клетки в месте её пересечения с другими имеется единственное сочетание видов операции, содержания и продукта. Тест для определёния той или иной мыслительной способности должен давать те же самые три характеристики».

 

МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА

v Факторные модели.Есть большое количество подходов к проблеме интеллекта. Наиболее фундаментальным, с которого начиналось научное исследование интеллекта, считается психометрический подход, в русле которого сформировались факторные модели интеллекта. Все модели объединяет общий методологический подход.

В них выделяются разные способности (факторы) и с помощью определенной математической процедуры (факторного анализа) исследуется взаимозависимость  между этими факторами. Есть модели одноуровневые, предполагающие, что  каждый фактор независим от другого, фактора есть модели иерархические, или многоуровневые. Наибольшую известность  в психологии и в области прикладного  использования данных психологии получили наибольшую известность факторные  модели Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Дж.Гилфорда и Р.Б.Кэттелла.

Ч.Спирмен, исследуя профессиональные способности, предположил, что успех в деятельности определяется взаимодействием некоего общего фактора, общей способности, и фактора (факторов), специфичных для конкретной деятельности. Общий фактор он назвал генеральным (G-фактор), а работающие на определенную деятельность – специальными способностями

(S-факторы). Общий фактор часто  скрыт (латентен). Для его выявления  Спирмен создал специальный математический метод – факторный анализ. G-фактор определялся Ч.Спирменом как общая «умственная энергия», которой наделены все люди, но она в разной степени влияет на успех каждой конкретной деятельности. Многие ученые искали эквивалент G-фактору в традиционных психологических терминах. Главными претендентами были внимание, мотивация человека, скорость переработки информации др., но к единому мнению ученые так и не пришли. Для тестирования фактора “G” лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений, менее всего связанных с конкретной деятельностью.

Л.Терстоун, оппонент Ч.Спирмена, полагал, что не существует общего фактора, а определенный интеллектуальный акт протекает благодаря взаимодействию множества отдельных факторов. Сначала он выделил 12 факторов, затем список был сведен до семи: словесное понимание, речевая беглость, числовой фактор, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивный фактор (нахождение правила и завершение последовательности). На основе этой теории было разработано большое количество тестов структуры способностей. Факторы, обнаруженные Терстоуном при дальнейших проверках, оказались зависимыми, что говорит в пользу иерархических моделей.

Самой «многофакторной» иерархической  моделью интеллекта является модель, предложенная Дж.Гилфордом. Она является трехмерной, и в нее входят 120 факторов. К, более чем, 100 факторам подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Он ввел понятия конвергентного и дивергентного мышления, как составляющих интеллекта. Конвергентное мышление (конвергентные способности) – способности правильно и быстро находить единственно верное решение; основная составляющая психометрического интеллекта. Под дивергентным мышлением (способностями) Гилфордом понимался процесс выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Эти способности являются основой креативного мышления. Концепция Дж.Гилфорда широко используется в США, особенно при работе с одаренными детьми, так как на ее основе созданы программы обучения, позволяющие педагогу рационально планировать образовательный процесс и направлять его на развитие способностей конкретного ребенка.

Модель Р.Б.Кэттелла, хотя и условно, может быть отнесена к группе иерархических моделей интеллекта. Он выделяет 3 вида интеллектуальных способностей. Общие способности, по Кэттелу, представлены «связанным» («кристаллизированным») и «свободным» (или «текучим») интеллектом. Фактор «связанного» интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые приобретаются человеком с раннего детства до конца жизни. Он является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Проявляется этот фактор при решении тестов, требующих обученности. Фактор «свободного интеллекта» абсолютно независим от степени приобщения к культуре. Он связан с деятельностью мозга.

Монометрический (одномерный) подход к интеллекту характерен для концепции Г.Ю.Айзенка. Он говорит о наличии «биологического интеллекта», «психометрического интеллекта» и «социального интеллекта». Основным параметром, который Айзенк предлагает рассматривать как индикатор уровня интеллекта, является индивидуальная скорость переработки информации, т.е. время реакции выбора из множества альтернатив. По данным других исследователей уровень интеллекта характеризуется не просто скоростью мыслительных операция, а и способностью работать со множеством альтернатив.

v Когнитивные модели.Они имеют косвенное отношение к психологии способностей, так как представители когнитивной психологии под термином «интеллект» подразумевают некую систему познавательных процессов, которые обеспечивают решение задач. Когнитивно ориентированные исследователи очень редко обращаются к проблемам индивидуальных различий и прибегают в своих работах к данным измерительной психологии.

Наибольшая известность среди  моделей этого направления принадлежит  концепции интеллекта Роберта Стернберга, сформировавшего свою модель в последнем десятилетии 20 века. Ее обычно называют «теорией триумвирата в интеллекте». Автор в своей теории пытался представить взаимоотношения между интеллектом и внутренним миром индивида, интеллектом и внешним миром индивида интеллектом и внутренним миром индивида, интеллектом и опытом индивида. Стернберг - сторонник многообразия и сложности моделей интеллекта, он противник роли «скоростного» фактора в переработке информации для продуктивности интеллектуального процесса. Для объяснения природы интеллекта он обращается к экологическому и культурному обоснованию.

Интеллект Стернберг предлагает измерять в тех областях, где задачи являются для индивида относительно новыми, а когнитивные навыки находятся в стадии автоматизации. Если задачи будут совершенно новыми, то они будут непонятными, а хорошо известные решаться на уровне автоматизмов и, следовательно, не потребуют интеллектуальных усилий.

v Модель ментального опыта.

Как часто отмечается, в нашей  современной отечественной психологии не слишком много оригинальных концепций  интеллекта как общей способности. Одна из них принадлежит М.В.Холодной, разработавшей теорию ментального опыта в рамках когнитивного подхода.В представлении М.В.Холодной интеллект – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта. Понятие «ментального опыта» по своему содержанию близко содержанию понятия «кристаллизованного интеллекта» по Кэттеллу.В структуру ментального опыта включаются способы кодирования информации, понятийные психические структуры, «архетипичные» и семантические структуры.Таким образом, как и другие представители когнитивного подхода, автор подходит к расширительной трактовке понятия интеллекта. Включает в систему интеллектуальных (когнитивных по своей природе) способностей многочисленные внешние факторы.

Доктор Гарднер, психолог и профессор неврологии, изменил представление об интеллекте и вытекающих из этого общепринятых методов обучения. Он опроверг популярную идею о моноинтеллекте, выдвинув гипотезу о том, что интеллект человека множествен, и не может быть измерен одним – единственным тестом.Согласно Гарднеру, интеллект – это способность создавать эффективные продукты, предлагать ценности, которые имеют культурное и общечеловеческое значение. Это также набор навыков, которые позволяют творчески решать задачи, которые жизнь ставит перед человеком. Интеллект – это еще и потенциал искать и находить новые знания.  Ученый выделил 9 разнообразных типов интеллекта, которые, по сути, отражают различные способы взаимодействия с миром. Трудно найти в мире двух одинаковых людей, каждый человек – уникальная комбинация генов. Интеллекты отличаются так же, как отличаются наши отпечатки пальцев.Тип интеллекта ОписаниеЛингвистический Способность оперировать словами как устно (например, как это делает рассказчик, оратор, политик), так и письменно (поэт, писатель, драматург, журналист, редактор). Сложившаяся педагогическая практика сегодня апеллирует к развитию этого вида интеллекта наиболее интенсивно.  В школе мы слушаем, пишем, читаем и говорим.Логико-математическийСпособность оперировать числами (математик, бухгалтер, статистик) и мыслить рационально (ученый, компьютерный программист, логик). Этот тип интеллекта также активно задействован в школьных программах.Пространственный Талант воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию (охотник, скаут, гид) , а также трансформировать пространство (архитектор, художник, изобретатель, дизайнер интерьеров). Человек, у которого развит этот тип интеллекта, восприимчив к цвету, форме, линиям, и отношениям между объектами в пространстве. Он может графически выражать свои идеи.Телесно – кинестетическиий  Умение использовать тело для самовыражения, передавать эмоции и чувства движениями (атлет, танцор, актер),  использовать руки для трансформации разнообразных вещей (ремесленник, скульптор, механик, хирург). Музыкальный Речь идет о способности воспринимать музыку, оценивать ее (музыкальный критик), трансформировать, создавать музыку (композитор), исполнять (исполнитель). Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек легко запоминает мелодии и способен воспроизвести. Он восприимчив к ритму.НатуралистическийНатуралист обладает способностью ориентироваться среди многих живых организмов (ботаник, ветеринар, лесник), а также обладает чувствительностью и внимательностью, интересом к определенным характеристикам окружающего мира (метеоролог, геолог, археолог). МежличностныйУмение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей. Способность коммуницировать, т.е. обмениваться информацией с другими людьми вербально и невербально, посредством языка жестов, музыки, речи.ЭкзистенциальныйСпособность и склонность формулировать вопросы о жизни, смерти и прочих экзистенциальных вещах.Интраперсональный(self-smart) Четкое видение себя , понимание своих сильных и слабых сторон, ограничивающих убеждений, мотивации, настроений, желаний. Высокий уровень самоконтроля,  понимания себя, самооценки (психолог, психиатр, философ). Этот вид интеллекта проявляет себя через другие виды, выделенные Гарднером.Сначала Гарднер разработал первые 7 видов интеллекта. В своем фундаментальном исследовании “Intelligence reframed”  (1999) он решил добавить еще два вида.Определенные  виды интеллекта, считает Гарднер, проявлены у вас или вашего ребенка сильнее, чем другие. Он может быть талантлив в музыке и числах, но моторика малыша нуждается в развитии и стимулировании.А зачем нам, родителям, собственно все это нужно???? Зная о различных типах интеллекта можно подобрать такой стиль обучения, который лучше всего подойдет вашему ребенку. Такая учеба будет эффективнее и радостнее!

Информация о работе Модель структуры интеллекта по Джою Гилфорду